В схема-терапии есть такая замечательная техника – рескриптинг, или переписывание, которая применяется для трансформации негативного и травмирующего переживания детства. Рескриптинг представляет собой что-то среднее между направленным воображением и символическим моделированием. Главная цель техники – приведение детской части личности клиента в состояние большей безопасности и покоя, то есть, создание новых паттернов эмоционального реагирования. «Пациенты с хроническими психологическими расстройствами обычно имеют опыт травмы и насилия в детстве и, как результат, не умеют испытывать положительных эмоций, связанных с безопасной привязанностью. Они склонны испытывать стыд, беспомощность, страх, одиночество даже в ситуациях, в которых им ничего не угрожает. В ходе упражнений образы, связанные с опасностью и угрозой, перерабатываются и изменяются, а негативные эмоции заменяются на позитивные, такие как безопасность, защищенность, радость и удовольствие» [Арнтц, с. 198]. Ведущие в схема-терапии специалисты подчеркивают, что данная техника должна применяться в творческом союзе с терапевтом, который выполняет роль модератора, а иногда – помогающей фигуры [Арнтц; Уайлд]. Действительно, на самых ранних стадиях терапии специалист должен оказать свою поддержку. Однако, и в схема-терапии, и в когнитивно-поведенческой терапии, в целом, важнейшая роль придается психообразованию, то есть, просвещению клиента относительно его детских потребностей, того, как они были фрустрированы, и техник, позволяющих справиться с травмой, потому что, случившаяся когда-то, она не имеет право портить нам жизнь сейчас. в нашей сегодняшней жизни. На мой взгляд, техника рескриптинга также вполне может войти в арсенал средств, которыми человек может пользоваться самостоятельно для приведения себя в эмоциональный и любой другой баланс, для эффективного воздействия на характер его отношений с миром, и, следовательно, для улучшения качества его жизни. Я модифицировал эту технику для самостоятельного применения, и, после апробации с несколькими клиентами, пришел к выводу о её пользе. Делюсь).
Техника самостоятельного рескриптинга в воображении
1) Закрываем глаза и расслабляемся. Можно использовать любую технику релаксации, например, сосредоточение на дыхании:
Продолжительность около 3-5 минут.
Постарайтесь дышать как обычно. Почувствуйте, что происходит при дыхании. Напряжение и расслабление постоянно сменяют друг друга. В этом вся суть дыхания. Оно дарит внутреннее спокойствие и безмятежность.
Сядьте и примите позу для медитации. Или лягте на спину. Теперь начинайте наблюдать за своим дыханием и мысленно произносить при каждом дыхательном движении:
Я делаю вдох..., я делаю выдох...
Я делаю вдох..., я делаю выдох...
Понемногу начинайте обращать внимание и на промежутки между вдохом и выдохом. Там всегда получается небольшая пауза. Замечайте её.
Вдох...Пауза...Выдох...Пауза...
Некоторое время оставайтесь с дыханием. Возможно, ваше внимание начнет ускользать, но возвращайтесь к наблюдению дыхания. Закончите упражнение на выдохе.
2) Желательно продолжать держать глаза закрытыми, но, если это кажется затруднительным, можно сосредоточиться на какой-нибудь точке на полу, стене или потолке. Теперь представьте себя в какой-либо стрессовой ситуации, постарайтесь именно «присутствовать» в ней, прочувствовать её и эмоции, которые с ней связаны. Попробуйте определить для себя эти эмоции – что это – печаль, тревога, стыд, вина, страх? Может быть, это – чувство одиночества? Соприкоснитесь со своими эмоциями и почувствуйте их.
3) После того, как вы сосредоточитесь на эмоции, «сотрите» сцену, которую вы представили, из своего воображения. Проследите, какие образы возникают на освободившемся месте? Не всплывает ли какое-либо воспоминание из детства? Будьте готовы к тому, что может возникнуть известное вам воспоминание, но может появиться и что-то, давно, казалось бы, забытое – позвольте проявиться любой сцене, любому образу.
4) Воспоминание обычно является всё сразу, то есть, мы не проживаем травмирующую ситуацию поэтапно, как она разворачивалась в свое время в реальности, мы получаем его «целиком», но в наших силах найти ту его точку, в которой развитие ситуации могло пойти разными путями. Найдите эту точку и сосредоточьтесь на ней и вашей эмоции. Определите для себя, что именно вы чувствуете здесь, в этой точке вашего воспоминания. Страх? Беспомощность? Тревогу?
5) Ответьте себе на вопрос: «Чего я хочу прямо сейчас?». После этого, начинайте «прописывать» последующее развитие событий в соответствии с тем, что вы хотите.
Если это был момент, перед тем, как кто-то нежелательный, пугающий вас, входит к вам в комнату, или как-то ещё вторгается в ваше пространство, «разворачивайте» его движение вспять, «уводите» его прочь еще до момента прямого контакта с вами.
Если кто-то готов совершить против вас агрессию, «охладите» его доводами, призывающими к разумному поведению, в том числе, с напоминаниями об опасных последствиях для самого агрессора.
Если вас вот-вот кто-то начнет оскорблять и осыпать бранью, выйдите из помещения, или упредите обидчика какими-то неожиданными словами, которые его обезоружат.
Если вы готовитесь стать свидетелем чего-то ужасного, не дайте себе присутствовать при этом – любым способом.
Если вы вот-вот столкнетесь с холодным равнодушием близкого человека, скажите ему, как вы к нему относитесь, и расскажите о своих чувствах относительно его равнодушия, пожалуй, его можно даже пожалеть, сами знаете почему.
Если в этом воспоминании неблаговидно повели себя вы сами, не дайте себе совершить тот поступок, который вы некогда совершили, просто удержите себя от него.
Если вы чувствуете, что вам не хватает собственных сил, чтобы справиться с человеком или несколькими людьми – участниками травмирующей ситуации, призовите «помощника» – любую фигуру, реальную или нет, к которой вы испытываете доверие. Это может быть кто-то из родителей, или родственников, или учителей, или друзей, или тренер, или психотерапевт, или герой из каких-то произведений. Тот, в способности которого вступиться за вас, вы не сомневаетесь.
6) Перепишите эпизод так детально, как сможете, имея в виду, что степень правдоподобия создаваемой картины должна вас заботить в последнюю очередь. Единственное правило – эпизод должен завершиться для вас позитивно.
Источники:
Арнтц А., Якоб Г. Практическое руководство по схема-терапии. Методы работы с дисфункциональными режимами при личностных расстройствах. М.: Научный мир, 2016. - 320 с.
Уайлд Дж., Кларк Д. Рескриптинг ранних травмирующих воспоминаний, запускающих социофобию // http://associationcbt.ru/article/reskripting-rannikh-travmiruyushhikh-vos/
Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:
Код для вставки на сайт или в блог:
Код для вставки в форум (BBCode):
Прямая ссылка на эту публикацию:
Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц. Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта. Материал будет немедленно удален. Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях. Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.
На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.