|
Арт-терапия в производственном коллективеАвтор статьи: Демидова Елена Сергеевна
"Арт-терапия — это система психологических и психофизических лечебно-коррекционных и профилактических воздействий, основанных на занятиях клиента (пациента) изобразительной деятельностью, при построении и развитии психотерапевтических отношений. Она может применяться с целью лечения и предупреждения различных болезней, для коррекции нарушений поведения и адаптации, реабилитации лиц с психическими и физическими заболеваниями и психосоциальными ограничениями, для достижения более высокого качества жизни и развития человеческого потенциала....." (А.Копытин, Б.Корт. Техники телесно-ориентированной арт-терапии). Хотелось бы поделиться практикой арт-терапевтической работы с коллективом руководящего состава на производственном предприятии. В данном случае арт-терапия была выделена в качестве отдельного занятия в программе обучения персонала (тематика обучения "Эффективное взаимодействие в системе "Руководитель-Подчиненный"). Основная аудитория: руководители подразделений, смен, бригад. Цель занятия: снижение эмоционального напряжения и тревожности, повышение уровня сплоченности группы, формирование представления о важности совместной деятельности. Длительность: от 60 мин. и более зависит от количества участников, в нашем случае одна группа включала 6 человек. Занятие проводилось в технике "свободного рисунка" (М. Шевченко. Рисуночные тесты для детей и взрослых). Оборудование: Листы формата А3 для акварели, кисти (№3 и №6), гуашь на 12 цветов, все по количеству участников. Задание: "Нарисуйте все, что Вам захочется" Процедура проведения:
Какие эмоции и чувства испытывали участники, когда пришлось изменять рисунок соседа? Какие эмоции и чувства испытывали, когда видели, как изменяют ИХ рисунок? Нравится ли то, что получилось в итоге? Что Вам пожелали и какие качества отметили Ваши коллеги? (каждый зачитывает) В итоге, как правило, все остаются довольны как полученным рисунком, так и занятием в целом. Многие отмечают, что при изменении рисунка соседа "переживали.., старались не испортить, интересовались мнением соседа". Также отмечают, что полученный рисунок гораздо насыщенней, ярче и интересней исходного. Обсуждение того, что пожелали часто сопровождается смущением, но, в итоге, вызывает удовлетворение. В конце, я обычно использую метафору соответственно тематике текущего обучения: "Вспомните Ваши исходные рисунки, какие они были до того, как в них были внесены изменения. Представьте, что этот рисунок - это Ваш новый работник, который только пришел к Вам в коллектив, на самом начальном этапе,- это Ваше видение его. А далее, так же как и в процессе дорисовки, Вы аккуратно и бережно, путем совместных, коллегиальных усилий вносите в него необходимые изменения, способствуя его профессиональному росту, развитию творческого потенциала, обретению ощущения комфорта в рабочем коллективе. Ваш конечный рисунок, насыщенный, яркий, интересный - это Ваш настоящий работник - активный, инициативный, удовлетворенный трудом, профессионал своего дела, тот, которого Вы получили, в результате затраченных Вами и вашими коллегами усилий. Помните, что Ваш коллектив, его эффективность, психологический климат - это результат, в первую очередь, Ваших усилий, Ваших эмоционально-волевых, морально-нравственных, творческих и трудовых ресурсов, затрат. И при этом Вы всегда можете обратиться за помощью к своим коллегам, которые, также, бережно, аккуратно и старательно внесут свою лепту в Ваш творческий трудовой потенциал." Проведение такого рода занятий способствует снятию эмоционального напряжения его участников, повышению уровня сплоченности группы, ее психологического климата. Каждый участник получает заряд положительных эмоций от позитивных пожеланий и внимания своих коллег, снижается антипатия друг к другу. Появляется видение результата совместной работы, поскольку дополненный рисунок, как правило, реально, интересней в эстетическом восприятии. При желании можно проинтерпретировать полученные рисунки (очень удачная интерпретация в книге М.Шевченко), обозначить отдельные личностные качества кажому участнику, дать рекомендации по их развитию и контролю. Итнересно запечатлеть рисунки "до и после" и вывести их для сравнения на проектор. Метафору также можно менять согласно вашим целям и задачам. Рисунок , как правило, остается на память участникам. Интересно и полезно устраивать на предприятии выставки таких совместных работ. Соответственно, эту арт-терапевтическую технику можно использовать в работе с любой социальной группой, по любой тематике. Надеюсь статья была Вам полезной! Литература:
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|