Арт-терапия в производственном коллективе

Арт терапия в производственном коллективе

Арт-терапия- одно из интереснейших психологических направлений и не нуждается в рекламе, его пользу сложно не до оценить.

"Арт-терапия — это система психологических и психофизических лечебно-коррекционных и профилактических воздействий, основанных на занятиях клиента (пациента) изобразительной деятельностью, при построении и развитии психотерапевтических отноше­ний. Она может применяться с целью лечения и предупрежде­ния различных болезней, для коррекции нарушений поведе­ния и адаптации, реабилитации лиц с психическими и физи­ческими заболеваниями и психосоциальными ограничениями, для достижения более высокого качества жизни и развития человеческого потенциала....." (А.Копытин, Б.Корт. Техники телесно-ориентированной арт-терапии). 

Хотелось бы поделиться практикой арт-терапевтической работы  с коллективом руководящего состава на производственном предприятии.

В данном случае арт-терапия была выделена в качестве  отдельного занятия в программе обучения персонала (тематика обучения "Эффективное взаимодействие в системе "Руководитель-Подчиненный").

Основная аудитория: руководители подразделений, смен, бригад. 

Цель занятия: снижение эмоционального напряжения и тревожности, повышение уровня сплоченности группы, формирование представления о важности совместной деятельности.

Длительность: от 60 мин. и более зависит от количества участников, в нашем случае одна группа включала  6 человек.

Занятие проводилось в технике "свободного рисунка"  (М. Шевченко. Рисуночные тесты для детей и взрослых).

Оборудование: Листы формата А3 для акварели, кисти (№3 и №6), гуашь на 12 цветов, все по количеству участников.

Задание: "Нарисуйте все, что Вам захочется"

Процедура проведения:

  • Участники получают необходимое оборудование, задание и приступают к работе. На работу отводится 10-15 мин. Проводится обсуждение рисунков, которые получились: Что нарисовано? Какие эмоции и чувства хотели передать? Какие эмоции и чувства испытывали в процессе рисования?
  • Далее участники получают задание:"обменяться рисунками с соседом справа, по часовой стрелке, и дорисовать его рисунок так, как считают нужным. А так же оставить начальному автору рисунка пожелание и отметить какое-либо его положительное качество".На дорисовку дается 10-15 мин. Этот этап заканчивается тогда, когда к каждому участнику возвращается его рисунок. Для удобства  написания пожеланий и качеств, к листу желательно прикрепить несколько стикеров, чтобы не портить рисунок. В нашем случае, надписи осуществлялись в любом свободном месте рисунка (это не очень удобно в эстетическом плане)
  • Затем проводится обсуждение процедуры занятия:

Какие эмоции и чувства испытывали участники, когда пришлось изменять рисунок соседа?

Какие эмоции и чувства испытывали, когда видели, как изменяют ИХ рисунок?

Нравится ли то, что получилось в итоге?

Что Вам пожелали и какие качества отметили Ваши коллеги? (каждый зачитывает)

В итоге, как правило, все остаются довольны как полученным рисунком, так и  занятием в целом. Многие отмечают, что при изменении рисунка соседа "переживали.., старались  не испортить, интересовались мнением соседа". Также отмечают, что полученный рисунок  гораздо насыщенней, ярче и интересней исходного.

Обсуждение того, что пожелали часто сопровождается смущением, но, в итоге, вызывает удовлетворение.

В конце, я обычно использую метафору соответственно тематике текущего обучения:

"Вспомните Ваши исходные рисунки, какие они были до того, как в них были внесены изменения.  Представьте, что этот рисунок - это Ваш новый работник, который только пришел к Вам в коллектив, на самом начальном этапе,- это Ваше видение его. 

А далее, так же как и в процессе дорисовки, Вы аккуратно и бережно, путем совместных, коллегиальных усилий вносите в него необходимые изменения, способствуя его профессиональному росту, развитию творческого потенциала, обретению ощущения комфорта в рабочем коллективе.

Ваш конечный рисунок, насыщенный, яркий, интересный - это Ваш настоящий работник - активный, инициативный, удовлетворенный трудом, профессионал своего дела, тот, которого Вы получили, в результате затраченных Вами и вашими коллегами усилий.  Помните, что Ваш коллектив, его эффективность, психологический климат - это результат, в первую очередь, Ваших усилий, Ваших эмоционально-волевых, морально-нравственных, творческих и трудовых ресурсов, затрат. И при этом Вы всегда можете обратиться за помощью к своим коллегам, которые, также, бережно, аккуратно и старательно внесут свою лепту в Ваш творческий трудовой потенциал."

Проведение такого рода занятий способствует снятию эмоционального напряжения его участников, повышению уровня сплоченности группы, ее психологического климата. Каждый участник получает заряд положительных эмоций от позитивных пожеланий и внимания  своих коллег, снижается антипатия друг к другу. Появляется видение результата совместной работы, поскольку дополненный рисунок, как правило, реально, интересней в эстетическом восприятии.

При желании можно проинтерпретировать полученные рисунки (очень удачная интерпретация в книге М.Шевченко), обозначить отдельные  личностные качества  кажому участнику, дать рекомендации по их развитию и контролю. Итнересно запечатлеть рисунки "до и после"  и вывести их для сравнения на проектор. Метафору также можно менять согласно вашим целям и задачам.

Рисунок , как правило, остается на память участникам. Интересно и полезно устраивать на предприятии выставки таких совместных работ.

Соответственно, эту арт-терапевтическую технику  можно использовать в работе с любой социальной группой, по любой тематике.

Надеюсь статья была Вам полезной! 

Литература:

    А.Копытин, Б.Корт. Техники телесно-ориентированной арт-терапии.
    М. Шевченко. Рисуночные тесты для детей и взрослых.


Просмотров: 343
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Как расшифровать фрактальный рисунок. Нарисуйте своё "Я"
  • Как "читать" детский и подростковый рисунок. Руководство для родителей
  • Ощущения. Эмоции. Чувства. Часть №5 "Трансформация эмоций и подмена чувств"
  • Изменения в процессе работы с психологом: "Плюсы" и "Минусы"
  • Почему тянет к "недоступным" и встречаются "все какие-то не те"
  • Ощущения. Эмоции. Чувства. Часть №1 "Вводная"
  • "Птичий двор" или "Чудеса МАК и Арт-рисунка"
  • Эмоции, чувства и дети...игра "Звездочет эмоций"
  • Ощущения. Эмоции. Чувства. Часть №3 "Эмоции"
  • Ощущения. Эмоции. Чувства. Часть №4 "Чувства"
  • "Семейное захватничество": родители, которые "убивают" своих детей
  • Метафорические карты"Персона", "Хабитат", "Роботы" в работе с эмоциями.
  • Как лечить болезни "жара"? Когда "жар" болеет "холодом".
  • Эмоции и чувства - "краски жизни".
  • Предмето-человек, тренер глазами участников психотерапевтической группы "Начало"
  • Техника "Автопортрет". "Цвета и чувства". И мой портрет с комментарием.
  • Психоанимационная терапия. Символ-образы "Поляна", "Цветок"
  • Вам к психологу - "ни в коем случае" или "да, конечно"?
  • Ощущения. Эмоции. Чувства. Часть №2 "Ощущения"
  • Когда "отпускать" ребенка или как не сделать из него "мамсика".
  • Кто ты: "пассажир" или "творец своей жизни". Анализ фильма "Пассажиры"
  • "Я хочу чтобы меня любили" или "когда я смотрю на небо"
  • Авторская техника "Синематограф" ("Соре", "Персона","Он")
  • Искать ли "своего" человека или "лепить из того, что есть"?
  • "Воспитание детей. О связи "ленивой" ментальности и родительского "надо"!
  • Сколько стоит психолог (или как можно за "поболтать" такие деньги "отваливать")?
  • "Мы были бы отличной парой, если бы не ТЫ" или "Почему моя жена стала Ведьмой"
  • "Хорошая" девочка и "плохие" эмоции
  • Наш рисунок-наши чувства.
  • "Что можно подарить девушке-еврейке?". " Газовую камеру!"



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь