|
Как достичь гармоничных взаимоотношений с окружающими?!Автор статьи: Вьюгин Иван Владимирович
В этой статье мы разберем, как строить гармоничные взаимоотношения с окружающими, начиная от продавщицы, в магазине напротив вашего дома, до близких и ценных нам людей. Многие испытывают проблемы в том, что их отношения не приносят удовольствие и радость. Особенно это болезненно, когда речь идет об отношениях с мужем (женой), с начальником (или коллегами по работе), с детьми или родителями. Чем ближе нам человек, тем сильнее мы переживаем возникающие ссоры, обиды, непонимание. Каждодневное общение с малозначимыми нам людьми, так же часто бывает причиной плохого настроение. Например, если вас «обсчитали» в магазине или оскорбили в общественном транспорте, вряд ли это прибавит позитивных эмоций, а в крайних случаях может вообще испортить настроение на весь день. Обычно все эти и многие другие проблемы в отношениях с окружающими возникают, когда смешиваются те роли, которые мы играем в них, нарушаются границы личности и подменяется сама суть отношений. Давайте разберем три основных типа отношений. Три типа отношений:
1) Коммерческие отношения строятся на четких и жестких договоренностях. Они взаимовыгодны и не подразумевают сильной эмоциональной включенности. Основа хорошего бизнеса строится как раз на таких отношениях, между партнерами по бизнесу, покупателем и продавцом, заказчиком и исполнителем. Суть этих отношений во взаимовыгодном обмене. 2) Отношения с авторитетом, пожалуй, первые из всех отношений, которые мы учимся строить. Они проявляются в том, что есть роль человека, который знает и умеет больше и роль, того кто у него учится, перенимая его опыт и знания. В детстве роль авторитета по отношению к нам играли наши родители, воспитатели и учителя. Во взрослой жизни авторитетом может служить, например, человек у которого мы учимся чему-то совершенно новому, в чем у нас вообще нет опыта. Мы так же можем быть авторитетами для своих детей или тех, кого мы обучаем чему либо. Такие отношения характеризуются полным контролем со стороны одного человека и зависимостью со стороны другого. 3) Равноправные отношения по большей части заключаются в установлении определенной договоренности между людьми, которая позволяет поддерживать баланс между нуждами и желаниями каждой из сторон. Такие отношения не вызывают зависимости одного от другого, но и не являются коммерческими, где присутствует большая дистанция. Примером, могут служить отношения между мужчиной и женщиной, друзьями, коллегами на работе. В этих отношениях наши интересы и потребности не могут быть полностью удовлетворены, так как нам нужно учитывать и потребности другого, которые могут не совпадать с нашими. Поэтому мы прибегаем к компромиссу, то есть частичному удовлетворению наших потребностей. Если переложить это разделение отношений на нашу жизнь, то мы в большинстве случаев сможем определить, где и в какой форме нам бы хотелось стоить наши взаимоотношения. Так же пользуясь вышеописанной типологией мы можем с легкостью увидеть как окружающие или мы под час путаем те роли, которые адекватны в происходящей ситуации. Например, при воспитании ребенка, когда он маленький важна роль авторитета, на который можно ровняться. Но когда мы говорим о подростковом периоде, то важно постепенно строить равноправные отношения, которые учат независимости и принятию ответственности. Если по каким либо причинам в родительской семье подменяются роли, то позже во взрослой жизни человек может столкнутся с множеством трудностей как во взаимоотношениях, так и в личностной сфере. Об этом я подробно рассказываю в тренинге «Внутренний ресурс уверенности», поэтому здесь я только подчеркиваю большую значимость нашего прошлого опыта, корни которого уходят в детства. Другой пример смешивания ролей достаточно часто встречается на работе. Изначально рабочие отношения носят коммерческий характер, сотрудник фирмы, продавец супермаркета, или работник гос. учреждения отдает свое время и знания в замен на заработную плату. У обеих сторон есть свои права и обязанности, которые часто даже прописаны на бумаге. Но если они есть на бумаги, это не значит, что они соблюдаются. Часто начальник обремененный властью, начинает играть роль авторитета, пытаясь сделать из своих сотрудников послушных и безвольных роботов. Или наоборот сотрудники не отличающиеся большой степенью сознательности и ответственности, могут играть роль ребенка, который «ничего не знает и ничего не понимает». Есть менее значительные ситуации, например, когда вам пытаются навязать ненужный вам товар в магазине, или просто грубят. Здесь так же нарушается граница коммерческих отношений и они приобретают личностный и эмоционально насыщенный характер. Что же делать, когда отношения начинают смешиваться, а роли путаться? В первую очередь нужно определиться, в какой сфере и почему вас не устраивает тот контакт, который существует. Возможно, вас устраивает, что где то вы играете роль тирана или маленького ребенка и те на ком вы отрабатываете эту модель поведения тоже не против. Если же нужны изменения, то начните разделять все ваше взаимодействие с окружающими на те, три типа, которые мы разобрали выше. Если вы хотите гармоничных отношений с мужем (женой), то обсуждайте те проблемы, которые вас тревожат и старайтесь прийти к компромиссу (равноправные отношения). Если у вас маленький не послушный ребенок, то станьте тем человеком, на которого он сможет ровняться, т.к. дети всегда как зеркало копируют поведение и поступки родителей. Если у вас тиран начальник, начните отстаивать свои права и прояснять заблуждение по поводу его всемогущества. Да и просто, если вам встречаются грубые и наглые люди, не упускайте возможность ставить их на место! В помощь вам и вашим отношениям рекомендую тренинг «Внутренний ресурс Уверенности». Вот здесь вы можете пройти его бесплатно - http://self-act.ru/sz_vnutrenni_resurs_yverennosti.htm На этом у меня все, пока-пока. Иван Вьюгин (аналитический психолог, бизнес тренер). Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|