|
Нужно ли с ребёнком учить уроки?Автор статьи: Плотникова Юлия Анатольевна
Этот, казалось бы, простой вопрос на самом деле выливается в большую тему для обсуждения. Кто - то считает, что с ребёнком обязательно надо сидеть и делать уроки, кто - то совершенно против такого подхода. Но.. Каждый родитель сам выбирает методы обучения и воспитания своего ребёнка. 1. Если родитель считает, что обязательно нужно учить уроки с ребёнком. "А как же, обязательно надо учить уроки с ребёнком, сам - то он неизвестно чего напишет - нарешает, всё надо проверять." "Да вы знаете, какая у них сейчас программа! Он сам ничего не понимает! Я обязательно с ним сижу!" "Мой ничего не помнит, что в классе говорят. Дома приходится всё заново объяснять. Сидим с уроками до ночи". Таких примеров родительских высказываний можно привести очень много. И в каждом из них читается одно - я сомневаюсь в своём ребёнке, боюсь, что он не справится самостоятельно с заданиями. Поэтому я должна (должен) всё держать под контролем. Контроль - это залог спокойствия родителя и принятие ответственности ребёнка за выполнение уроков на себя. Ответственность - это право и обязанность отвечать за свои поступки и действия. Мама (папа, бабушка) взяла эту ношу на себя и несёт её, а ребёнок идёт налегке. И что же тогда происходит? Если мама думает про уроки своего ребёнка, то ему, соответственно, нет в этом никакой необходимости. Забыл в школе задание записать, да и ладно, ведь мама всё равно узнает, что задано - позвонит учительнице, одноклассникам, их родителям. На уроке смотрел в окно, ничего не запомнил - мама дома объяснит пропущенный материал заново, уж она точно всё знает. Уроки делаются без охоты, под давлением и надзором взрослых, да и от всего обучения эффекта нет. Если нет интереса, то из головы все знания улетучиваются. Ребёнок в такой ситуации не понимает, что такое ответственность, ведь он не пробовал её "на вкус", ему этого просто не давали. Кажется, если мама отойдёт на минутку и перестанет контролировать, то не справишься, сделаешь ошибку, не то напишешь и не так сосчитаешь. Контроль мамы напрямую связан с доверием к ребёнку. Если он чувствует недоверие, то растёт неуверенность в себе и падает самооценка. Как правило, такие дети долго остаются инфантильными, не умеют принимать решения, не знают, чего хотят в жизни, делают, что им скажут, идут учиться туда, куда устроят родители и т.д. 2. Если родители не интересуются уроками и обучением ребёнка. Некоторые родители или сознательно придерживаются такого подхода к обучению или в силу каких - то причин устраняются. "Пусть сам всё делает, с нами никто не учил уроки, и ничего - выучились, выросли." "У меня совершенно нет времени заниматься твоими уроками, работаю с утра до ночи." Ребёнку в такой ситуации бывает непросто. Он знает, что ему никто не поможет и может рассчитывать только на себя. Всю ответственность за уроки, за обучение он несёт один, и, на самом деле, это действительно сложно. Если ребёнок с сильным характером, хорошими способностями, внутренним стержнем, усидчивый, то он справится с этой задачей и станет ещё сильнее и увереннее. "Я всё могу!" Если же у ребёнка нет таких качеств, то ему будет сложно без поддержки взрослых. Появляется неуверенность, с которой трудно идти по жизни. "У меня ничего не получается". 3. Родители системно подходят к обучению и выполнению уроков.
Родители, у которых меньше страхов и больше доверия своему ребёнку, пробуют разные варианты решения ситуации с выполнением домашних заданий. В раннем возрасте у детей вырабатываются самые простые алгоритмы действий, которые затем формируют привычку. Алгоритм - это порядок действий, совершаемых для получения результата. Например: - проснулся - почистил зубы, умылся; - пришёл с улицы - помыл руки; - встал утром с кровати - убрал постель. Когда это выполняется постоянно, в системе, то человек это делает автоматически. Точно также можно сформировать ребёнку привычку "учить уроки самостоятельно". В распорядок дня вводим удобный для всех алгоритм действий и обязательно закрепляем его до получения результата. Результат в данном случае - чтобы ребёнок сам садился и делал уроки, без напоминаний, без контроля со стороны взрослых. Например: ребёнок приходит из школы, обедает, отдыхает, полчаса играет, потом делает уроки с перерывами по 10 минут. Чтобы достичь результата, постарайтесь поначалу не нарушать порядок действий. Если вы решили делать уроки после обеда или после прогулки, то так и делайте, пока ребёнок не привыкнет и станет делать это самостоятельно. Идеальный вариант заведения такого порядка - первый класс. На этапе написания палочек и закорючек потери будут минимальные, если что - то не получится, или ребёнок забудет сделать задание, заиграется. Мудрые родители не станут делать трагедии из - за пустяков, а правильно отреагируют и скажут, что он (она) всегда может рассчитывать на помощь в случае чего. Ребёнку очень важна эмоциональная поддержка, его нужно подбадривать, ведь именно уверенность в своих силах - это ключ к успеху. В любом случае, для родителя приоритетным должно быть психоэмоциональное состояние ребёнка, а при правильном подходе он быстро научится быть ответственным за свои дела, учёбу. Обсуждая с ребёнком вопросы школьной жизни, советуйтесь с ним на равных, для него это важно. "Я большой, со мной советуются, обсуждают, мы вместе с папой и мамой решаем серьёзные вопросы." Это придаёт не только уверенность, внутреннюю силу маленькому ученику, но и делегирует право быть ответственным за свою жизнь. Главное - это мне доверяют. В такие моменты "растут крылья". Очень важно при выполнении уроков выйти на позитивный эмоциональный настрой и закрепить его. Состояние радости притягивает нас, мы на всю жизнь запоминаем радостные моменты детства, нам приятно их вспоминать, они не стираются из памяти с годами. На первоначальном этапе, возможно, понадобится ваша помощь ребёнку, чтобы вникнуть в задание, понять. Как только вы почувствуете, что он справляется сам - отходите. "У тебя всё прекрасно получается, дальше выполняй сам". Если ребёнок устал, берите паузу, пусть отдыхает. В конце выполнения уроков должно быть хорошее настроение, очень важно завершить дела и закрепить состояние радости и позитива. "Ура! У меня всё получилось!" Наш мозг формирует связь: Учиться приятно. В заключение хочется пожелать всем родителям учеников и учителям мудрости в выборе не только способов и подходов к обучению, но и слов, которые вы говорите детям; терпения для каждого ребёнка, доброты и любви, силы для преодоления сложностей. P.S. Если статья Вам оказалась полезной, то нажимайте на кнопочку "сказать спасибо".
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|