|
Ответственность родителейАвтор статьи: 404
Для тех, чья работа, так или иначе, связана со школой не секрет, что в настоящее время существует тенденция со стороны многих родителей обвинять педагогический коллектив во всех возможных бедах, случающихся с их чадом. Начиная от успеваемости и поведения и заканчивая, к сожалению, многими трагическими случаями. И как раз, когда такие случаи происходят, эти обвинения летят во все стороны с новой силой, причем не только от родителей, но и от людей часто посторонних. И именно тут часто под градом обвинений оказывается и школьный психолог. Попробуем рассмотреть данную позицию с разных сторон. С одной стороны, любой учитель, осознанно выбравший данную профессию, старается дать детям то, что может в меру своих сил и возможностей. Те, кто выбирает эту профессию неосознанно, просто по ней не работают, так как это достаточно низкооплачиваемая и достаточно вредная для психического и физического здоровья профессия. То есть, те, кто работает учителями, уже изначально хотят работать с детьми, хотят учить детей, и, скорее всего, их любят, в той или иной степени. Вопросы профессионального выгорания пока оставим вне рассмотрения данной статьи. Суть в том, что это люди, альтруисты, загруженные далеко не только педагогической работой. При этом они часто критикуемы людьми, совершенно не знакомыми со спецификой их непростой работы. К сожалению, родители часто, если они не справляются с воспитанием своего ребенка, пытаются возложить свои обязанности на учителей, с которыми ребенок, не только практически не имеет личного общения (так как детей много), но и вообще пребывает с ними гораздо меньше чем дома. Ситуация обостряется, когда происходит что-то действительно страшное…потому что помимо родителей, на школу «набрасываются» проверяющие органы, СМИ и просто все неравнодушные к тому или иному ребенку, с которым приключилась беда (или который, наоборот, стал причиной беды, как в одном из случаев, случившихся недавно). Особенно удивляет, что часто винят педагогов-психологов - недоглядели, не предприняли мер, предупредивших бы такое поведение. Педагог-психолог, который в одиночку работает в среднем с полутора тысячами учеников (а часто и больше). И родители, у которых 1-2 ребенка, которые его родили, воспитали, которые его знают лучше других (ну, или должны знать), поддержка и понимание которых для ребенка важнее любого психолога. Немного о психологах в школе. Конечно, если специалист действительно работает, то он знает приблизительную ситуацию в каждом классе, наименее адаптированных к социуму ребят, «группу риска» и т.д. Но основная проблема в этом вопросе – отсутствие времени (поскольку он один а детей сотни и тысячи), а главное, согласия родителей тех детей, которым в первую очередь нужна психологическая помощь. Древний страх социального осуждения и непривычное и такое пугающее слово «психолог» заставляет многих сторониться, и как показывает практика в школе, чаще всего отказываются от психолога именно те, кому он нужен. Как же в таком случае оказать, помощь, предупредить, предотвратить возможную трагедию в зародыше? С другой стороны, родителей, конечно, можно и нужно понять. Отказ от собственной ответственности за воспитание своих детей в большинстве случаев может говорить о защитном механизме, о той беспомощности, которую многие испытывают. Этакая разновидность регрессии до состояния капризного ребенка, «это вы во всем виноваты», негативизм и враждебность по отношению к школе. Интересен факт, что данной беспомощности и «инфантилизации» подвержено все общество при возникновении резонансных случаев. Никто не вспоминает родителей, которые были рядом с этим человеком всю жизнь, воспитали его, которые могли выстроить отношения доверия, понимания и принятия и предотвратить эти ситуации. Зато все вспоминают школу, учителей, одноклассников (если речь заходит о травле). Только вот родители, в отличие от остальных, не несут ни уголовной, ни административной ответственности, хотя ответственность за воспитание ребенка они несут гораздо больше, чем все вышеперечисленные… Нельзя также снимать и ответственность и с самих детей. Несмотря на возраст, уже даже с 7 лет они вполне осознанно совершают поступки и могут регулировать свое поведение. Однако в социальном и юридическом плане они защищены еще лучше, поэтому им ответственности зачастую удается избежать. И, как это ни парадоксально, для того, чтобы помочь в этой ситуации родителям и ребенку, нам часто приходится становится на их сторону, поддержать их, помочь вернутся в состояние взрослого. И тогда психолог, возможно, уже не будет таким «врагом», на которого, как и на учителей, пишутся жалобы, к которым приходят с диктофоном и другие проявления подозрительности и косвенной агрессии, вытекающей все из того же бессилия и беспомощности… Ну и нельзя не сказать о том, что учителя, а порой и психологи, бывают сами виноваты в том, что эти обвинения звучат в их адрес. Увы, недобросовестные учителя и психологи есть. Тут и проблема низко квалифицированных кадров, так как хорошие специалисты, как правило, в школу не идут из-за низкой зарплаты, и профессионального выгорания, которое приводит часто с нетерпимости, возможно даже, грубости со стороны педагогов. Таким образом, при возникновении конфликтной ситуации, важно смотреть на нее с разных сторон. И суметь понять даже, возможно, враждебные выпады родителей, которые просто не знают, что делать. С другой стороны, хочется верить, что когда-нибудь, люди поймут, с чего начинается человек и, что все проблемы и нарушения поведения «родом из детства» и что, может быть, их лучше предотвратить, чем потом иметь дело с последствиями… Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|