Формулировать психологические рекомендации для родителей одновременно и просто и сложно. Советы, безусловно, гораздо легче давать, чем их выполнять. Сложности и в том, что каждый ребенок уникален, каждая семья уникальна – это требует уважения и принятия, индивидуального подхода со стороны психолога. То, что подходит одной семье, может совсем не подходить другой. В настоящее время много говорят о гуманном отношении к детям, о необходимости находиться рядом с ребенком, что позволит ему благополучно развиваться. Есть опорные точки и ресурсы родительства, о которых важно знать взрослым. Некоторым аспектам сохранения психологического здоровья ребенка и посвящены данные психологические рекомендации для родителей:
Примите своего ребенка таким, какой он есть. Это одна из самых сложных рекомендаций на практике. Важно осознавать, что в ребенке очень много от Вас, родителей, и вместе с тем он отличается, обладает своей душой и своими желаниями, интересами. Важно понять, что ребенок никогда не сможет соответствовать всем родительским ожиданиям. А вот в условиях завышенных родительских требований, непринятия различных особенностей ребенка, он часто теряет самое главное – психологическое здоровье.
Будьте чуткими к потребностям ребенка в любви, уважении, защищенности («Я очень люблю тебя», «Я так рада, что ты у меня есть»). В младенчестве, раннем и дошкольном возрасте дети особенно нуждаются в телесном контакте, объятиях. Да и подросток периодически нуждается в такой поддержке от родителя.
Не спешите во всем сразу помогать. Самостоятельное преодоление жизненных трудностей необходимы вашему ребенку во взрослой жизни. В то же время будьте рядом, направьте при необходимости в сторону возможного решения проблемы («Давай вместе подумаем, что можно сделать в этой ситуации…»).
Не оставляйте без похвалы положительные проявления ребенка («Как здорово ты это придумал», «Как я радуюсь за тебя»). Замечайте его достижения и усилия ("Я вижу как ты стараешься...", "У тебя это получилось здорово...").
Умейте поддержать и в случае неуспеха ребенка. В это время он больше всего нуждается в вашей поддержке («Все будет хорошо – вот увидишь», «Так бывает…», «Это, конечно, очень огорчительно, что с тобой случилось. С другой стороны – это ценный опыт…», "Я сочувствую тебе..." и т.п.).
Старайтесь не давать оценок ребенку, больше говорите о своих чувствах («Я радуюсь, «Мне нравится, что ты…). Отрицательные чувства тоже имеют право на свое выражение («Сейчас я злюсь на тебя…» и т.п.).
Не усердствуйте в желании сделать ребенка во всем успевающим. Поверьте, «синдром отличника», «хорошей девочки», «хорошего мальчика» часто лишают человека спонтанности, свободы выражения, способствуют возникновению психологических проблем в будущем. К тому же учение с целью получения высоких отметок не развивает самое главное у детей – стремление к познанию.
Старайтесь не сравнивать ребенка с окружающими. В этом случае человека можно сравнивать лишь с самим собой («В прошлой четверти ты более успешно справился с предметами. Давай попробуем разобраться, что случилось за это время», «Еще в прошлом месяце ты не танцевала так ловко. Ты выросла за это время» и т.п.).
Позвольте выражать ребенку свои чувства, в том числе и отрицательные («Я переживаю, что ты…», «Я разозлилась, когда ты...», «Мне обидно от того, что…» и др.). Учите его этому искусству на своем собственном примере («Я очень огорчаюсь, когда ты…», «Я горжусь, когда ты…» и т.п.).
Умейте прощать детей и сами просите у них прощение. Помните, они учится этому важнейшему качеству в первую очередь у Вас, взрослых. Это очень ценный опыт для ребенка, поскольку он таким образом развивает терпимость и способность признавать свои промахи, несовершенство.
Разработайте систему последовательных требований, поощрений, правил и санкций за их нарушение. Требования и правила должны быть хорошо аргументированы и понятны ребенку. Важно, чтобы наказания применялись последовательно, а не были угрозой только на словах. Физическое наказание – лишь свидетельство родительской беспомощности в решении проблем, а, порой, способ разрядки своей ярости. Старайтесь не запугивать.
Выражайте отношение к поступкам, а не к личности ребенка (вместо «ты грубиян» можно попробовать «мне не нравится, в каком тоне ты сейчас разговариваешь со мной»).
Больше общайтесь со своим ребенком, рассказывайте ему о себе. Общение на равных способствует развитию ответственности, самостоятельности, позитивному отношению к себе, вере в свои собственные силы.
Дорожите временем, проведенным вместе с ребенком. Искренне интересуйтесь его делами, трудностями («Расскажи, как ты провел этот день?», «Что интересного сегодня происходило у тебя?», «Что тебя волнует…» и т.п.). Важно присутствовать не только физически, но и психологически в общении с ребенком (прокручивание мыслей о работе, других делах в момент чтения сказки ребенку или когда он вам что-то рассказывает – не в счет!).
Играйте со своими детьми, наблюдайте за детскими играми и учитесь этому у своих детей. В каждом самом серьезном взрослом есть детская часть – и она помогает расслабляться, проявлять легкость и игривость, творчество, находить контакт с собственным ребенком.
Помните, что рождение и воспитание своих детей – важнейшее событие в жизни человека. В родительстве много радостей и много сложностей. Родителями не рождаются, этому искусству учатся всю жизнь. И от умения родителя находиться рядом со своим ребенком (а как это сделать, представлено в предыдущих пунктах) зависит совместное здоровье и благополучие всей семьи.
Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:
Код для вставки на сайт или в блог:
Код для вставки в форум (BBCode):
Прямая ссылка на эту публикацию:
Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц. Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта. Материал будет немедленно удален. Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях. Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.
На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.