Психология и героическая традиция

 В предыдущей своей статье "2018 год. Подведение итогов" я обещал поделиться своими мыслями по поводу героической традиции Юлиуса Эволы. Прежде чем говорить о достоинствах его подхода, который обогащает военную теорию новым взглядом на войну не только как на суровое испытание, но и духовное преображение человека, отмечу ряд серьезных недостатков концепции этого итальянского традиционалиста. Во-первых, упорное игнорирование автором русской имперской традиции; во-вторых, ограниченный исследовательский подход, который вмещает античность и средневековье; в-третьих, говоря о крестовых походах, Эвола ни словом не обмолвился о третьем, в котором схлестнулись в яростной схватке не только христианство и ислам, но и два героя,которые стали как бы символами священной войны, а именно, Ричард Львиное Сердце и Саладин. Этот крестовый поход, исходя из точки зрения Эволы на священную войну следует считать образцовым, ибо в нем наиболее ярко и отчетливо проявился героический дух не только Запада, но и Востока, вместе с этим проявлением произошло и духовно-героическое преображение как Ричарда, так и Саладина. В-четвертых,в узкие рамки эволовой традиции не помещен такой феномен Запада как Наполеон и его войны. На примере Наполеона можно проследить его становление в русле традиции от никому не известного офицера, которым он был при осаде Тулона до военачальника в ходе итальянской кампании, в которой Бонапарт, по свидетельству генерала Лассаля проявил наибольшее величие. Как пишет Мережковский, " в две недели "нищая рвань", разбойничьи шайки" санкюлотов преображаются в македонские фаланги Александра, в римские легионы Цезаря - войска небывалые за две тысячи лет." (1) Преображается и сам Наполеон, терзаемый тулонской чесоткой, болезнью мочевого пузыря и гнилой лихорадкой. В-пятых, имперская традиция Эволы игнорирует империю не только Наполеона, но и Гитлера. Последняя хотя и извратила римский принцип, но была по сути продолжением западной имперской традиции с ложным постулатом о превосходстве нордической расы над недочеловеками.

 После этих исторических добавлений остановлюсь над тем, чем могут быть полезны взгляды Эволы в работе психолога, а также человеку, который ищет свой путь. При этом я рассматриваю феномен войны как проявления героического духа не только в военном аспекте (военные действия), но и как серьезные жизненные испытания, которые выпали на долю человеку и которые послужили толчком к его духовному пробуждению и героическому преодолению. Тут важно само преображение человека и его наполнение некой божественной силой, которая одновременно внушает страх и восхищение. Это посвященный воин, победитель самой смерти. Он прошел аскетическое очистительное испытание такой мощной силы, что перед ним открылся путь к Богу. 

 В контексте героической традиции интересно определение Эволы "малой" и "великой" или священной войны. Если "малая война соответствует экзотерической войне - кровавому сражению, ведущемуся материальным оружием против врага, против "варваров".. во имя высшего закона", то "великая" или "священная" война, напротив, имеет внутренний и нематериальный характер - эта война ведется против врага, "варвара", "неверного", которого каждый носит в себе, или который восстает всякий раз, когда индивид пытается подчинить все свое бытие духовному закону.

 Враг, проявляющийся в форме страстей, пристрастности, влечений. инстинктов, слабостей и внутренней трусости должен быть побежден, его сопротивление должно быть сломлено, он должен быть закован в цепи и подчинен духовной личности. Это условие достижения внутреннего освобождения, "триумфального мира", позволяющего личности обрести то, что выходит за пределы и жизни, и смерти." (2)

 Теперь подытожим вышесказанное. Взгляд Эволы на великую войну как внутреннюю войну со своими недостатками и слабостями, в ходе которой происходит действительное преображение человека, не только интересен сам по себе, но и должен быть принят на вооружение современной психологией, чья задача с принятием этого героического принципа несомненно не только возрастет, но и придаст психологическим методам новый, более глубокий смысл, тем самым открыв перед человечеством неведомые врата запредельных миров. Как писал в XIX веке Ф. Ницше, "Человек есть нечто, что следует превзойти". Но в отличие от итальянского мыслителя немецкий не указал пути к этому.

1. Мережковский Д.С. Собрание сочинений. Данте. Наполеон.- М,2000, с. 375.

2.Эвола Ю. Метафизика войны. - Тамбов, 2011, с. 28.



Просмотров: 350
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • "Все мужчины хотят только секса" или "Мне просто нечего им больше предложить"
  • Разница между "Любить себя", "Быть эгоистом", "Быть альтруистом"
  • "Ловушки" любви: "Ты должен/должна быть хорошим/хорошей"
  • "Я общаюсь только с высокопоставленными людьми" или "Мама, как ты меня достала".
  • "У нас Семья!" или "Нет, мы только вместе живем!"
  • "Навсегда твой" или "зачем я только это сказал?!"
  • Кто ты: "пассажир" или "творец своей жизни". Анализ фильма "Пассажиры"
  • Авторская техника "Синематограф" ("Соре", "Персона","Он")
  • Метафорические карты"Персона", "Хабитат", "Роботы" в работе с эмоциями.
  • тернистый путь от ужасного "должен" к прекрасному "хочу".
  • Когда вы перестанете быть "удобной" для многих вы сразу станете "стервой"
  • Как лечить болезни "жара"? Когда "жар" болеет "холодом".
  • "Штопор", "бочка" и "мертвая петля": осторожно, негативные состояния
  • "Я ошибка!", или "Меня не должно было быть!"
  • Быть мальчиком "хорошо" или "плохо"? Первая возможная травма маленького мальчика.
  • Как НАСЛАДИТЬСЯ формирует "иметь" и "быть сытым". Пятое движение любви.
  • Мужчины - в "пещеру", женщины - в "преглубокое озеро". Позвольте паузам быть.
  • Быть счастливым в отношениях. "Золотое" и "алмазное" правила этики
  • Цена выбора в токсичных отношениях: Быть "хорошей" или "плохой"
  • Виртуальная психотерапия на этом сайте - "за" и "против".
  • Что делать в психотерапии с "проклятиями", "сглазом" и "порчей"? часть 2
  • Что делать в психотерапии с "проклятиями", "сглазом" и "порчей"? часть 1
  • Баланс "Хочу", "Могу" и "Надо": с чего начать?
  • От "больничной койки" и "луна-парка" до "теннисного корта"
  • Термины психологии. Часть 2. "Фрустрация", "мания", "истеричка".
  • Любовный треугольник. Роли "родитель","ребенок", "взрослый".
  • Быть кем угодно, только не собой! Или как справиться с комплексом "Я-какаятонетакая"
  • "Эхо войны" ("Любовь" родины)
  • "Хочу быть счастливым человеком" или "я по другому не умею"
  • Всем "Х" нужно только "Y"



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь