Мы ожидаем, от нас ожидают...



Мы ожидаем от нас ожидают

.

Помните ли вы - чего ждали от вас ваши родители в детстве? Чего сейчас ожидают? И что ожидаете от своих детей Вы? Мир наполнен человеческими ожиданиями. Но много ли удастся припомнить ожиданий, которые сбылись?

На своей практике замечаю, что около 75%  обращений родителей за помощью к психологу связаны с желаниями родителей, а не желаниями ребенка. То есть несмотря на то, что темой запроса являются трудности, связанные с ребенком, косвенно это запрос "для родителя" а не "для ребенка". И, как правило, связано это с родительскими ожиданиями и их нереализованностью.

Почему мы ожидаем? Потому, что стремимся к комфорту и подсознательно полагаем, что если человек нами любим, любит нас, близок (это относится не только к детям), то будет делать все созвучно нашему видению мира, нашим желаниям. Но это, конечно, не так.

Чем опасны ожидания? Ожидания практически невозможно оправдать. А попытка оправдать чужие ожидания может вообще завести человека в глубины личностного кризиса. Почему? Если представить, что каждый человек - это отдельная картина мира, отдельная вселенная со своими особенностями, закономерностями, то ожидания, выстроенные в ней, "работают" только в ней, они логичны и закономерны только в ней. В другой "вселенной" другие правила и законы - потому там эти ожидания могут попросту не реализоваться не имея для этого возможности.

Соответственно, даже если одна "вселенная"  попытается жить по законам другой "вселенной" (соответствовать ожиданиям), она  может столкнуться с рядом трудностей:


- ожидания "вселенной" созданы из ее же "материала" и в другой "вселенной" просто может не быть ресурсов для его осуществления;


- стремясь соответствовать ожиданиям чужой "вселенной" теряется своя собственная (потеря идентичности и индивидуальности);


- из картины мира одной "вселенной" невозможно идеально понять и познать ожидания, созданные картиной мира другой "вселенной", субъективность восприятия неизбежна, да и сама "вселенная", которая транслирует ожидание, на самом деле может не знать, что в действительности она хочет и "прячет" под этим ожиданием; то есть может бесконечно демонстрировать желание чтобы другой соответствовал тому, чему соответствовать невозможно в принципе.

Надеюсь метафора была понятной =). Перейдем конкретнее к ожиданиям родителей от детей. Чего же ожидают родители?


1. Родители ожидают, что они полюбят ребенка сразу, а лучше заранее.

Любовь - это взаимоотношения. На их формирование необходимо время и целенаправленная активность. Потому не стоит пугаться, если чувство глубокой любви не наступает сразу же после рождения ребенка. Причем если у матери есть период беременности, в котором она уже может почувствовать (а может и нет, все индивидуально) связь с малышом, то отец лишен этого периода и начало его взаимоотношений с ребенком начинается только после рождения последнего.

2. Дети должны любить родителей просто потому, что они родители.

Конечно безусловную любовь никто не отменял, но любовь - это процесс, который ДЛИТСЯ. Это отношения, которые формируются ПОСТОЯННО.  О том, что такое любовь и как любить ребенок узнает, в первую очередь, от родителей, этому тоже надо учить.

3.  Ребенок должен всегда слушаться.

"Слушаться" - само собой подразумевает соответствие чужим ожиданиям.  Слушаться всегда и во всем даже вредно, если ваш ребенок ни разу не нарушал ваших наказов, то я бы насторожилась. Произвольность, самостоятельность, творческое мышление - в их основе лежит способность выходить за границы установленных норм. А это, как не печально для родителей, начинается с нарушений границ, установленных ими. Разумеется и соблюдать определенные границы тоже надо уметь, так что речь идет об определенном балансе.

4. Ребенок должен понимать родителей.

Ребенок познает и узнает вас также, как и вы его. Плюс он в принципе только учится слушать, понимать других людей, учится эмпатии, рефлексии и другим важным вещам. Так что прежде чем ожидать, научите понимать. И не пренебрегайте объяснениями - если вы пришли с работы, вы конечно устали, но в картине мира ребенка еще нет "пришел с работы - значит устал". Объясняйте свои эмоции и их причины, потратьте время.

5. Малышам рано объяснять сложные вещи - вырастет и сам поймет.

Это заблуждение. Можно дожить до 40, 50, 60 лет и так и не понять, что, например, если вы хотите, чтобы вас пожалели, обняли - надо так и сказать "мне грустно, обними меня", а не ходить с обиженным видом, надув щеки.  Вопросы такта, морали, чувств и др. - все это нужно объяснять, рассказывать, пояснять на реальных примерах.

6. Можно допускать манипуляции - пока маленький не поймет.

Дети все чувствуют (могут не понимать в том смысле как это понимают взрослые, но чувствуют они все). А что касается манипуляций - то тут они и взрослому фору дадут. Так что лучше не приучать к такой форме взаимодействия: мало того, что это осложнит им же социализацию, так и вам  потом аукнется.

7. Если ругаться не на глазах у ребенка, то он будет думать, что все хорошо.

Как уже сказали - дети все чувствуют. Даже если вы этого не замечаете (дети тоже умеют скрывать от вас свои переживания) - они чувствуют малейшие колебания вашего настроения. А то, что не объяснено, дает поле для фантазий и тревог.

8. Не обязательно участвовать в играх с ребенком - он может обходиться сам, играть с игрушками один.

Игра – ведущий вид деятельности ребенка дошкольного возраста. Это первое  формирования опыта малыша, на основе игры будут со временем строиться другие, более «взрослые» виды деятельности. Многие родители жалуются на отсутствие времени, на то, что ребенку (особенно интровертированному), и с самим собой играть интересно. Но совместная игра - очень важный момент как в развитии ребенка, так и в развитии ваших с ним взаимоотношений.  Этой теме позже уделим отдельно внимание.

9. Ребенок должен разделять ваши желания.

В некотором смысле ребенок - продолжение родителей, но, пользуясь метафорой, введённой ранее, эта новая "вселенная", в чем-то перекликающаяся, чем-то похожая, но продолжение не означает идентичности.  Это другая система координат и в ней действуют другие законы.

10. Если вам дается что-то легко, то и ваш ребенок должен с этим легко справляться.

И снова метафора о вселенных.  У вашего ребенка могут быть другие  склонности и способности. И даже если вам нравилась математика, и ему нравится математика, это не значит, что он тоже имеет математические  способности (иногда дети демонстрируют любовь к чему-то, подражая родителям). Или же имея способности, может не хотеть  этим заниматься, даже если вам это нравится. Может не хотеть потому, что и правда не любит это, а может быть из чувства протеста. Будьте внимательны к детям - давайте м больше возможностей проявить способности и интерес, а затем мягко направьте их к этому.

11. Ребенок должен хорошо учиться, получить высшее образование.

Конечно приятно видеть ребенка отличником, но, сами вы тоже наверное это говорили - оценки ставят (порой) не за знания. Есть множество причин, по которым ребенок может плохо учиться или не желать учиться. Проявляйте чуткость и поддержку в этом вопросе. Иногда причины плохой учебы кроятся в потере интереса, в дезадаптации или просто в том, что ребенок не может проявиться свои способности в конкретных условиях.

12. Ребенок должен заниматься дополнительным образованием.

Некоторые дети довольно истощаемы и их попросту "не хватает" не "драм-кружок, кружок по фото..."

13. Должен быть самостоятельным и ответственным.

Такими не рождаются - такими становятся. Точнее могут стать. И родители, как всегда, главный пример. Думаю даже вас поставит в тупик вопрос "а что такое ответственность? Что значит "нести ответственность"? Попробуйте избежать тавтологии, отвечая на вопрос =).

14. Ребенок не должен требовать от нас больше, чем мы можем и хотим ему дать.

Помните, что не только вы ожидаете, но и от вас ожидают. Помогите ребенку справиться с этими ожиданиями.

15. Ребенок должен чувствовать наше состояние и настроение (когда мы устали и нужно не мешать и т.п.).

Люди в принципе не могут "читать мысли и состояния" других, могут лишь предполагать. Даже если ребенок чувствует ваше состояние, это не значит, что он понимает как вы хотите чтобы он себя вел. И даже если понимает, но значит, что хочет вести себя соответственно. У него тоже есть какие-то хотения и ожидания. Учитесь договариваться.

16. Ребенок должен с уважением относиться к родителям: (не кричать, не грубить, соглашаться с родительской точкой зрения).

Безусловно уважение к старшим и вообще к другим людям - важный момент, говорящий об определенной личностной зрелости. Но я снова скажу про родителей, как образец для подражания. Что такое уважение - это тоже надо показать, продемонстрировать, научить. Без вашего уважительного отношения к ребенку и к другим людям, не будет уважения ребенка к вам (не путать со страхом и чувством зависимости).

17. Ребенок должен жениться или выйти замуж за достойного (с нашей точки зрения) человека.

"Благими намерениями..."  Может показаться печальным, но зачастую навязывание своих представлений об идеалах в детях порождает не желание соответствовать им, а напротив - бунт и противостояние. Это неизбежный момент сепарации ребенка от родителя. Чем крепче вы пытаетесь привязать ребенку свою картину мира, тем яростнее он будет пытаться ей противостоять.

Ищите и прорабатывайте свои ожидания. Ведь ожидания сбываются реже, чем мечты в силу их субъективной природы - созданы в одной "вселенной" чтобы быть реализованными в другой, а это, практически, невозможно. Это усложняет жизнь и огорчает как вас, так и близких, может плохо сказываться на ваших взаимоотношениях (обиды, конфликты, ссоры).

Что мы чувствуем, когда ожидания не оправдываются:

- раздражение;
- обиду;
- злость;
- гнев;
- разочарование;
- беспомощность;
- горе;
- потерю смысла;
- негодование и др.

Что мы при этом транслируем тому, от кого мы ожидали:

- осуждение;
- отвержение;
- обвинение;
- критика;
- не соответствие понятию "хороший" и др.

Но причина всех этих эмоций и чувств не в том, кто не оправдал ожиданий, а в том, кто ожидал.

Успехов и будьте внимательны!



Просмотров: 277
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • В каком возрасте ребенок может всегда вести себя в соответствии с "хорошо","плохо" ?
  • Пока есть родитель "страх", всегда будет ребенок "ложь"
  • "Мой 2-х летний ребенок меня бьет". Из цикла "Агрессия ребенка"
  • "Сынок, не делай этого" - "Хочу и буду", чтобы ребенок сотрудничал нужно...
  • Он должен продолжать меня добиваться даже, если я говорю ему "нет"
  • Важно научиться говорить "нет", даже если вы уже сказали "да"
  • Родители и дети. Где "взрослый"? Где "ребенок"?
  • Любовный треугольник. Роли "родитель","ребенок", "взрослый".
  • Ребенок не хочет учиться! "Кто виноват?" и "Что делать?"
  • Ребенок "связывает", но и "разъединяет" родителей.
  • Правильные отношения? Может "да", а может "нет", у каждого свой взгляд.
  • Как понять родителей, если тебе 7-10 лет. "Инструкция" детям, о том, как устроены их родители.
  • Ребенок не понимает "Нет" и "Нельзя" Вопрос - ответ
  • "Приемный ребенок может стать родным?"
  • "Ловушки" любви: "Ты должен/должна быть хорошим/хорошей"
  • Проблемы молодой семьи после рождения ребенка или "Он+Она=Ребенок"
  • Может ли страдание быть "нормальным" и "патологическим"?
  • Работа со страхом: "Что самого страшного может произойти, если..?"
  • Токсичные отношения: "Я всем должен" или "Мне все должны"
  • Возможно ли вытащить себя из "болота болезненных эмоций"? Да, если "созрел".
  • Что делать, если ребенок говорит на "тарабарском" языке?
  • "Папа может" или Роль отца в развитии ребенка!
  • Что делать, если ребенок "психует" из-за гаджетов?
  • Должны ли мы не говорить "Должен" и "Надо"?
  • Позиция "даже если", возвращающая желание жить и бороться за себя
  • Если родился "особенный" ребенок. 4 родительских позиции.
  • "Если ребенок Вас не слушает — возможно Вы несёте бред" (с)
  • Что делать если ребенок "не слышит"
  • Если ваш "особенный" ребенок ходит в детски сад
  • "Мы были бы отличной парой, если бы не ТЫ" или "Почему моя жена стала Ведьмой"



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь