|
Фильм «Опасный метод». Психоаналитический дискурс.Автор статьи: Алфимова Елена Николаевна
Сюжет фильма повествует о взаимоотношениях двух светил, основателей психоанализа Карла Густава Юнга и Зигмунда Фрейда. А также о их сложных взаимоотношениях с умной и красивой пациенткой Сабиной Шпильрейн. В последующем Сабина стала ученицей Юнга и российским психоаналитиком, так же одним из «пионеров психоанализа». Я бы хотела, в своей статье, рассмотреть эдипальный сюжет этого фильма. Рассмотреть отцовскую, мужскую, материнскую, женскую и детскую части героев фильма.
Начнем с детской части. Сабина использует свою детскую часть, чтобы манипулировать аналитиком, причем мужчиной аналитиком. Конечно же это происходит бессознательно. Но женщины очень часто используют именно эту часть, чтобы получить внимание, заботу и ухаживания от мужчины. Сабина достаточно умна и манипулятивна. И под действием бессознательных импульсов, она пробуждает в своем аналитике мужчине, ту его детскую часть, за которой он хотел бы ухаживать. Это можно интерпретировать как Материнский Комплекс у мужчины. Мужчины проецируют на женщину свою детскую часть и ухаживают именно за этой своей детской частью, а вовсе не за женщиной. Женщина просто проекция для отыгрывания негативного материнского комплекса. Пример такого поведения «мужья-отцы». Сцены, показывающие детскую часть героини: - Сабина вывалялась в грязи паркового бассейна, - купание ее санитарками в ванне, отмывание от грязи, - ее отказ от еды и кормление, - ее убегания посреди ночи и тревога аналитика за ее безопасность. В фильме Юнг просыпается внезапно в тревоге, как раз в тот момент, когда Сабина в приступе выбегает из лечебницы в сад. Юнг как мать тревожиться за ребенка, просыпается за секунду до пробуждения ребенка, тревожится о ее безопасности, хотя есть няньки (санитары) - женское тело в фильме показано как детское, сексуальность как бы скрыта, даже во время эротических сцен Сабина одета в длинное нижнее платье, видна только часть груди - сюжет эротических игр с Юнгом выглядит как наказание ребенка И эта детская часть пробуждает в аналитике родительскую функцию. Отцовскую.
Отцовская линия в фильме. Психическое расстройство Сабины Шпильрейн, приступы истерик, возникло вследствие жестокого обращения с ней в детстве. Ещё ребёнком она подвергалась физическим наказаниям своего отца, но при этом наказания стали приносить ей удовольствие, так у нее зародились садомазохистические наклонности. Хотя, физическим наказаниям чаще подвергались братья Сабины, основной гнев отец направлял на мальчиков. Можно предположить, что именно такая обстановка в семье, явилась предпосылкой к развитию психического расстройства Сабины. Но в последующем, именно отец привозит ее в Европу, к психоаналитику, чтобы вылечить. До Фрейда и Юнга, в России, Сабине был поставлен диагноз шизофрения, и отец стал искать методы ее исцеления. Позже он принял ее стремление учиться дальше психоанализу и оплачивал ее образование. То есть, ее отец воплотил в себе черты и позитивного и негативного Анимуса. Юнг же стал, несомненно, позитивным Анимусом Сабины. Именно его личные отношения с ней, терапия, привели ее к выходу из заболевания и движению по пути своей индивидуации. Фрейд же, тоже принимает в отношении Сабины отцовскую позицию. Когда Юнг отказывает Сабине в продолжении отношений, она идёт к Фрейду, чтобы он их рассудил. Фрейд, как отец пытается повлиять на их отношения, осуждая Юнга. Позже Сабина продолжает терапию у Фрейда. Все мужчины в жизни Сабины были для нее, вмещающими ее истерию, контейнерами. «Благополучные отцы» всегда передают своим дочерям хороший ресурс. Вот и Сабина получила его и от Юнга, от Фрейда, да и от родного отца тоже, и смогла идти дальше.
Женская линия фильма представлена двумя героинями - Сабина и Эмма. И если Сабина, как я уже писала ранее, очень умна, эгоистична и манипулятивна, пользуется детской частью, чтобы получить свое, и позволяет проявиться своей агрессивной части, когда ей отказывают. То Эмма являет собой пример абсолютно противоположного Сабине женского образа. Жена Юнга – Эмма явилась позитивной Анимой. Она самая устойчивая фигура среди всех персонажей фильма. Если бы Эмма не была такой стабильной и вмещающей, то и Юнг бы со временем мог стать похожим на еще одного «безумного» персонажа Отто Гросса. Его идеями он отчасти увлекся. Эмма, как будто все время контейнерует, пробуждающиеся инстинктивные импульсы мужа. Она дарит ему лодку, на которой он катает и Фрейда, и Сабину. Она пишет анонимное письмо матери Сабины, таким образом вмешиваясь и прекращая их отношения. Позже, она просит Сабину поговорить с Юнгом, когда видит его депрессию. Она все время рядом, чувствует его и оберегает. В фильме также разворачивается эдипальная драма отношений Фрейда и Юнга. Из многообещающего ученика Фрейда, швейцарец Юнг превращается в наследника его позиции во главе психоаналитического движения, а затем вступает в конфликт со своим наставником. Фрейду и Юнгу пришлось преодолеть ряд внутренних разногласий, вызванных, разными взглядами на мир, но в итоге лечение Сабины Шпильрейн увенчались успехом и подарило миру ещё одного психоаналитика. Я смотрела этот фильм несколько раз за последние пять лет. Он открывает много разных тем для обсуждения с коллегами. Одной из таких тем ранее, была тема эротического и эротизированного переноса. Но в этот раз, для меня актуальной явилась тема эдипальных переживаний. И так как моя статья имеет в заголовке фразу - психоаналитический дискурс- то, мои уважаемые коллеги, я готова обсудить ваши комментарии и мысли на эту тему. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|