Хоть Юнг развивал свои взгляды как оппозицию теории Фрейда, он согласился с идеей последнего о том, что фигура отца играет решающую
роль в судьбе человек.
Конфликты между отцом и ребенком, имевшие место в детстве, приводят к неврозам, проявляющимся во взрослом возрасте. Ребенок, переживающий бессознательное влечение к отцу, может, сам того не понимая, поступать так или иначе, находясь под его влиянием. Это влияние может быть как созидательным, так и разрушительным.
Судьба есть проекция неразрешенного внутреннего конфликта с отцом на собственную жизнь. Подобная проекция становится паттерном
поведения, функционирующим на протяжении всей жизни в качестве бессознательной компенсации за неразрешенность конфликта.
Однако Юнг подчеркивал, что образ матери также играет важную роль в судьбе человека. Мать символизирует первозданное лоно природы. Жизнь исходит от матери с момента первичной связи матери и ребенка и возвращается к ней после его смерти. Таково значение человеческой
судьбы. Процесс индивидуации и самореализации
призывает каждого из нас отдалиться от матери. Невозможность выйти за пределы отношений с матерью может вызвать невроз. Однако развитие
творческих способностей как важное средство личностного роста парадоксальным образом требует признания фертильных сил матери.
Суть невроза в невозможности прийти к индивидуации. Невротик подвержен навязчивостям, которые определяют его судьбу. Тем не менее, в отличие от Фрейда, Юнг не рассматривает действие судьбы в терминах причинно-следственных взаимосвязей. Он использует термин «синхронистичность» для обозначения стихийного совпадения
отдаленных друг от друга событий, которые объединяются в человеческом опыте в осмысленное целое. Если причинность
основывается на необходимости, то суть синхронистичности в одновременности и осмысленности. Синхронистичность касается психических феноменов, не опосредованных пространственно-временной сенсорной
информацией.
Контекст синхронистического события восходит к архетипу.
Архетип представляет собой предопределенную всеобщую образную форму,
которая сосуществует с побуждениями на уровне коллективного бессознательного и происходит из первобытных времен. Архетипы как предзаданные нам системы проявляются в символической форме в силу случайности или психической вероятности. Так, поведение людей, которые влюбляются, женятся, рождают детей, страдают и умирают, на самом деле подчиняется бессознательным символическим формам. К примеру, мужчина, который стремится дать жизнь потомству, бессознательно следует отцовскому архетипу, который охватывал мужчин с момента зарождения жизни.
Согласно учению Юнга, архетипы и побуждения транслируютсячерез коллективное бессознательное или объективную псюхе. То и другое предшествует индивидуальной жизни и придает ей значение и ценность.
В частности, архетип отца наделяет мужчину добрыми и злыми качествами, т. к. в традиционной семье отец выступает в роли законодателя.
Таким образом, судьба как паттерн поведения задается системами архетипов, ко-
торые наследуются как неотъемлемая и неизменная часть природы.