Магические сценарии в терапии ТА. Всемогущий, Адаптивный Ребенок.

  В одной туфельке жила пожилая дама.

 У нее было много детей, и она знала,

 что нужно делать. Она дала им немного

 похлебки и много хлеба. Потом отшлепала

 их всех и разбудила...

Кто же мог быть этой пожилой леди, которая жила в туфельке. Это терапевт ТА. В соседнем королевстве, по ту сторону гор жил колдун. Он был выдающимся магом, и в его королевстве магия процветала. Как только люди попадали в его королевство, они тут же ощущали силу его магии. Кто был этот колдун?  Это терапевт ТА.

В округе высоко в горах, на вершине жили терапевты. Исключение составляли терапевты, которые только начали восходить на вершину гор. И еще есть терапевты, которые стали спускаться с гор. В статье описываются некоторые пути, где Адаптированный Ребенок терапевта может играть некоторую нежелательную роль в диалоге с клиентом. Так же будут рассмотрены пути, по которым терапевты приглашают пройтись своих клиентов. Работая в качестве ко-терапевта с играми «Крысолов», «Маленький Оловянный Солдатик», я бы хотел рассмотреть влияние Адаптивного Ребенка, как очень могущественной силы.

Каждый терапевт имеет свой особенный отношенческий стиль, свой «подчерк». Терапевт А «теплый», «дающий поглаживания». Терапевт В более категоричный, «калькулятор», приглашающий своих клиентов поразмыслить над проблемой. Терапевт С специализируется на эмоциональных сторонах. Если вы посещаете группы такого терапевта, вы можете ожидать «фейерверки». Терапевт D освобождает своих клиентов от «заныривания в чувства» и спешит вести своего клиента в область действий: «что вы собираетесь делать со своим чувством печали?» Терапевт, у которого напуганный Ребенок, будет стараться спасать клиента от контакта со своими чувствами страха. Терапевты, с которыми я обсуждал их личностный стиль имели свои обоснованные «взрослые причины», объясняющие подобные интервенции, что являлось следствием функционирования контаминированного (зараженного) Взрослого эго состояния.

Терапевт, который борется и побеждает, часто провоцирует своих клиентов на борьбу, а потом «превозносит» их. (Я знаю терапевта, который специализируется «в контакте с гневом». Недавно он попал в больницу, когда стал провоцировать своего клиента ударить его стулом.) Когда он все-таки признал «возможную ошибку» в этом особенном случае, он все же продолжал оправдывать основной метод «провокации», как программы Взрослого эго состояния.

Терапевты, которые ведут себя мягко в критические моменты, избегая конфронтации, могут разозлить клиента. Конфронтация клиента так же может включать образ терапевта, как «хорошего парня». Сюда могут быть включены кивание головой, утешение, улыбка.

Терапевт, которого покинули его собственные родители в момент его рождения, сейчас специализируется на тяжелых случаях в семье. Его внутренний задиристый Ребенок достает своих Родителей и побеждает в каждой эмоциональной схватке. И еще он делает это очень эффективно, и его клиенты, вроде, излечиваются. Они получают послания от его Адаптированного Ребенка о том, что можно ожидать ему от них. Поддержка, которая стоит больших усилий. Факт того, что терапевт продолжает свою работу, занимаясь самоутешением не исключает возможности, что пациент все-таки излечивается от чего-то.

«Румпельстильцкин». Иные терапевты оставляют идею волшебства, таким образом, превращая фекалии в золото. Но зачастую они остаются поглощены процессом принятия того, что другие рассматривают как бесполезное и трансформируют в суперценности. Большинство терапевтов продолжают некоторое время занимать сдерживающую, анальную позицию. Для примера, они более склонны чем их коллеги проводить сеансы в офисах с низким потолком, на окраинах города или в сомнительных районах. В большинстве это скаредные персоны, склонные носить поддержанную одежду, и с размещением в своих офисах поддержанной мебели «second hand». Они относятся к своим клиентам со «сдерживающей позиции». Возможно, эта категория терапевтов более успешна, чем их коллеги в общении с клиентами, которые «делают многоразовые круги» при посещении разных терапевтов. Они могут занижать тарифы своих профессиональных услуг.

«Джек и бобовый стебель». Другая категория терапевтов (родительские послания: «не выходи из меня», «не расти») играют в игру «глупый и смущенный», позволяя Родителям надавать им тумаков за их глупость и замешательство. К примеру, терапевты могут менять одну карьеру на другую, удивляясь, что не имеют нужных навыков и положительных отзывов от своих клиентов, многократно играя в «глупых и неуместных». Однако, после нескольких родительских ударов все же показывая удовлетворительные навыки. Как ТА терапевты, они используют неподходящую манеру лечения и получаю пинки от ко-терапевтов и супервизоров после того, как происходит магическая трансформация. Несмотря на то, что они стают опытными терапевтами, они время от времени регрессируют до «простака», и поэтому получают удар от Критического Родителя ко-терапевта. Но бывает, что в конце они становятся очень эффективными людьми (гусь, который снес золотое яйцо).

«Волшебник изумрудного города». Некоторые терапевты проживают образ «волшебника изумрудного города» в офисе и за его пределами. Это гуру-терапевты с репертуаром ритуальных, магических процедур, которые усиливают драму терапевтических сессий. Гуру-терапевты могут носить необычную, ярко выделяющуюся одежду (возможно, дополняющую офисный интерьер). Маги терапевты очень успешны в привязывании к себе клиентов. Таким образом, у клиентов продолжаются рэкетные реакции и эмоциональные эксплоции, с которыми они изначально обращаются к терапевту. Маги всегда против проявления лидерства в их пространстве. Их мистицизм, доскональное исследование проблемы является следствием их собственного сценария.

Один маг, которого я лично знал, имел много фантазий о том, кто он на самом деле есть. С рождения он был усыновлен, высокоэмоциональной, склонной к предрассудкам, шовинисткой и глубоко религиозной пожилой парой. Предписания со стороны матери: «не принадлежи», «не чувствуй себя хорошо» со временем трансформировались в «не будь ординарным». Предписание со стороны отца: «не будь таким как я» появилось благодаря ощущению отца, что «ребенок не его». Его личные поиски и собственный сценарий – странствовать, искать и никогда не чувствовать себя хорошо легли в основу его терапевтического стиля - мистического, с ощущением временного присутствия в родном городе.

«Супермен». Терапевты «супермены» подобно терапевтам «спасателям» обычно ведут себя с позиции «резкий выпад». Супермены мобильны и часто отправляются на работу, наращивая обороты на спортивных машинах, мотоциклах в лечебные центры, где их ожидают пациенты. Экс супермены-терапевты наматывают в течение года гораздо больше километров, чем их коллеги «несупермены». Некоторые экс супермены могут продолжать принимать участие в спасательной работе, делая доступной терапию для некоторых неимущих клиентов. Некоторые терапевты имели фантазии, что если у них будет секс с пациентами, то последние могут быть излечены. Экс супермены вовлекаются в большие рисковые действия, которые ставят их в положение «резкого выпада». (терапевты, с маниакально-депрессивными планами жизни и с чрезмерным чувством ответственности, в результате чего становятся строгими критиками и агрессорами).

«Рип Ван Винкль». Есть терапевты, которые могут вздремнуть под час терапии, и делают это в течение всей своей жизни. Предписания мамы: «не расти и оставь меня, не подходи близко; не чувствуй своих чувств». Такие терапевты физически присутствуют с людьми, но, по сути, отдаляются от своих клиентов или заставляет клиента удаляться от них. Когда для клиента небезопасно открыться своему терапевту, последний может сыграть в игру «пни меня». Затем, ожидая атаки, терапевт вооружается. Он закрывает глаза, становится неспособным слышать. Затем впадает в сон, закрывшись броней «ничего не вижу, ничего не слышу», просыпается только после ухода пациента.  

«Спящая красавица». Терапевты категории «спящая красавица» очень пассивны, чувствуют скуку во время терапии, ожидая веселых клиентов (принц), которые бы могли «пробудить от сна». Терапевт ожидает пациента пока тот придет. Затем ожидает еще час, когда он уйдет. Она все ждет и ждет…Она подавляет всякие попытки клиента войти в контакт со своими чувствами, не давая обратной связи на инициации клиента, связанные с его чувствами. Наконец «спящая красавица» находит «принца» своей личной жизни, но ставит на этом пути непреодолимые преграды (ожидает от него долгосрочного путешествия через заколдованный лес). У нее так же появляются фантазии, что, если «принц не доберётся до нее», она снова станет ожидать своего клиента или очередного веселого, могущественного принца, способного справиться с ее своенравностью (завидного обладателя золотого члена, могущего пробудить красавицу от дремучего сна).

«Полиана». Так же известны терапевты, которые играют в «веселую игру». Родительские послания таких терапевтов связаны с запретами на выражение депрессивных или гневливых чувств. Они преисполнены радости и предпочитают игру «пни меня». Чем вульгарнее пациенты, тем милее становятся такие терапевты. Они учат своих клиентов ценить то, чем они обладают, так сами очень признательны к жизни, людям и себе. Если клиент пожалуется, что не имеет обуви, такой терапевт напомнит, что есть много других людей, у которых отсутствуют ноги (родительская угроза: «ты плачешь из-за пустяков. Если же хочешь плакать, то я тебе дам настоящую причину для этого»). Терапевт может упрекать клиента за выражение печальных и гневливых чувств. Таким образом, пациенты начинают себя чувствовать «не совсем в порядке».

«Питер Пен». Некоторые терапевты в своем сценарии несут такое родительское послание как «не расти – не будь мужчиной». Терапевты, которые «не хотят расти» склонны вести работу с клиентами, которые «молоды душой», находятся в контрсценарии, но уже готовы перейти на позицию своего жизненного сценария. Терапевт транслирует своему клиенту послание, что он «может летать». У таких терапевтов контаминирован Ребенок во Взрослом. В работе со своими клиентами такие терапевты так же поддерживают контаминацию в своих клиентах Ребенка во Взрослом. Такие терапевты могут побуждать своих клиентов к рискованным бизнес предприятиям или к неблагоразумным сексуальным отношениям, которые могут иметь небезопасный исход. Клиенты в это время могут смеяться в то время, как их мечты распадаются на мелкие кусочки. Такие терапевты могут со своими пациентами покуривать марихуану, заявляя о своей «вечной молодости» и антисоциальной философии.

«Красавица и чудовище». Такой терапевт может вести себя так, словно, может превратить чудовище в принца, потому что исполнена волшебства и достаточно влюблена в своего принца. Иногда, когда поблизости отсутствуют чудовища, она может заняться превращением принцев в чудовищ, а затем наоборот - чудовищ в принцев. Ее любимые игры «пни меня» и «мученик». Она берет низкую плату, работает допоздна, так как испытывает поистине царскую щедрость к своим клиентам и имеет к себе чувство вины. Она может выйти из себя и реально завестись, если клиенты показывают суицидальные намерения или готовы покинуть терапию. Со своими пациентами такой терапевт работает со следующей установкой «не подходи слишком близко ко мне, но не уходи далеко».  

  «Лютик золотистый». Такие терапевты, имея очень развитого Ребенка, склонны хозяйничать. Они проводят глубокую терапевтическую работу с клиентом, не заключая при этом контракта. Суют носы во все сферы жизни своих клиентов. Они склонны пронюхивать все вокруг, задавать много вопросов, и, таким образом, очень злить своих клиентов. Это любители игры «пни меня». Терапевты этого типа склонны открывать двери, которые они не могут потом закрыть. Они бегут на экстренные консультации к своим супервизорам в моменты кризисов.

Существует несколько терапевтических стилей, которые используют в своей практике терапевты с контаминированным Адаптивным Ребенком. Эти стили предполагают «приглашение» терапевтом своих клиентов к специфическому поведению. Участников сессий просят называть имена существительные. Обычно называются предметы, находящиеся в комнате (стол, стул, тетрадь и т.д.). При названии множественного числа (книги, окна, сигареты) экспериментатор может тихо сказать: «ах-м…». В очень короткий период времени количество слов, произносимых в множественном числе значительно увеличивается и продолжает расти в пропорциях.

Упоминаемая процедура может активизировать любое вербальное поведение, в том числе враждебную лексику, сексуальные выражения, мнения в глагольных формах и так далее. Тихое, еле уловимое «ах-м…» имеет поистине могущественную силу.

Более ощутимые поглаживания даются «золотыми» терапевтами – приветствующие женщину такими словами: «У меня есть для тебя подарок», а не, вроде: «я хочу купить для тебя несколько дорогих безделушек». Многие терапевты, не копаясь в посланиях «оставайся со мной» склонны раздавать золотые марки только в пределах своего магазина. Некоторые терапевты передают большое количество родительских посланий «посмотри, как прекрасно здесь», а также комплименты, лесть, объятия, что, впрочем, может остаться незамеченным и быть бесполезным: «Как замечательно, что ты пришел!» «Это говорит о том, что ты, действительно, заинтересован в этом!» «Прекрасно, что ты запустила в него тарелку!» «Здорово, что вы так встревожены! Это говорит о вашем участии!» «Прекрасно, что вы можете оскорбить меня!» Золотые марки буквально прилепляют клиента к своему терапевту, помогают настроиться на него, оживляют предчувствие клиента, предупреждают о возможностях угождения или расстройства пациентом своего терапевта (согласно сценарию клиента и посланиям Адаптированного Ребенка со стороны терапевта).

«Маленький Профессор» клиента способен быстро вычислить, когда он имеет дело с новатором в психотерапии. Терапевты, которые изобрели новые методы имели невероятный успех. Фрейд, Роджерс, Перлз – сделали гораздо больше, чем их последователи.          Пациенты способны входить контакт с Ребенком новатора терапевта. Клиенты начинают чувствовать, что терапевт живет согласно своему собственному плану жизни, и они чувствуют огромную жизнеспособность, которую он передает им. Терапевт предстает лидером в создании своего собственного пути, и клиенты приглашаются быть его последователями. (Господь – Пастырь мой!) Такие терапевты отличаются особой жизнеспособностью и харизмой. Они дают ощущение своему клиенту – стать частью великого эксперимента.

Клиент приходит к такому терапевту самостоятельно, потому что приносит с собой опыт боли, от которого он хочет избавиться. Если вкратце, клиенту предлагается сделать шаг в ту психологическую область, где бы он чувствовал себя ОК. В область, где бы он перестал повиноваться родительским посланиям. Где бы он смог защитить себя от возмездия против себя самого за непослушание. Понимая и получая все это, клиент становится способным соучаствовать в работе терапевта, который просто «делает свое дело».



Просмотров: 290
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Такие ли уж терапевты нормальные или «внутренний безумец» терапевта.
  • Терапевты глазами клиентов: клиническая виньетка
  • Бывают ли терапевты нечестны с клиентами?
  • Телевизор в терапевты?
  • Санкт-Петербург, гештальт-терапевты, рекомендации
  • Что происходит, если терапевт отказывается от клиента на стадии формирования негативного переноса?
  • Как притягиваются клиент и терапевт. Выбор клиента.
  • Как терапевт принимает чувства клиента?
  • Как терапевт выбирает клиента. Иррациональное.
  • Как терапевт выбирает клиента. Рациональное.
  • Злой терапевт, добрый терапевт. Фрустрация и поддержка. Скрытые мотивы.
  • Может ли терапевт вносить свой интерес в терапевтическую сессию
  • Психолог нужен только слабым людям, которые не могут справиться со своими проблемами сами?
  • "Терапевт- Бог" умер. Философия на благо Клиента.
  • Самооценка или ценность себя. Про терапию - для терапевтов и клиентов.
  • Терапевт делает интервенцию «для себя»
  • Главные ошибки в отношениях, которые могут очень дорого стоить
  • Как можно защитить своих клиентов?
  • Двойные отношения в терапии: клиент и терапевт – быть друзьями или нет?
  • Как психологу привлечь больше «своих» клиентов
  • Что такое гештальт-терапия и чем гештальт-терапевт может помочь
  • Что делает супервизор во время сессии терапевта и клиента
  • Почему клиенты иногда обманывают своих терапевтов (на примере Насти)
  • Упражнение для клиентов, которые не знают, чего хотят на самом деле
  • Два человека, которые не имеют ничего общего: могут ли они быть вместе?
  • Помнит ли психолог все истории своих клиентов?
  • Как именно деньги могут испортить отношения: «Может быть, тебе поискать более высокую зарплату?»
  • Как увеличить ценность своих услуг в глазах клиента?
  • Для чего психологу нужен кабинет? Может быть, принимать клиентов дома? Или в кафе?
  • Трудности у клиентов и  терапевтов с чувствами



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь