|
Телевизор в терапевты?Автор статьи: Болсуновская Анна Михайловна
Ален Делон говорит по французски (с)НАУ. Взгляд с экрана Кино хоть раз смотрели все. Наверняка у всех нас есть любимый фильм. Любимый киногерой образ. Для кого-то это блондинка с большими... глазами, для кого-то социопат с бензопилой "Дружба". Но думали ли Вы, почему мы так часто возвращаемся к одним и тем же фильмам. И даже бывает что фильмы вроде разные, а сюжет один... Предлагаю подумать. Все дальнейшее лишь мои размышления на тему, не претендующие на абсолютную истину, но ... О чем рассказывает "фильм"? Если по простому, о том что мы что-то очень сильно любим и хотим или о том что мы себе очень сильно запрещаем ,вытесняем, etc. Если подробнее 1. Ролевой репертуар У каждого из нас есть некий набор ролей, которые мы играем в социуме
Классификации могут быть разными, я взяла эту. Эти роли понятны (они играют по определенным правилам, придерживаются определенного сценария). Вопрос в том, какое место они занимают в нашей жизни. Обычно баланс не соблюдается. Например, мы становимся женами. матерями и хозяйками и забываем о том, что мы профессионалы и женщины. Или посвящаем себя делу, а отец , друг, муж, а зачастую и любовник остаются не у дел. Но это не значит, что их нет, они где-то дремлют и ждут своего часа. Часа кино, где мы можем "отыграть" вместе с актером ту самую роль, которой нам так не хватает в жизни. Именно поэтому нам так нравятся определенные образы героев Например, Доктор Хаус и Шерлок Холмс: согласитесь, “те же яйца, вид сбоку". 2. Травмирующее событие Это не секрет, что есть большое число фильмов посвященных травмирующим событиям. Чаще всего без хэппиэндов. Осенняя соната; Черный лебедь; Пианистка; 4 месяца , 3 недели , 2 дня, Эта пиковая дама. Тема тяжелого детства. Насилия. Зависимости... продолжайте список Почему мы смотрим это? Потому что что-то (наш раненый ребенок) внутри нас хочет переболеть и отпустить. Но не знает как... как запустить механизм воспоминаний, боли, горя...И тогда мы обращаемся к событиям на экране в надежде найти ответ. 3. Состояние. Кризис. Переход. Инициация Тема поиска довольно популярна в кино. Она как нельзя лучше иллюстрирует идею возрастных кризисов (или этапов жизни) человека. Иногда весело иногда грустно... как в жизни Большая маленькая я, Осенний Марафон, День сурка, Джули и Джулия, Generation П, Дорога перемен, Кошечка, Москва слезам не верит. Помните эту сакраментальную фразу : "Жизнь после 40 только начинается"... Кризис - это всегда поле неопределенности, сомнения и выбора. Нет ни одного человека, которому было бы комфортно в состоянии психологического кризиса, а эти фильмы как будто говорят: "Посмотри, то, что с тобой сейчас происходит, это нормально. Ты не один (такой)". А может, "Посмотри, к чему ведет "неправильный" выбор". Сюда же отнесем подростковые фильмы о "первых кризисах": школа, беременность, прощании с "невинностью", переориентация, гендерная самоидентификация (определение с собственной половой принадлежностью) и т.д. Джуно, СЛОН, Пиф-паф, Мачеха, Что тревожит Гилберта Грейпа, Парень мечты, Парни не плачут, Американская история... 4. Запретная тема В обществе есть две темы, о которых не принято говорить. Догадались? Секс и Смерть (в любых комбинациях). Из недавнего: - Привет. Что делаешь? - Видишь, книжку читаю. - О чем? - Об инцесте пауза, перезагрузка. Сексуальность в кино представлена в разных формах.
Жизнь. Умирание. Смерть. ...? Фильмы, через которые красной нитью проходят идеи экзистенциального кризиса - о Смысле Бытия (вообще). О человеческой природе. О чем-то большем, чем ты или я. Морфий, Чекист, Иди и Смотри, Kislorod, Посетитель музея, Письма мертвого человека, Река Эти фильмы создают долгое послевкусие ужаса, бессилия, рока..., а иногда просветления. Их проще вытеснить (из памяти), чем "переварить". Они невольно заставляют задумываться о самом страшном - о конце, и о том что "потом", о ценности жизни, в том числе собственной. Они позволяют нам помнить. "Memento mori" - говорили древние. "Храни память смертную"- завещали наши предки, и добавляли - "и во век не согрешишь". Фильмы, о чем-то большем, чем "базовые потребности человека". Но вот о чем? 5. Запретные чувства В детстве нам часто говорили о том, чего нам делать НЕЛЬЗЯ. Плакать навзрыд, громко радоваться, бояться, гневаться и "драться"... Мы научились быть "социально адаптированными" - удобными - и прятать наши чувства глубоко внутри себя. Порой так глубоко, что сами забыли, что они там есть. Но каждый раз, когда мы смотрим кино, мы отвлекаемся от непрестанного контроля и подавления чувств, и они тихонько начинают красться наружу Белый бим черное ухо, Бабуся ... И в какой-то момент ты понимаешь, что это Ты сидишь на диване и плачешь по собачке, бабушке .... "Птичку жалко", - как говорил пьяный Шурик. Кино это такой же способ разблокирования (разморозки) наших эмоций, как и алкоголь. Но безопаснее. "Я ненавижу тебя", - говорит актриса, игравшая Фрэнсис Фармер (в одноименном фильме) и ты ощущаешь такой прилив злобы, что ни один чемпионат мира по боксу не стоит рядом. Как будто тем самым она дает тебе право на это чувство, и ты снова можешь вдохнуть полной грудью. Вы любите триллеры? Горы трупов и реки крови? Но вы человек добрый по натуре, пальцем никого не тронете... Есть у меня такой друг. Вместе пересматривали Балабанова раз -цать (Это Брат, Жмурки, Кочегар ...) Рискну предположить, что это загнанная вглубь злость пытается найти отдушину... и находит. Бояться тоже нельзя, а попугаться хочется ... но так, чтобы наши обязательно победили (Папа пришел и прогнал всех монстров из шкафа). И мы идем на Звонок. Зажмуриваем глаза в страшных местах, хватаем соседей за руки, вздрагиваем на особо удачных моментах. А потом страшно довольные собой гордо сообщаем: "Да ну, ерунда. Детский фильм!", но мы-то знаем правду. Нашему внутреннему Ребенку страшно понравилось (Именно поэтому бессмысленно смотреть ужастики из позиции Взрослого). Как не странно, активно радоваться тоже не принято. Поэтому иногда мы идем в кино "тупо поржать". Не грози южному централу. Очень страшное кино и т.д. 6.Отношения (про любовь) Любить и быть любимым (быть принятым) - это потребность человека. Но что значит Любить? Любить - это заботиться, или это больше подходит для родителей? Любить - это всегда быть рядом, или это уже зависимость? Любить - это делать подарки, или это способ "откупиться"? Любить - это сгорать от страсти. Как в Отелло или Кармен? Любить - это умереть в один день. Как Ромео и Джульетта? Что для тебя любовь? Какой он твой узор отношений? Это сложно понять, находясь в процессе. И тогда на помощь приходит кино (романтические комедии, мелодрамы, драмы ...) 50 первых поцелуев, Мужчина и женщина, Джентльмены предпочитают блондинок, Макс и Мэри, Осень в Нью Йорке, эпоха индийского кино и бразильских сериалов (Дикая роза), Война Роуз, Служебный роман, Укрощение строптивого, Унесенные ветром. Эти фильмы показывают нам разные грани любви: самопожертвование, бесстрашие, нежность, близость, свободу, независимость, принятие, терпение, сопереживание, доверие, страсть, эмоциональную открытость... Позволяют дополнить свой узор отношений тем, чего в нем не хватало. 7. Сюжет. Есть любимые сюжеты , которые используются в фильмах разного жанра. Например, Жертва- Спасатель-Преследователь (Каратель) По сути это все старая история про Серого волка, Красную шапочку и Дровосека (Охотника). "Слабые хорошие" страдают от "Плохих". "Сильные хорошие" убивают "плохих". Все счастливы. А на самом деле? Спасатель, одержимый жаждой спасти весь мир и причинить добро каждому. Он хочет все контролировать, чтобы везде было добро. Читаем между строк, жажда власти «над». Ибо он сильный, а «оне» слабые, сами не смогут. Супермен только поначалу супер. Мстер Фриз, как вы помните, в начале своей жизни, тоже был вполне себе адекватным человеком. Преследователь (Каратель) - одержимый жаждой воздаяния (по сути , идеей справедливости, как он ее понимает) Вспомнился доктор Лектор: он «плохих» не только убивал, но и ел... Очень рационально. Понятное дело, что параметры "плохости" у каждого каннибала свои... Но после Молчания ягнят хамить незнакомым людям не захочется. Это я о воспитательной роли кино. Жертва - бедная овечка... или волк в овечьей шкуре? Если в кино вы видите "изгоя", то с вероятностью 99,9 он в конце либо помрет (убьется), либо спасут. А дальше? Дальше сказка закончилась и началась суровая реальность: образуется прочная симбиотическая связь и начинается "Бьет- значит, любит" и прочие "недетские" игры. Как там было в Чикаго: «Он сам нарвался!» В чем же глубокий философский смысл? Как говорила одна моя знакомая (очень мудрая женщина): "Глубокий философский смысл в том, чтобы показать грудь". В данном контексте показать обратную сторону медали. Увидеть тень? 8. Увидеть свою тень... и выжить Тень - это отрицаемые части личности, если говорить предельно просто. Я не хочу в себе этого замечать. Мы в самом начале говорили о ролях. Тут будет похожая история, но с небольшим нюансом. Когда мы говорим роль, то понимаем что может подкинуть нам наш разум, а когда мы говорим о Тени, выползти может абсолютно любой персонаж. Адвокат дьявола, Худеющий, Кошмар перед рождеством... С одной стороны, фильмы разные, а с другой стороны, это все попытка заглянуть в замочную скважину. "А есть ли это во мне?", "А что бы я сделал?", "А смог бы я?" "Тварь я дрожащая, или право имею?" - спрашивал Раскольников. "Нужно принести жертву," (прим. человеческую) - авторитетно заявляли герои фильма Мгла. Эти фильмы одновременно пугают и завораживают. Нечто мистическое, таинственное, бессознательное. Ты чувствуешь в себе эти отголоски Древнего "инстинкта". Эти фильмы позволяют задуматься о том, что возможно в тебе (в твоем, соседе, в твоей маме) есть что-то, с чем тебе совсем не хотелось бы знакомиться... а придется. Кстати в процессе все выползающее уже выглядит не таким страшным: что может быть более обыденным, чем свой личный маньяк в трениках с газеткой попивающий кофе на твоей кухне. Может быть, лучше знать себя в лицо, чем потом удивляться: "А хто это сделал? Ай-яй-яй!" Как часто я ловлю себя на мысли что мне не так уж глубоко противен "отрицательный" персонаж? И что если нет "плохих" и "хороших", когда речь идет о внутреннем содержании человека? И не бывает "абсолютных побед", потому что те, кого победили тоже свои, а Великая Октябрьская Французская Революция вершится в одном отдельно взятом человеке, семье ...? И победивший дракона сам становится драконом? Как вы понимаете, этот рассказ можно продолжать бесконечно, но давайте вернемся к вашему любимому фильму и рассмотрим его с точки зрения услышанного. Что теперь он говорит Тебе о Тебе? Хочешь пойти еще немного глубже? В следующий раз, когда захочется посмотреть кино, задай себе вопрос:
P.S.:Говорят, можно позволить себе Жизнь не только в темном полупустом зале в мерцающем свете экрана. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|