Телевизор в терапевты?

Ален Делон говорит по французски

(с)НАУ. Взгляд с экрана

Кино хоть раз  смотрели все. Наверняка у всех нас есть любимый фильм. Любимый киногерой образ. Для кого-то это блондинка с большими... глазами, для кого-то социопат с бензопилой "Дружба".

Но думали ли Вы, почему мы так часто возвращаемся к одним и тем же фильмам. И даже бывает что фильмы вроде разные, а сюжет один...

Предлагаю подумать.

Все дальнейшее лишь мои размышления на тему, не претендующие на абсолютную истину, но ...

О чем рассказывает "фильм"? Если по простому, о том что мы что-то очень сильно любим и хотим или о том что мы себе очень сильно запрещаем ,вытесняем, etc.

Если подробнее

1. Ролевой репертуар

У каждого из нас есть некий набор ролей, которые мы играем в социуме

  • Женщина Мужчина
  • Муж Жена
  • Любовник Любовница
  • Хозяин Хозяйка
  • Отец Мать
  • Подруга Друг
  • Профессионал

Классификации могут быть разными, я взяла эту. Эти роли понятны (они играют по определенным правилам, придерживаются определенного сценария). Вопрос в том, какое место они занимают в нашей жизни.

Обычно баланс не соблюдается. Например, мы становимся женами. матерями и хозяйками и забываем о том, что мы профессионалы и  женщины.  Или посвящаем себя делу, а отец , друг, муж, а зачастую и любовник остаются не у дел.

Но это не значит, что их нет, они где-то дремлют и ждут своего часа. Часа кино, где мы можем "отыграть" вместе с актером ту самую роль, которой нам так не хватает в жизни.

Именно поэтому нам так нравятся определенные образы героев

Например, Доктор Хаус и Шерлок Холмс: согласитесь, “те же яйца, вид сбоку".

2. Травмирующее событие

Это не секрет, что есть большое число фильмов посвященных травмирующим событиям. Чаще всего без хэппиэндов.

Осенняя соната; Черный лебедь; Пианистка; 4 месяца , 3 недели , 2 дня, Эта пиковая дама.

Тема тяжелого детства. Насилия. Зависимости... продолжайте список

Почему мы смотрим это?

Потому что что-то (наш раненый ребенок) внутри  нас хочет переболеть и отпустить. Но не знает как... как запустить механизм воспоминаний, боли, горя...И тогда мы обращаемся к событиям на экране в надежде найти ответ.

3. Состояние. Кризис. Переход. Инициация

Тема поиска довольно популярна в кино. Она как нельзя лучше иллюстрирует идею возрастных кризисов  (или этапов жизни) человека. Иногда весело иногда грустно... как в жизни

Большая маленькая я, Осенний Марафон, День сурка, Джули и Джулия, Generation П, Дорога перемен, Кошечка, Москва слезам не верит.

Помните эту сакраментальную фразу : "Жизнь после 40 только начинается"...

Кризис - это всегда поле неопределенности, сомнения и выбора. Нет ни одного человека, которому было бы комфортно в состоянии психологического кризиса, а эти фильмы как будто говорят: "Посмотри, то, что с тобой сейчас происходит,  это нормально. Ты не один (такой)". А может,  "Посмотри, к чему ведет "неправильный" выбор".

Сюда же отнесем  подростковые фильмы о "первых кризисах": школа, беременность, прощании с "невинностью", переориентация, гендерная самоидентификация (определение с собственной половой принадлежностью) и т.д.

Джуно, СЛОН, Пиф-паф, Мачеха, Что тревожит Гилберта Грейпа, Парень мечты, Парни не плачут, Американская история...

4. Запретная тема

В обществе есть две темы, о которых не принято говорить. Догадались?

Секс и Смерть (в любых комбинациях).

Из недавнего:

- Привет. Что делаешь?

- Видишь, книжку читаю.

- О чем?

- Об инцесте

 пауза, перезагрузка.

Сексуальность в кино представлена в разных формах.

  • невинно (разной степени тяжести, в зависимости от бюджета): Женщина кошка, Бэтмэн, Блондинки с большими глазами, девушки Бонда и сам Бонд...
  • парафилия. Есть ряд режиссеров, которые сделали себе имя на фильмах подобного толка. (Я сознательно не даю названия фильмов). Психологическая ценность данного рода кино (как инструмента) для меня под вопросом. С одной стороны,  это фильмы позволяющие исследовать собственную сексуальность, с минимальным ущербом в случае, если не понравится. С другой, это кино для зрелых  (устойчивых) особей, ибо , кто бы чего не говорил,  травмирует. Но, как правило, зрелые устойчивые особи уже наладили контакт со своей сексуальностью ... т.е. целевая аудитория для меня не ясна.
  • кино для "взрослых". Предположу, что данный вид кино может иметь образовательную ценность ("Секс для чайников"), но см. предыдущий пункт.  ИМХО, порно- это крайне травматичный вид "спорта".

 Жизнь. Умирание. Смерть. ...?

Фильмы, через которые красной нитью проходят идеи экзистенциального кризиса - о Смысле Бытия (вообще). О человеческой природе. О чем-то большем, чем ты или я.

Морфий, Чекист, Иди и Смотри, Kislorod, Посетитель музея, Письма мертвого человека, Река

Эти фильмы создают долгое послевкусие ужаса, бессилия, рока..., а иногда просветления. Их проще вытеснить (из памяти), чем "переварить". Они невольно заставляют задумываться о самом страшном - о конце, и о том что "потом", о ценности жизни, в том числе собственной. Они позволяют нам помнить. "Memento mori" - говорили древние.  "Храни память смертную"- завещали наши предки, и добавляли - "и во век не согрешишь". Фильмы, о чем-то большем, чем "базовые потребности человека". Но вот о чем?

5. Запретные чувства

В детстве нам часто говорили о том, чего нам делать НЕЛЬЗЯ. Плакать навзрыд, громко радоваться, бояться, гневаться и "драться"...

Мы научились быть "социально адаптированными" - удобными - и прятать наши чувства глубоко внутри себя. Порой так глубоко, что сами забыли, что они там есть.

Но каждый раз, когда мы смотрим кино, мы отвлекаемся от непрестанного контроля и подавления чувств, и они тихонько начинают красться наружу

Белый бим черное ухо, Бабуся ...

И в какой-то момент ты понимаешь, что это Ты сидишь на диване и плачешь по собачке, бабушке .... "Птичку жалко", - как говорил пьяный Шурик.

Кино это такой же способ разблокирования  (разморозки) наших эмоций, как и алкоголь. Но безопаснее.

"Я ненавижу тебя", - говорит актриса, игравшая Фрэнсис Фармер (в одноименном фильме) и ты ощущаешь такой прилив злобы, что ни один чемпионат мира по боксу не стоит рядом.  Как будто тем самым она дает тебе право на это чувство, и ты снова можешь вдохнуть полной грудью.

Вы любите триллеры? Горы трупов и реки крови? Но вы человек добрый по натуре, пальцем никого не тронете...

Есть у меня такой друг. Вместе пересматривали Балабанова раз -цать (Это Брат, Жмурки, Кочегар ...)

Рискну предположить, что это загнанная вглубь злость пытается найти отдушину... и находит.

Бояться тоже нельзя, а попугаться  хочется ... но так, чтобы наши обязательно победили (Папа пришел и прогнал всех монстров из шкафа). И мы идем на Звонок. Зажмуриваем глаза в страшных местах, хватаем соседей за руки, вздрагиваем на особо удачных моментах. А потом страшно довольные собой гордо сообщаем: "Да ну, ерунда. Детский фильм!", но мы-то знаем правду. Нашему внутреннему Ребенку страшно понравилось (Именно поэтому бессмысленно смотреть ужастики из позиции Взрослого).

Как не странно, активно радоваться тоже не принято. Поэтому иногда мы идем в кино "тупо поржать". Не грози южному централу. Очень страшное кино и т.д.

6.Отношения (про любовь)

Любить и быть любимым (быть принятым) - это потребность человека.

Но что значит Любить?

Любить - это заботиться, или это больше подходит для родителей?

Любить - это всегда быть рядом,  или это уже зависимость?

Любить - это делать подарки, или это способ "откупиться"?

Любить - это сгорать от страсти. Как в Отелло или Кармен?

Любить - это умереть в один день. Как Ромео и Джульетта?

Что для тебя любовь? Какой он твой узор отношений?

Это сложно понять, находясь в процессе.  И тогда на  помощь приходит кино (романтические комедии, мелодрамы, драмы ...)

50 первых поцелуев, Мужчина и женщина, Джентльмены предпочитают блондинок, Макс и Мэри, Осень в Нью Йорке, эпоха индийского кино и бразильских сериалов (Дикая роза), Война Роуз, Служебный роман, Укрощение строптивого, Унесенные ветром.

Эти фильмы показывают нам разные грани любви: самопожертвование, бесстрашие, нежность, близость, свободу, независимость, принятие, терпение, сопереживание, доверие, страсть, эмоциональную открытость... Позволяют дополнить свой узор отношений тем, чего в нем не хватало.

7. Сюжет.

Есть любимые сюжеты , которые используются в фильмах разного жанра.

Например, Жертва- Спасатель-Преследователь (Каратель)

По сути это все старая история  про Серого волка, Красную шапочку и Дровосека (Охотника). "Слабые хорошие" страдают от "Плохих". "Сильные хорошие" убивают "плохих".  Все счастливы.

А на самом деле?

Спасатель, одержимый жаждой спасти весь мир и причинить добро каждому. Он хочет все контролировать, чтобы везде было добро. Читаем между строк, жажда власти «над». Ибо он сильный, а «оне» слабые, сами не смогут.

Супермен только поначалу супер. Мстер Фриз, как вы помните, в начале своей жизни,  тоже был вполне себе адекватным человеком.

Преследователь (Каратель) - одержимый жаждой воздаяния (по сути , идеей справедливости, как он ее понимает)

Вспомнился доктор Лектор: он «плохих» не только убивал, но и ел... Очень рационально. Понятное дело, что параметры "плохости" у каждого каннибала  свои... Но после Молчания ягнят хамить незнакомым людям не захочется. Это я о воспитательной роли кино.

Жертва - бедная овечка... или волк в овечьей шкуре?

Если в кино вы видите "изгоя", то с вероятностью 99,9 он в конце либо помрет (убьется), либо спасут.

А дальше? Дальше сказка закончилась и началась суровая реальность: образуется прочная симбиотическая связь и начинается "Бьет- значит, любит" и прочие "недетские" игры. Как там было в  Чикаго: «Он сам нарвался!»

В чем же глубокий философский смысл?

Как говорила одна моя знакомая (очень мудрая женщина): "Глубокий философский смысл в том, чтобы показать грудь". В данном контексте показать обратную сторону медали. Увидеть тень?

8. Увидеть свою тень...

и выжить

Тень - это отрицаемые части личности, если говорить предельно просто. Я не хочу в себе этого замечать. Мы в самом начале говорили о ролях. Тут будет похожая история, но с небольшим нюансом. Когда мы говорим роль, то понимаем что может подкинуть нам наш разум, а когда мы говорим о Тени, выползти может абсолютно любой персонаж.

Адвокат дьявола, Худеющий, Кошмар перед рождеством...

С одной стороны, фильмы разные, а с другой стороны, это все попытка заглянуть в замочную скважину.

"А есть ли это во мне?", "А что бы я сделал?", "А смог бы я?" "Тварь я дрожащая, или право имею?" - спрашивал Раскольников. "Нужно принести жертву," (прим.  человеческую) - авторитетно заявляли герои фильма Мгла.

Эти фильмы одновременно пугают и завораживают. Нечто мистическое, таинственное, бессознательное. Ты чувствуешь в себе эти отголоски Древнего "инстинкта".

Эти фильмы позволяют задуматься о том, что возможно в тебе (в твоем, соседе, в твоей маме) есть что-то, с чем тебе совсем не хотелось бы знакомиться... а придется. 

Кстати в процессе все выползающее  уже выглядит не таким страшным: что может быть более обыденным, чем свой личный маньяк в трениках с газеткой попивающий кофе на твоей кухне.

Может быть, лучше знать себя в лицо, чем потом удивляться: "А хто это сделал? Ай-яй-яй!"

Как часто я ловлю себя на мысли что мне не так уж глубоко противен "отрицательный" персонаж?

И что если нет "плохих" и "хороших", когда речь идет о внутреннем содержании человека?

И не бывает "абсолютных побед", потому что те, кого победили тоже свои, а Великая Октябрьская Французская Революция вершится в одном отдельно взятом человеке, семье ...?

И победивший дракона сам становится драконом?

 Как вы понимаете, этот рассказ можно продолжать бесконечно, но давайте вернемся к вашему любимому фильму и рассмотрим его с точки зрения услышанного.

Что теперь он говорит Тебе о Тебе?

Хочешь пойти еще немного глубже?

В следующий раз, когда захочется посмотреть кино, задай себе вопрос:

  • Какую свою потребность я хочу удовлетворить?
  • Могу ли я удовлетворить ее, не используя заменитель?

P.S.:Говорят, можно позволить себе Жизнь не только в темном полупустом зале в мерцающем свете экрана.





Просмотров: 448
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Разница между "Любить себя", "Быть эгоистом", "Быть альтруистом"
  • Кто ты: "пассажир" или "творец своей жизни". Анализ фильма "Пассажиры"
  • Баланс "Хочу", "Могу" и "Надо": с чего начать?
  • Авторская техника "Синематограф" ("Соре", "Персона","Он")
  • Как лечить болезни "жара"? Когда "жар" болеет "холодом".
  • Любовный треугольник. Роли "родитель","ребенок", "взрослый".
  • Искать ли "своего" человека или "лепить из того, что есть"?
  • Пока есть родитель "страх", всегда будет ребенок "ложь"
  • Метафорические карты"Персона", "Хабитат", "Роботы" в работе с эмоциями.
  • "Штопор", "бочка" и "мертвая петля": осторожно, негативные состояния
  • Фильмы, как зеркало эпох [80-ые, "нулевые", "десятые"]
  • Что делать в психотерапии с "проклятиями", "сглазом" и "порчей"? часть 2
  • Что делать в психотерапии с "проклятиями", "сглазом" и "порчей"? часть 1
  • В каком возрасте ребенок может всегда вести себя в соответствии с "хорошо","плохо" ?
  • Термины психологии. Часть 2. "Фрустрация", "мания", "истеричка".
  • От "больничной койки" и "луна-парка" до "теннисного корта"
  • Упражнения "Безусловная любовь к себе" и "Одно любимое дело для себя"
  • Главный вопрос у "худеющих" клиентов - это как "любить себя?"
  • "Я хочу чтобы меня любили" или "когда я смотрю на небо"
  • "Я буду любить тебя вечно!" или почему так трудно забыть "бывшего"?
  • Возможно ли вытащить себя из "болота болезненных эмоций"? Да, если "созрел".
  • Когда вы перестанете быть "удобной" для многих вы сразу станете "стервой"
  • Сказка о жизни "Дар и Любовь". История первая "Зарождение любви".
  • Когда мужчина просто "лечится" о Вас - вы чувствуете себя "помойной ямой"
  • Кто вы, "Госпожа", "Сердечный друг" или "Женщина"?
  • "ОН", "Persona", "Саgа" или Как выпускники профессии сМАКовали
  • О "сильных" и "слабых" или о том, как общаться с "сильным мужчиной"?
  • "Сколько раз тебе повторять" или "как мне повезло, что ты такой сообразительный"
  • "Есть такая "помощь", которая вовсе не помогает..."
  • "Сынок, не делай этого" - "Хочу и буду", чтобы ребенок сотрудничал нужно...



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь