Многим кажется, что управлять людьми легко.
«Вот дали бы мне должность директора/презедента, я бы показал как нужно делать».
Но это большое заблуждение. Управление - это целая наука, а порой и искусство, и не важно кем/чем вы управляете: страной, маленьким магазином или своим ребёнком.
Существует три основных стиля управления:
- авторитарный - вся власть и ответственность за принятие решения лежит в руках одного человека;
- демократический - руководитель делегирует свои полномочия подчинённым и разделяет с ними ответственность;
- либерально-попустительский - руководитель выступает в качестве формального лица, лишь ставит задачи и проверяет результат, контроль в процессе выполнения отсутствует, наиболее уместен в творческих и научных коллективах.
Нет плохого или хорошего стиля, у них нет ни минусов, ни плюсов, есть лишь совокупность факторов, в рамках которых уместно употреблять один стиль и неуместно выбирать другой!
Практика:
- В начале создания организации и при низком профессиональном самоопределении подчиненых возможен только авторитарный стиль управления. Также и с ребёнком - первые годы его жизни вы задаёте чёткие границы дозволенного и четкую систему поощрения и наказания.
- При постепенном формировании корпоративной (семейной) культуры добавляется демократический стиль руководства. В случае с детьми полная демократия наступает лишь в подростковом возрасте, но в кризисных ситуациях возвращается авторитарный стиль.
- Постепенно с формированием самосознания и самоопределения появляется возможность использовать либеральный стиль. Начало его формирования - подростковый возраст, а завершение - в конце юношеского возраста. И затем полное отпускание зрелого человека в собственную автономию.
Воспитание и управление - это искусство, поэтому важно понимать не только возраст, но и сферу жизни ребёнка. Очень глупо влезать в личную жизнь взрослых детей, как и в личную жизнь подчиненых на работе, максимум, что вы можете , - высказать своё мнение. Также глупо давать полную свободу ребёнку до конца подросткового возраста, как и давать полную свободу своим новым сотрудникам.