|
Без права на ошибку: психология ригоризмаАвтор статьи: Архангельская Надежда Вячеславовна
О сложности и противоречивости этого мира я задумываюсь каждый раз, как только рассматриваю ту или иную парадигму ценностей, пытаясь что-то взвесить, сопоставить, сравнить. Сегодня на лекции мы затронули тему морального развития личности. И тут само собой всплыла тема ригоризма. Помните в Немецкой классической философии, в недрах объективного идеализма возвышается имя Иммануила Канта, того самого философа, подвергшего сомнению "классические" доказательства существования Бога? Иммануил Кант акцентировал внимание на том, что
И.Кант ввел термин ригоризм в связи с обоснованием моральных компонент человеческого разума.
Действительно, пример ригоризма мы можем встретить даже чаще, чем предполагаем. В частности, в религиозном аспекте, в межкультурных коммуникациях, в выстраивании отношений с представителями других этнических культур, опирающихся на духовные ценности рода, народа и религии. Ригоризм отличается жесткостью и непримиримостью в отношении другого мнения. Так, например, религиозный ригорист разорвет в одночасье отношения с девушкой, если она не будет соответствовать миру его высоких моральных ценностей. В частности, в вопросах сексуальных отношений. Девушка, выступающая именно в качестве инициатора интимной близости со своим возлюбленным может быть либо сразу, либо после секса жестко отстранена мужчиной. При этом гипертрофированная уязвленность с подчеркнутой гримасой страдания, обиды у ригориста нередко может сопровождаться периодическим пробуждением "теневых" личностных ресурсов (походы в ночные клубы, обращение за услугами "жриц любви", например). При этом в ригористе наблюдается чаще всего внутриличностный конфликт с четким противопоставлением себя, демонстративной "правильности" этому "плохому", "грязному", "развратному" миру. Таким образом, "без права на ошибку" - это то, что будет всегда крупным препятствием в межличностных отношениях ригориста, то , что будет решительно осуждаться и даже не рассматриваться возможность помочь избавиться от того или иного порока другому человеку. Это также и самовозвеличивание ригориста в своих собственных глазах, нередко сопровождающееся и блокадой чувств, эмоций и живого человеческого общения. Подобное состояние необходимо пересмотреть как можно скорее, осознать, что в многообразии мира есть куда более высокие и важные ценности, составляющие канву для развития личности, а также чувства. Их ригорист блокирует в себе и, соответственно, захлебываясь в собственной сверхоценке окружающих его людей, не желает видеть искренность, доброту, милосердие, любовь, уважение, понимание.
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|