|
Ошибки восприятия как основа для манипулированияАвтор статьи: Грязнова Марина Анатольевна
Восприятие является одним из основных психических процессов, лежащих в основе нашего понимания мироздания и нас самих. Это призма, через которую мир отражается в нашем сознании. Но это отражение может быть искаженно в силу действия таких факторов, как неадекватная самооценка, неоправданные ожидания по отношению к окружающим, неправильная оценка ситуации или отдельных обстоятельств, предварительно полученные знания и опыт, препятствующие точно оценивать происходящее. Различные сочетания этих факторов и обстоятельств могут влиять на наше восприятие и порождать высокую вероятность возникновения различных ошибок и заблуждений. Основной причиной возникновения данного феномена является особенность разума селективно воспринимать информацию из целостной картины мира, фокусируя внимание только на том, что расценивается как существенное, важное, предпочитаемое или просто желаемое в соответствие с предыдущим опытом, фактической ситуации и предполагаемых последствий. Помимо этого недостаток информации, который возникает в любом случае, заставляет людей заканчивать картину мира наиболее подходящим или предпочтительным способом, предполагая, что воссозданная картина мира полностью совпадает с реальностью. Искажение восприятия начинается с тех факторов, которые определяют наше представление о самих себе. Они включают в себя наше самопознание, самооценку и социальное самовосприятие. Это то, как мы постигаем, осмысливаем, оцениваем самих себя и то, как сравниваем себя с другими в процессе создания целостного образа, определяющего каждого из нас одновременно как личность и как часть мироздания. Воздействие данного рода факторов зависит от эмоциональной составляющей, адекватности самооценки и социального образа индивида, который он стремиться создать в процессе взаимодействия с окружающими. Эмоции играют важную роль в жизни любого человека, так как способны придать значение или лишить всякого смысла всё, что происходит с ним. Любое событие в жизни человека, приобретает эмоциональную окраску и ранжируется в зависимости от субъективного мнения о нём. Связывая оценку каждого нового элемента жизни по принципу ассоциаций с подходящими по эмоциональному окрасу элементами из опыта человека или социальными представлениями, можно воздействовать на поведение данного человека. Одним из самых распространённых способов воздействия на эмоциональную сферу человека является лесть, которая наиболее эффективна в случае неадекватной самооценки. Завышенная или заниженная самооценка является одной из основных причин, по которой человек может воспринять отношение к самому себе не таковым, какое оно есть на самом деле, а через кривое зеркало своих ожиданий и представлений о том, как, по его мнению, должно быть. Так, человек с заниженной самооценкой может воспринимать похвалу как лесть, а не заслуженную награду. В тоже время человек с раздутым самомнением не может не жаждать признания, неважно подлинное оно или нет. Социальное признание является важным мотивом человеческой деятельности. Позитивная оценка людьми, чьё мнение значимо для человека, является фактором, оказывающим влияние на социальное восприятие человека, на то, каким человек хочет, чтобы его видели окружающие. Желание человека создать наиболее привлекательный образ для определённой категории людей, которые являются для него авторитетом, может спровоцировать трудности в его взаимодействии с другими людьми, чья оценка не является для него столь же значимой. Однако наличие определённого авторитета предоставляет человеку возможность воздействовать на другого человека, заставляя его исполнять роль, не предназначенную для него изначально. Например, не помощника, а услужливого лакея. Различные социальные роли, как образцы поведения, признаваемые обществом целесообразными для обладателей определённого статуса, исполняются человеком на протяжении всей его жизни. Эти роли соотносятся с возрастом человека, его положением в семье и обществе, профессиональным и финансовым статусом и т.д. Наиболее известные среди них это роли ребенка и родителя, ученика и учителя, начальника и подчиненного. Некоторые из социальных ролей присущи человеку изначально или приобретаются им в течение всей жизни, другие могут быть навязаны родителями или обществом или добровольно приняты для получения социального одобрения. Понимание разными людьми исполнения одной и той же социальной роли различно, так как человек индивидуально усваивает социальные нормы, правила, ценности, знания и навыки в процессе социализации. Для примера, достаточно сравнить как близкие родственники исполняют одни и те же роли: даже близнецы, рождённые и воспитанные в одной среде, могут по – разному исполнять свой долг по отношению к родителям. Статус человека в обществе и исполняемая им роль определяют соответствующие ожидания, которые предъявляет общество или отдельные люди по отношению к нему. Поэтому каждый человек имеет собственное представление о том, каким должно быть поведение конкретных людей в определённых ситуациях, зачастую не совпадающее с представлением другого человека об этом. Это становиться очевидным, когда речь идёт о представлениях и, соответственно, ожиданиях, предъявляемых к тем категориям людей, о жизни и деятельности которых есть только общее представление. Они носят довольно расплывчатый характер, как это обычно происходит с оценкой жизни и деятельности знаменитых людей, или людей, занимающих высокое положение в обществе, или людей, наделённых властью. Ожидания обычно далеки от реальности, поэтому при несовпадении ожиданий и реальности многие по-своему интерпретируют причины и следствия данного явления. Так, желая понять причины поведения конкретного человека в условиях дефицита информации о действительных причинах его действий, определённая категория людей склонна приписывать ему надуманные причины поведения. Самым распространённым заблуждением в данном случае становиться объяснение причин произошедшего, как следствие личностных особенностей человека, в то время как оно определялось особенностями ситуации, как это часто происходит, когда кто – нибудь не имеет возможности выполнить свои обязательства: «Ты виноват, не стоит оправдываться обстоятельствами!» Обстоятельства во многом определяют течение нашей жизни. Некоторые из них играют важную роль в нашей жизни, как например, место и время рождения, другие же настолько незначительную, что на них даже не обращают внимание. Значение любого обстоятельства в жизни человека может быть сильно преувеличено или преуменьшено в зависимости от оценки, предпочтений и направленности фокуса внимания индивида или его окружения. В этом случае данное обстоятельство может восприниматься в отрыве от целостной картины мира, в особенности, когда ему свойственно повторяться. Подобное часто происходит с информацией в современных СМИ: какие-то факты замалчиваются, другие, наоборот, получают слишком сильное освещение. В конце концов, новости это не то, что происходит в мире, а то, о чем говорится в СМИ. Таким образом, можно формировать общественное мнение, ведь в огромном потоке информации в современном мире люди с некритическим мышлением склонны верить всему, что им говорят. Это приводит к формированию предрассудков, основанных на неточной или искаженной информации. Человек накапливает информацию и опыт на протяжении всей жизни. Информация, которая является неверной или более не соответствует действительности, но воспринимается априори, может привести к сильному искажению восприятия. Помимо рассмотренных факторов существует множество других, обусловленных социально-экономической ситуацией и положением человека, личным опытом, происхождением и многим другим аспектами жизни человека. Приведённая последовательность всего лишь демонстрирует взаимосвязь факторов, искажающих восприятие реальности, и не является единственно возможной. Воздействие любого фактора может в той или иной мере привести к системному сбою восприятия. Существует категория людей, которые используют действие этих факторов на восприятие для достижения своих целей, противоречащих интересам других людей. Некоторые из них делают это неосознанно, другие – целенаправленно, но существуют и те, для кого это единственный способ взаимодействия с миром. Их цели также невероятно разнятся: от привлечения внимания до контроля действий больших групп людей. Но все эти типы поведения основаны на психологическом влиянии на другого человека с целью внушить ему намерения, которых у него на самом деле нет, и которые не совпадают с его настоящими жизненными целями. Подобное влияние широко известно как манипулирование человеческим сознанием. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|