Если ваш ребенок заболел...

ЕСЛИ ВАШ РЕБЕНОК ЗАБОЛЕЛ…

 

Да, случаются в нашей родительской судьбе и такие неприятности. Даже если это банальная простуда, все равно жизнь в семье начинает двигаться в другом режиме. Хорошо, если есть больничный лист, назначения врача, а чадо идет на поправку в домашних условиях. А бывает и по-другому, когда необходима госпитализация, нужны особые условия ухода, постоянное наблюдение медицинских работников или, в силу определенных характеристик заболевания, рекомендуется периодическое плановое пребывание в реабилитационных учреждениях. Но в возрасте старше трех лет в нашем государстве детей госпитализируют в стационарные медицинские учреждения без родителей. И именно с этого места, на мой взгляд, начинают проявляться серьезные подводные рифы, удачно завуалированные прозрачной тихой гладью профессионализма и презентабельности того или иного медицинского учреждения.

Я не буду касаться медицинской стороны вопроса, целесообразности назначений лекарственных средств, внимания персонала к состоянию ребенка – это тема не входит в рамки моей профессиональной компетенции, хотя является весьма актуальной и болезненной.

Хотелось бы подробнее остановиться на проблеме межличностных отношений, складывающихся между пациентами-детьми за плотно закрытыми дверями каждой больничной палаты. Наше собственное исследование, проведенное в различных детских медицинских учреждениях стационарного типа, позволило выявить ряд особенностей, которые могут быть полезными родителям, детям и неравнодушным медицинским работникам.

Наполнение больничных палат происходит чаще всего хаотично и бессистемно, по мере освобождения мест. Не учитываются возрастные, социальные, личностные характеристики детей, не всегда оптимально подбирается сочетание диагнозов среди пациентов в палате. В результате такого игнорирования индивидуальных личностных особенностей пациентов, часть детей оказываются отвергнутыми соседями по палате, чувствуют одиночество, подвергаются насмешкам, унижению и т.д. (не хочется продолжать этот список, чтобы он не стал похожим на страшилку). При обсуждении результатов исследования на различных научных конференциях, из отзывов коллег стало понятно, что многие из тех, кто имеет детей, внуков, племянников могут сами продолжить перечень негативных ситуаций, связанных с взаимоотношениями между детьми в больничных палатах.

Группу риска составляют пациенты дошкольного и младшего шкального возраста, не зависимо от их половой принадлежности, мальчики младшего подросткового возраста, дети с внешними проявлениями заболевания, отстающие в развитии, дети из неполных семей.

Чем старше возраст ребенка, тем проще ему наладить взаимоотношения с соседями по палате и занять высокую статусную позицию в иерархии межличностных отношений в палате. Старшие дети (14-17 лет) находятся в наиболее благоприятном положении в отношениях с другими членами группы. Особенно ярко это особенность проявляется в палатах мальчиков. Проблемы взаимоотношений в группах мальчиков связаны с неприятием старшими детьми своих младших соседей по палате. Старшие мальчики не отвечают взаимностью младшим соседям по палате на их желание совместного общения, игр и т.д., в результате чего последние оказываются отвергнутыми или изолированными. В палатах девочек такая ситуация наблюдается реже, так как некоторые старшие пациентки с удовольствием опекают младших, проявляют к ним интерес и заботу. 

Частой причиной неблагополучных отношений в палате являются такие  внешние проявления заболевания одного из пациентов, как ожирение, преждевременное половое или физическое развитие, задержка полового или физического развития (слишком маленький или большой рост), мимические  особенности, гипотрофия или гипертрофия частей тела. Сюда же относятся все те внешние особенности, не имеющие отношения к какому-либо заболеванию, которые привлекают внимание других детей своей не типичностью. Причем, если речь идет о специфическом  учреждении, где все пациенты  имеют некоторые внешние особенности проявления заболеваний, таких проблем чаще всего не возникает.

Частыми объектами обид и насмешек соседей по палатам становятся дети с задержкой умственного развития. Имея внешние данные, соответствующие, к примеру, подростку, они демонстрируют поведение младшего школьника, дошкольника, что является поводом для отвержения их другими детьми. Хорошо себя чувствуют такие пациенты среди малышей, которые находятся примерно на том же уровне развития.

По данным исследования лучшее положение в системе межличностных взаимоотношений в больничной палате занимают дети из полных семей. Это, безусловно, не приговор, а всего лишь статистика. Пациенты из неполных семей чаще сталкиваются с проблемой одиночества или неприятия в палате.

Среди осознаваемых причин, по которым дети отвергают своих соседей по палате, были названы конкретные отрицательные личностные качества:

-обманывает, врет (27% от общего количества отрицательных высказываний)

-необщительный (24%)

-высокомерный (у детей среднего и старшего возраста) (13%)

-скандальный (11%)

-дерется (7%)

-берет без спроса вещи (6%)

-мешает спать (4%)

-другие высказывания — вредничает, злой, не хочет со мной общаться и т.д. (8%).

В качестве положительных характеристик, которые стали мотивом выбора соседа по палате для общения, игр, дружбы, дети отметили следующие конкретные положительные качества членов группы:

1.  веселый (17% от общего количества положительных высказываний)

2.  общительный (12%)

3.  хороший друг (7%)

4.  спокойный (4%)

5.  помогает во всем (4%)

6.  умный (2%)

7. другие высказывания (вежливый, тактичный, раскрепощенный, дружелюбный, интересный собеседник, одного возраста) 4%;

22% дали эмоциональную оценку объекту своих предпочтений:

1.  добрый (кроме старших мальчиков) (16%)

2.  хороший (девочки всех возрастных групп) (6%);

часть детей подчеркнули характеристики, подразумевающие отсутствие следующих отрицательных качеств:

1.  не жадный (4%)

2.  не обзывается (3%)

3.  не задается и ничего не строит из себя (у старших девочек) (2%)

4.  не болтливая (у старших и средних девочек) (1,5%)

5.  не дерется (у младших мальчиков) (1,5%)

6.  другие высказывания (не задается, не злой, не спорит, не кричит) 4%;

некоторые пациенты выделили значимость нравственных качеств соседа по палате:

1.  понимающий (4%)

2.  надежный (2%)

3.  можно довериться (1,5%);

меньше всего были указаны мотивы, связанные с совместной деятельностью:

  1. вместе ходим на процедуры (средние девочки) (1,5%)
  2. помогает в учебе (средние девочки) (1,5%)
  3. играет со мной (младшие девочки) (1,5%).

Указаний на определенные успехи в каком-либо виде деятельности соседа по палате или оценок внешности среди пациентов лечебных учреждений выявлено не было. Также интересно, что положение ребенка в системе межличностных отношений внутри больничной палаты не зависит от его места жительства, образования родителей, занимаемой ими должности. В то же время те дети, которые были проинформированы об особенностях своего заболевания, о предстоящем лечении, необходимости прописанных процедур легче адаптировались к условиям учреждения, проявляли меньше тревожности и легче контактировали с другими пациентами.

Таким образом, для предотвращения психотравм в результате общения ребенка с соседями по палате, совсем не лишним будет проследить, какого возраста дети будут в его непосредственном общении, это очень важно. Лучше поселить застенчивого, неуверенного в себе ребенка, имеющего некоторые внешние особенности, о которых мы говорили выше, к детям младшего возраста. Если же нет возможности выбрать палату, придется родителям найти время для максимального присутствия в больнице. Чаще расспрашивайте ребенка о том, как он общается с другими мальчиками и девочками, обращайте внимание на нехарактерное для него поведение (чрезмерная плаксивость, замкнутость, гиперактивность). Будьте внимательными, заботливыми и спокойными.

Объясните ему, почему он должен находиться в больнице не сгущая краски, акцентируя внимание на предстоящем лечении, которое обязательно приведет к выздоровлению. Обсудите вместе предстоящие процедуры в деталях, чтобы избавить ребенка от мучительной неизвестности.

Ребенок должен знать, что нельзя брать чужие вещи, еду, игрушки, драться и скандалить (если речь не идет о самообороне), что необходимо соблюдать режим дня, принятый для всех. Часто дети в силу отсутствия соответствующего опыта не понимают, что палата, это не часть собственного жилья, где все предназначено только для них. Поэтому не лишним будет провести беседу об уважительном и вежливом отношении как к соседям по палате, так и медицинскому персоналу.  Но самое главное, в чем должен быть уверен ваш ребенок, это то, что вы его любите, поддерживаете и придете на помощь, что бы ни случилось.

Здоровья и взаимопонимания вам и вашим детям!

 

 



Просмотров: 520
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Особенности общения детей с задержкой психического развития старшего дошкольного возраста
  • Ошибки, которые совершают родители детей младшего школьного возраста.
  • Особенности конфликтов детей младшего школьного возраста с нарушениями речи.
  • Особенности симптомов и методики диагностики ПТСР у детей младшего школьного возраста
  • Всегда ли дети понимают своих родителей, а родители детей?
  • Рождение второго ребенка: особенности воспитания детей разного возраста
  • С какими психологическими проблемами чаще всего сталкиваются дети, выросшие в семье с домашним насилием?
  • Развитие воображения у детей дошкольного и младшего школьного возраста
  • Особенности развития полоролевой идентификации у детей дошкольного возраста
  • Исследование состояния эйдетической памяти у детей дошкольного и младшего школьного возраста.
  • Почему некоторые дети часто болеют. Психологические причины болезней детей.
  • Глава 3. Дети и родители, пациенты и врачи. Что общего?
  • Рекомендации для родителей, которые хотят, чтобы дети были счастливы в браке
  • Кризисы детей дошкольного и младшего школьного возраста
  • Методика обследования детей дошкольного и младшего школьного возраста.
  • Развитие проактивности у детей младшего школьного возраста
  • Почему дети врут? Что делать, если ребенок обманывает?
  • Если вы дети своих родителей...
  • Об некоторых особенностях развития детей от 1 года до 3 лет. Или почему дети «жадничают»?
  • Почему мой ребенок не общается с другими детьми? Советы родителям. Часть 2
  • Почему мой ребенок не общается с другими детьми? Советы родителям. Часть 1
  • Некоторые особенности детей из неблагополучных семей на примере сериала "Бесстыжие"
  • Учебная неуспеваемость детей младшего школьного возраста
  • Мои эмоции (занятие для детей младшего школьного возраста)
  • Психология воспитания детей младшего школьного возраста
  • Определяем темперамент у детей младшего школьного возраста
  • Свой среди чужих, чужой среди своих или кризис подросткового возраста.
  • Психологические особенности старшего, среднего и младшего ребенка
  • Самооценка, успеваемость и будущее детей младшего школьного возраста
  • Психологические особенности детей подросткового возраста



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь