Продолжение диагностики детско-родительских отношений. Начало здесь https://www.psyoffice.ru/article/89334/
Клиенты: Мама с сыном 8 лет (возраст изменен). Диагноз мальчика: гиперкинетическое расстройство.
Следующий этап диагностики – работа в песочнице. Предлагаю маме и ребенку построить общий песочный мир.
После получения инструкции ребенок сразу же идет к коробкам, достает фигурки и начинает расставлять их в правой стороне песочницы. Мама в этот момент стоит в стороне. Спустя некоторое время мама начинает аккуратно заполнять верхний левый угол контейнера. Некоторое время оба работают молча, не взаимодействуя друг с другом. Ребенок быстро заполнил половину песочницы и начал исследовать содержимое контейнеров, обращаясь к маме:
- «Вау, мама, какой скорпион, смотри!». - «На что он тебе нужен?».
Ребенок кладет скорпиона к маминым фигуркам в песочнице. Мама говорит, что ей это не нравится, но мальчик не реагирует и продолжает рассматривать фигурки. Мама молча перекладывает скорпиона на сторону сына. Тогда ребенок кладет змею в мамину зону. Мама бурно восклицает: «Это ужас!». Мальчик снова никак не реагирует. Затем сын несколько раз пробует предложить маме что-то еще: «Мама, нужны заборчики?», «Мама, хочешь яблоко?». Но мама отказывается и от того, и от другого. Тогда ребенок сам берет фигурки животных и расставляет их в маминой зоне. В это время мама с сыном начинают переговариваться, обсуждая перестановки.
После завершения песочной картины прошу обоих рассказать о своей работе.
Начинает мама: «Мне нравится дом, чтобы в нем посидеть, отдохнуть. Это лес, чтобы погулять. Я положила животным покушать. Их поставил сын. Животные по парам, чтобы у всех были друзья. Про часть сына могу сказать, что это то, о чем он мечтает и что он видел на море. Его часть густозаселена, моя – уединенная».
Рассказ сына: «Ваза – это памятник. Халк и Супермен защищают от врагов людей. Скорпион защищает людей от злодеев. От чайки – злодея. Она пытается дом украсть. Они отнимут его у нее. Клетка с камушками – это сокровища чайки. Они нужны, чтобы смотреться в волшебные шары, чтобы следить за всеми, чтобы никто ничего не натворил. Мужчина в красном – Черепашка Ниндзя, он злодей, пожирает всех, у него жало. Он непобедим, хотя Халк может его победить, у него мускулы. Зеркало тоже защитник – оно отражает всех и убивает».
Анализ работы. Совместная деятельность в детско-родительской паре подразумевает предварительное обсуждение будущей работы и распределение задач. Родитель, в силу своего авторитета, как правило, проявляет чуть большую инициативу и мягко направляет ребенка, при этом предоставляя ему возможность выражать свое мнение и предлагать свои идеи.
В данном случае сразу можно отметить, что ребенок не ориентирован на совместную работу. Игнорируя авторитет родителя, он полностью перехватывает инициативу и делает то, что хочет. Мама соглашается с таким распределением ролей. В дальнейшем обсуждении мама объяснила это тем, что не хотела вступать в конфликт. Таким образом, мы выявили деструктивный паттерн в отношениях: ребенок получает полномочия, не соответствующие его возрасту и статусу в семье. Такие полномочия предполагают ответственность, которую ребенок нести не может, что вызывает у него чувство тревожности и небезопасности, усугубляющие его поведение. При этом мама рассматривает только один вариант перераспределения ролей – конфликт, не учитывая возможности конструктивного разговора, при котором родитель мягко, но настойчиво, используя «Я-сообщения», обозначает свои желания и договаривается с ребенком. Мама же, будучи в состоянии усталости и эмоциональной истощенности, предпочитает уединиться в свободном уголке, желая только, чтобы ее не трогали.
Следующий интересный момент – то, как ребенок привлекает к себе внимание, и как родитель на это реагирует. Мальчик, сделав в песочнице все, что хотел, решил вступить во взаимодействие с мамой. Он несколько раз к ней обращался, демонстрируя свои находки. Однако мама неизменно реагировала отрицательно. Не получив желаемого, ребенок идет на провокацию – просто кладет в мамину зону максимально неприятные для нее фигурки (скорпиона и змею). Однако и это не срабатывает, мама просто перекладывает фигурки (снова уходя от «конфликта»). Так и в жизни, позитивные проявления ребенка не часто вызывают отклик у родителей, и ему приходится привлекать внимание с помощью плохого поведения.
Мальчик не смог привлечь к себе внимание, поэтому просто взял и заставил большую часть маминой зоны более приятными фигурками, которые мама убирать не будет. То есть ребенок активно нарушает чужие личные границы, вторгаясь на личную территорию как в песочнице, так и в жизни. В итоге, распределение площади песочницы выглядит очень показательно. Ребенок занял три четверти пространства, мама – одну четверть. Это отражает реальную ситуацию – мама практически все время и силы вкладывает в ребенка, оставляя для себя только то, что необходимо для удовлетворения базовых потребностей, но не более.
Важным моментом является также то, что ребенок игнорирует чувства и потребности мамы. Это прослеживается, начиная с лишения ее возможности вместе принять решения относительно дальнейшей работы. И продолжается, когда мама прямо выражает свой дискомфорт от присутствия неприятных ей фигурок в своей зоне, а ребенок как будто этого не замечает. Оказалось, что в обычной жизни происходит точно также.
В контексте диагностики детско-родительских отношений не анализируются индивидуальные особенности каждой зоны, но они учитываются в дальнейшей работе.
По итогам проективного рисования и работы в песочнице были даны следующие рекомендации: - предоставить ребенку больше самостоятельности и снизить гиперопеку; - демонстрировать ребенку родительский авторитет, а также распределять полномочия и обязанности в зависимости от статуса в семье. Родители должны занимать главенствующую позицию, а не ребенок; - позитивно реагировать и подкреплять положительное поведение ребенка; - мягко, но непреклонно пресекать вторжение ребенка в чужие личные границы; - учить ребенка выражать свои чувства и потребности и учитывать чувства и потребности окружающих; - разобраться в супружеских отношениях для снижения тревожности ребенка и усиления его чувства безопасности.
Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:
Код для вставки на сайт или в блог:
Код для вставки в форум (BBCode):
Прямая ссылка на эту публикацию:
Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц. Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта. Материал будет немедленно удален. Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях. Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.
На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.