В последнее время мне как-то очень везет на консультации, основной запрос на которых это детско-родительские отношения. Чаще всего запрос формулируется примерно так: «Я не знаю, что происходит с ребенком, ведь раньше он был такой послушный, а теперь как с цепи сорвался». Когда начинаем «отматывать ситуацию назад», то, как правило, выясняется несколько нюансов:
Ситуация начала развиваться давно, просто «замечать» ее стали только тогда, когда получили сильное сопротивление ребенка, т.е. измененное поведение. Давно – это значит не менее трех-четырех лет.
Не замечали раньше, это значит, что раньше ребенок не был послушным, он был просто удобным, т.е. выдавал родителям поведение, которое их особо не напрягало, было для них ожидаемым/одобряемым/удобным.
Как правило, если мы говорим о «долгосрочности развития события», то чаще причиной измененного поведения бывают или проблемы в школе (с учителями, одноклассниками), или детская ревность. Школьные проблемы родители замечают только тогда, когда нужно сдавать экзамены, а ребенок не готов. Детскую ревность замечают тогда, когда война между детьми выходит на уровень активного противостояния. Причем школьные проблемы можно решить, просто вовремя услышав ребенка и обратившись к грамотному специалисту, который поможет. Почему специалист? Потому что вы, как родители, не обязаны знать все обо всем, но обязаны уметь СЛЫШАТЬ ребенка. Если проблему не сможет решить один специалист, найдите другого, ведь вы же взрослые люди и научились не бегать от проблем, а решать их.
Еще раз: школьные проблемы решаются просто. Но вот с детской ревностью несколько сложнее. Почему сложнее? Потому что о школьных проблемах говорят или сами дети, илу учителя. Вопрос только в умении слушать и слышать, а так же в желании или не желании решать проблемы. Но вот о ревности никто не говорит. О ней молчат. Почему молчат? Потому что когда все вокруг только и делают, что всячески радуются маленькому ребенку, который просто лежит и никакой пользы ни тебе, ни обществу не приносит, более взрослый ребенок понимает, что он должен давать такую же радость и восхищение этому… непонятно чему. Эту радость от него все ждут, ведь они же рады. Но как он может дать радость, если по факту этот младенец отнимает от него внимание и любовь тех, кто раньше занимался только им. Да, он будет выполнять просьбы родителей из серии: посиди с маленьким, займи его, пока я готовлю обед и т.д. Будет... Чтобы обратить на себя внимание и доказать свою полезность, вдруг это поможет вернуть любовь и внимание к своей персоне. Какое-то время это будет работать, потому что ожидаемое поведение не вызывает у родителей никаких отрицательных эмоций, т.е. они не орут и не предъявляют претензий. Но когда более взрослый ребенок поймет, что одобряемое поведение любви и внимания никак не добавляет, он начнет давать неодобряемое поведение. Уж оно-то точно вернет хотя бы внимание. Ну и пусть родители ругают, зато заметили же.
Как понять, что ревность между вашими детьми существует? Начните внимательнее относиться к тому, с каким выражением на лице старший ребенок выполняет ваши просьбы в отношении младшего ребенка. Чаще всего вы заметите скуку, реже – злость. Что с этим делать? Просто объяснять взрослому ребенку каждый свой шаг в отношении младшего, необходимость этих шагов. И никто не отменял благодарность родителя за все действия старшего ребенка в отношении младшего. Ведь «подарить братика/сестричку» это была ваша хотелка, если честно. Для старшего ребенка, чаще всего, это навязанная ситуация.
В своей статье я постаралась проанализировать природу детской ревности. Я не утверждаю, что все семьи на нее обречены. Но если в вашей семье так случилось, то начните немедленную профилактику, пока дело не зашло очень далеко. Удачи вам!
Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:
Код для вставки на сайт или в блог:
Код для вставки в форум (BBCode):
Прямая ссылка на эту публикацию:
Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц. Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта. Материал будет немедленно удален. Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях. Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.
На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.