Формирование толерантных отношений детей с ОВЗ с нормально развивающимися сверстниками в семье.
Семья имеет важное значения для становления и развития психики ребёнка. Именно в семье происходит формирование основных ценностных приоритетов и жизненных установок человека, опредяющих его внутренний личностный склад. Не для кого не является секретом и тот факт, что стратегия внутрисемейного взаимодействия сказывается и на общении ребёнка со сверстниками, а в ситуации наличия того или иного физического дефекта семья является основным механизмом всестороннего психического и личностного развития ребёнка.
Наличие того или иного физического дефекта накладывает неизгладимый след на стратегию внутрисемейного взаимодействия родителей с ребёнком. Ситуация осложняется тем, что многие родители, воспитывающие детей с ОВЗ, испытывают чувство вины за рождение ребёнка с ОВЗ. В такой ситуации семья фиксируется не на формировании всесторонне развитой и целостной личности ребёнка с ОВЗ, как полноправного члена общества, а пытается «снизить» трудности адаптации подрастающего человека в социуме. Это проявляется в уходе самих же родителей от контактов с окружающими их людьми. Им кажется, что все люди озлобленные и могут неадекватно относиться к ним и их ребёнку. В такой ситуации ребёнок остаётся один на один со своими проблемами и внутренними переживаниями, что отрицательно влияет на межличностном взаимодействии с нормально развивающимися сверстниками.
Однако, Выше описанную ситуацию можно избежать всем родителям, заинтересованным в полноценном всестороннем развитии своего ребёнка с ОВЗ. Процесс формирования зрелой и самостоятельной личности отличается длительностью и сложностью, так как каждый физический дефект имеет свои особенности, которые определяют психическое развитие ребёнка. Тем не менее, если Вы задумываетесь над тем, как помочь своему малышу почувствовать себя полноценным человеком и не испытывать негативных переживаний, обусловленных тем или иным физическим дефектом, воспользуйтесь в процессе воспитания следующими основными рекомендациями. Я уверена, что они помогут Вам взглянуть на своего ребёнка иначе: не через призму физического дефекта, а через созедание нормально развивающегося человека, способного адекватно воспринимать воздействия окружающего мира, друзей и близких, а также радоваться каждому прожитому мгновению.
Рекомендации для родителей:
Прежде всего, примите ситуацию как данность, не думайте о том, как и почему это случилось, размышляйте о том, как с этим дальше жить. Помните, что все ваши страхи и «черные мысли» ребенок чувствует на интуитивном уровне. Ради успешного будущего Вашего ребенка постарайтесь найти в себе силы с оптимизмом смотреть в будущее.
Никогда не жалейте ребёнка из-за того, что он не такой, как все.
Дарите ребёнку свою любовь и внимание, но помните, что есть и другие члены семьи, которые в них тоже нуждаются. Стремитесь к тому, чтобы у всех членов семьи была возможность саморазвития и полноценной жизни.
Помните,ребенку с первых месяцев жизни важно ощущать стабильность и спокойствие своего окружения.
Организуйте свой быт так, чтобы никто в семье не чувствовал себя «жертвой», отказываясь от своей личной жизни.
Не ограждайте ребёнка от обязанностей и проблем.
Если состояние ребенка позволяет, придумайте ему простенькие домашние обязанности, постарайтесь научить ребенка заботиться о других. В такой ситуации он почувствует себя важным и нужным не только для себя самого, но и для семьи и окружающих его людей.
Решайте все дела вместе со своим ребёнком.
Предоставьте ребёнку самостоятельность в действиях и принятии решений.
Стимулируйте его приспособительную активность, помогайте в поиске своих скрытых возможностей.
Развивайте умения и навыки по самообслуживанию.
Следите за своей внешностью и поведением, так как Ваш ребёнок должен гордиться вами.
Учитесь отказывать ребёнку в чём-либо, если считаете его требования чрезмерными. Однако проанализируйте количество запретов, с которыми сталкивается ваш ребенок.
Продумайте, все ли они обоснованы, нет ли возможности сократить ограничения, лишний раз проконсультируйтесь с врачом или психологом.
Чаще разговаривайте с ребёнком. Помните, что ни телевизор, ни компьютер не заменят вас.
Создавайте условия для общения ребёнка со сверстниками.
Стремитесь к встречам и общению с друзьями, приглашайте их в гости.
Пусть в вашей жизни найдется место и высоким чувствам, и маленьким радостям.
Чаще прибегайте к советам педагогов и психологов.
Каждое определенное заболевание ребенка-инвалида требует специфического ухода, а также специальных знаний и умений, не стесняйтесь их приобретать.
Больше читайте, и не только специальную литературу, но и художественную.
Общайтесь с семьями, где есть дети-инвалиды.
Передавайте свой опыт и перенимайте чужой. Это важно не только для вас, но и для ребенка, которому вы можете оказать услугу на всю жизнь, найдя для него друзей или (что очень часто бывает) спутника жизни.
Помните о том, что помогая друг другу, вы, прежде всего, помогаете себе!
Находите в себе силы и сохраняйте душевное равновесие. Не изводите себя упрёками. В противном случае велика вероятность того, что ребенок вырастет психологическом монстром, а это неизбежно усилит его социальную дезадаптацию и усугубит страдания.
Всегда помните о том, что в том, что у вас больной ребёнок, вы не виноваты. Воспитывайте в себе новые качества, прежде всего наблюдательность, терпение, самообладание.
Ведите дневник наблюдений за ребенком, отмечая малейшие перемены в его состоянии. Дневник с одной стороны, помогает, успокаивая Вас, с другой – способствует правильной организации всей лечебно-коррекционной работы.
Помните, что будущее вашего ребенка во многом зависит от того, насколько он социализирован, адаптирован в обществе.
Делайте все возможное, чтобы он привык находиться среди людей и при этом не концентрироваться на себе, умел и любил общаться, мог попросить о помощи.
Старайтесь чувствовать себя спокойно и уверенно с ребенком-инвалидом на людях.
Доброжелательно реагируйте на проявления интереса со стороны посторонних, не отталкивайте их от себя жалобами, раздражением, проявлением озлобления.
Если ребенок переймет от вас подобный стиль общения с окружающими, его шансы найти себе друзей резко возрастут.
Постарайтесь научить ребенка быть самим собой – и дома, и на людях. Чем раньше ребенок начнет общаться с другими детьми, тем больше шансов, что он сможет вести себя как все.
Помните, что ребёнок повзрослеет и ему придётся жить самостоятельно. Готовьте его к будущей жизни, говорите о ней.
Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:
Код для вставки на сайт или в блог:
Код для вставки в форум (BBCode):
Прямая ссылка на эту публикацию:
Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц. Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта. Материал будет немедленно удален. Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях. Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.
На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.