Влияние СМИ на становление самооценки детей

Автор статьи: Екатерина Фирсова

О влиянии средств массовой информации (СМИ) на сознание взрослых и детей говорится давно и много. С одной стороны интерес вызван постоянно возрастающей глубиной проникновения СМИ в дома и разумы людей. С другой стороны - регулярно возникающими инцидентами (например, массовые расстрелы в школах), ответственность за которые часто приписывают влиянию СМИ.

Сегодня СМИ - это не только "магическое окно", через которое мы смотрим на мир, но и "дверь", через которую идеи проникают в наше сознание (Харрис, 2003).

За несколько десятилетий во всём мире было проведено более 1000 исследований на эту тему. Обычно предметами исследований становятся влияние СМИ на уровень агрессии и формирование собственного образа. И раз за разом исследователи приходят к выводу, что СМИ определённо оказывают влияние и, к сожалению, преимущественно отрицательное. 

Влияние СМИ на становление самооценки детей

Но как влияет СМИ на становление самооценки детей? Здравомыслящий человек легко предположит, что и здесь влияние оказывается негативное, и окажется прав. Но, справедливости ради, стоит добавить, что СМИ далеко не единственный и не главный фактор, влияющий на становление самооценки.

Во-первых, что такое самооценка? - отношение человека к своим способностям, возможностям, личностным качествам, внешнему облику (Липкина, А.И., 1976).

Особенность самооценки детей заключается в том, что она ещё только формируется и этот процесс подвержен большому влиянию различных факторов. Самооценка, как и все другие особенности личности, складывается в процессе воспитания, в котором основная роль принадлежит семье, садику и школе.

Для формирования адекватной самооценки важно бережное, уважительное отношение родителей к личности ребёнка, их интерес к жизни сына или дочери, понимание характера, вкусов, знание друзей, уверенность ребёнка в своей безопасности, соблюдение семейное иерархии и норм поведения. 

К другим факторам относятся индивидуальные факторы, т.е. личная предрасположенность, психологические факторы, такие как самооценка на момент времени, способность к самоконтролю, наличие или склонность к депрессии, тревожность, проблемы во взаимоотношениях, обстановка в семье, влияние друзей и окружения, общественные тенденции и стереотипы.

Как ни парадоксально, СМИ может оказать влияние на формирование как заниженной, так и завышенной самооценки. В любом случае, эти два типа самооценки личности свидетельствуют о неблагополучии в её развитии.

Что же такого в СМИ, что отрицательно влияет на самооценку детей?

 содержание и способ подачи информации носит сомнительный характер и цели, а сама сущность процесса приводит к тому, что за счёт высокой степени воздействия происходит «эстетическое вживание» в субъект коммуникативного воздействия (Берёзин, 2002);

 неумение критически оценивать поступающую информацию подвергает детей гипнотическому воздействию и "принятию" норм и образов, которые они видят - без разбора;

 модели поведения, которые транслируются детям через телепередачи, мультфильмы, фильмы, видеоклипы, социальные сети, музыку и игры зачастую несут низкую культуру и стереотипы детских, мужских и женских образов, которые не заслуживают подражания;

 не зная подлинных ценностей, дети легко принимают ценности мнимые, лживые, что ведет к потере духовной культуры;

 просмотр сцен агрессии приводит не только к агрессивному поведению, но и к эмоциональному окоченению. Ребенок становится менее отзывчивым, холодным, его меньше начинает волновать чужая боль и страдание, что является основой духовности ребенка. Часто наблюдается появление беспричинных страхов;

 чем больше дети смотрят телевизор, тем меньше у них развито творческое мышление, так как телевидение предоставляет готовые, легко интерпретируемые образы;

 регулярное проведение детьми большого количества времени перед экранами в определенные часы запускает действие особых механизмов идентификации с персонажами, которые существенным образом влияют на общее смысло-жизненное пространство ребёнка;

 взрослая сексуальная активность преподносится детям через СМИ, как нормальная и безопасная. Тот факт, что сексуальное поведение проскальзывает постоянно, должен наводить детей на мысль, что «все так делают» и это нормально. К тому же, секс между партнёрами вне брака транслируется в 24 раза чаще, чем между женатыми;

 более 75% музыкальных клипов содержат кадры сексуального характера, и более половины содержат кадры насилия, совершённые против женщин. Женщины очень часто представлены в уничижительных ролях, формируя соответствующее самовосприятие у девочек;

 массированная пропаганда нереалистичных ожиданий о своём внешнем виде. Телевидение, фильмы, журналы и реклама пестрят нереалистичными образами о красоте, идеальной фигуре и внешнем виде. Итогом такого влияния становятся проблемы с питанием и здоровьем у детей и подростков;

 девушки-подростки преподносятся, как чрезмерно озабоченные своей внешностью, а интеллектуалы зачастую высмеиваются;когда дети и подростки сталкиваются с невозможностью соответствовать «идеалам», нарушается самооценка, что ведёт к дальнейшим психологическим проблемам;

 роли злодеев более часто отданы представителям не европеоидной расы, что укрепляет стереотип об опасности других рас; 

 СМИ пропагандируют чрезвычайно стройные и «красивые» тела, как символы успеха в жизни;пропаганда молодости, красоты, богатства и успешности представлена как лёгкий и естественный процесс, для достижения которого ребёнку ничего не надо предпринимать. Просто "будь" и жизнь будет беззаботной и весёлой;

 реклама заставляет детей желать вещи, которые не могут себе позволить их родители, тем самым провоцируя комплекс неполноценности и недовольство родителями;

 реклама стремится подорвать чувство уверенности в себе. Часто реклама культивирует страх показаться непривлекательным или страх быть «не крутым» (А. Дударева).

Современное искусство изменяет и деформирует психику ребенка, воздействуя на воображение, давая новые установки и модели поведения. Из виртуального мира в детское сознание врываются ложные и опасные ценности: "культура" силы, агрессии, грубого и пошлого поведения, что приводит к гипервозбудимости детей (Филиппова). 

СМИ весьма существенно влияют на усвоение людьми всех возрастов широкого спектра социальных норм и на формирование ценностных ориентаций личности. Новая картина мира, складывающаяся у подрастающих поколений, приводит к определенным изменениям в психологии. Уже сегодня вошел в оборот термин «компьютерная психология» (Фаткуллин, 2004).

«Многие годы наблюдений над духовным развитием одних и тех же воспитанников от младшего возраста до зрелости убедили меня в том, что стихийное, неорганизованное воздействие на детей кино, радио, телевидения не способствует, а скорее вредит правильному эстетическому воспитанию» - Сухомлинский В.А., «Сердце отдаю детям».

Великий театральный деятель Сергей Образцов пытался внушить взрослым людям простую мысль, которой следовал всю свою долгую творческую жизнь: нельзя детям до семилетнего возраста показывать (даже в сказках) сцены насилия, жестокости, грубого обращения с животными и людьми. Великий мастер знал: детская душа, что губка, впитывает все происходящее вокруг нее и, особенно все, что происходит на сцене, на экране, в книге.

Запуская тонкие механизмы человеческих эмоций и мотивации, СМИ, по существу, формируют современного человека в будущем.

СМИ действительно способны оказывать и положительное влияние на формирование самооценки и мировоззрения детей. Но, как показывает реальность, чтобы добиться положительного влияния, надо целенаправленно фильтровать информационный поток и применять методы цензуры.

Выбор - прилагать к этому усилия или нет - остаётся за родителями и педагогами. Главное, делать это осознанно и принимать на себя ответственность за последствия.

Всегда рада совместному обсуждению статьи, Вашим комментариям и вопросам. Пишите.

ПС. Продолжение статьи - Как помочь ребёнку развить высокую самооценку



Просмотров: 312
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Влияние СМИ на политические установки избирателей в конце 90-х ХХ - начале ХХI века
  • Зомбиапокалипсис или как зарабатывают СМИ
  • Как готовиться и проходить интервью (ТВ, радио, он-лайн и печатные СМИ)
  • Как готовиться и проходить интервью (ТВ, радио, он-лайн и печатные СМИ) Часть 2
  • Как успокоиться после чтения тревожных новостей в СМИ
  • "Казнить нельзя помиловать" - или как и за что ругать и наказывать детей?
  • Способы манипуляции людьми с помощью СМИ
  • СМИ и родительская тревожность!
  • Влияние самооценки родителей на судьбу их детей
  • СМИ о парфюмерных тотемах
  • Женщина, развод и СМИ
  • СМИ и социальное подражание
  • И снова Диана Шурыгина. Преступление СМИ против общества.
  • Десять стратегий психологического манипулирования СМИ
  • Формирование самооценки у детей дошкольного возраста
  • "Квест-игры убийцы". Или что на самом деле убивает наших детей.
  • Для тех родителей, которые думают, что ребёнок "Перерастёт" или "Всё пройдёт"
  • Влияние нерожденных детей на последующих. Что делать? Опыт семейного расстановщика
  • Возрастная психология – жизненный путь личности. Что влияет на развитие детей - физиология или среда?
  • Как объяснить родителям, что ты уже вырос. Или почему в нас видят детей.
  • "Что происходит в мире на самом деле?" или Как работают фильтры восприятия человека
  • "Со мной что-то не так", или что делать с чувствами, которых быть не должно?
  • Как клиенту понять, что в терапии "что-то не так"?
  • Нарушение потребности в безопасности как источник "проблемного" поведения детей
  • "Информационный мусор" что это и как он влияет на мой мозг?
  • "Семейное захватничество": родители, которые "убивают" своих детей
  • "Что вы говорите?", или Как слова влияют на жизнь
  • Отношения детей и родителей. Что было, что сейчас и к чему всё идёт?
  • Мои "пять копеек" о том, что все психологи работают только ради денег.
  • Как создавать "Книгу жизни" для приемных детей разного возраста.



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь