|
Вопросы самоуважения и самооценки у детей.Автор статьи: Якименко Елена
В Оксфордском Словаре понятие самоуважение звучит как благоприятная оценка или положительное мнение о себе. Многие психологи, используя данное понятие в своей практике, считают, что повышение самооценки напрямую ведет к улучшению самочувствия, поведения и работоспособности. Например, взрослый говорит ребенку: «Ты действительно хороший ученик и я горжусь тобой!». Несчастный парень смотрит в свой дневник, видит там отрицательные отметки и думает: «Ерунда какая-то, когда я слышу что-то подобное, я сомневаюсь в искренности…». Дети очень хорошо улавливают интуитивно где правда, а где преувеличение с «глубоким смыслом». В такой момент можно даже навредить ребенку, стараясь решить проблему «низкого чувства собственного достоинства», чрезмерной похвалой и неразборчивым принятием. По неосторожности здесь возможно взращивание неадекватной нарциссической самовлюбленности, которая по определению мешает здоровой самооценке. Однако порой даже неправда и дезинформация, но хорошо продуманная, способна сделать невозможное. Тогда она называется вдохновением. Есть хорошее определение, принадлежащее Стивенсону (1990) и Катцу (1993), звучит она так: «самоуважение – это устойчивое и аффективно насыщенное чувство ценности собственной личности, основанное на более-менее точном самовосприятии». Факторы, которые могут повлиять на развитие чувства собственного достоинства: количество уважительного, доброжелательного общения от значимых близких людей, история успехов и неудач, изменение социального статуса и положения в окружающем мире и т.д. И здесь ключевое – точность и реальность. Я часто слышу от родителей детей: «Он на самом деле способный, но или ленится, или низкая самооценка мешает достигать хороших результатов». И вот здесь важна не предвзятая оценка (тестирование) способностей ребенка. Исходя из ее результатов необходима работа с родителями, чтобы они смогли в будущем поддержать ребенка, облегчить его путь и вдохновить на успехи и достижения, соразмерные его способностям. На начальном этапе психологу важно проработать чувство стыда и признание боли от переживания постоянных неудач. А позже заняться вопросом создания творческого видения и поиском вариантов решения проблем. Обязательным условием для детей с низким чувством собственного достоинства является успешная среда. Задача родителей найти ту область или сферу деятельности, где их ребенок сможет быть успешен и тогда самооценка станет повышаться естественным и здоровым образом. Полученные навыки ребенок сможет перенести в другие сферы деятельности, которые помогут ему в решении более сложных задач. Все мы учились завязывать шнурки, и каждый из нас ожидал простого одобрения, и совсем необязательно, чтобы это была чрезмерная похвала. Важен честный положительный отзыв: «Слушай, знаю, как тебе не просто даются эти шнурки, но ты все-таки справился, молодец!» Важно, чтобы похвала была сладкой, но не приторной или пустой карамелькой внутри. Она может стать хорошей опорой в трудном пути к успеху, если будет искренней и по существу. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|