|
Гаджеты - скрытая угроза?Автор статьи: Григорьев Михаил Викторович
С каждым годом современный человек все чаще и чаще сталкивается с оценками специалистов в отношении того, что гаджеты наносят непоправимый вред развитию человека, из-за того, что современные дети и подростки проводят много времени с мобильными телефонами, планшетами, компьютерами. Справедливости ради необходимо и упомянуть о тех специалистах, которые отстаивают мнение о том, что частое использование гаджетов есть закономерный процесс который обусловлен техническим прогрессом, за которым они не видят скрытой угрозы. Выражая свое отношение к данному вопросу, мне хочется сказать, что по сути правы и те, и другие специалисты. Оценка степени вреда наносимый гаджетами на мой взгляд лежит в плоскости измерения количественно-качественных отношений определенных форм поведения того или иного человека. Итак, коль есть мнение о том, что гаджеты наносят вред здоровью человека, в исследовании данной проблемы мы не можем не отталкиваться от критериев нормы и патологии, а в этом вопросе необходим индивидуальный подход. Мы не можем заявить о том, что если человек столько - то часов занят со свои гаджетом то он – зависимый. Прежде всего необходимо определить, какое поведение в официальной науке принято считать зависимым. Проблема зависимого поведения, является междисциплинарной проблемой. Ею занимаются психологи, педагоги, врачи, социологии, однако, чтобы внести ясность в определение данного феномена я предлагаю читателю познакомиться с тем, как видит данную проблему один из основателей современной аддиктологии доктор медицинских наук Короленко. Короленко Ц.П. под аддиктивным поведением понимает форму девиантного (отклоняющегося) поведения при котором у человека формируется стойкое стремление к уходу от реальности посредством изменения своего психического состояния, при использовании фармакологических (прием веществ воздействующих на психику) и нефармакологических (сосредоточение на определенных предметах и активностях) воздействий, что сопровождается развитием субъективно приятных эмоциональных состояний. Как же рождается зависимое поведение? Для примера приведу девушку подростка, которая, например, опубликовав в инстаграмме фотографию получила определенное количество лайков и комментариев благодаря которым она осознала свою привлекательность, тем самым реализовала свою потребность в признании. В данной ситуации происходит фиксация субъекта на определенном паттерне (форме) поведения который сполна дал ощутить девушке необходимые эмоции, и в следствии чего был создан отпечаток – связь в сознании человека о том, как она может получать необходимые эмоции. Основополагающем является и то, что аддикт (человек с зависимым поведением) четко понимает, что он может контролировать процесс получения определенных эмоциональных состояний освоив определенные инструменты, реализуя определенное поведение. Развитие аддитивного поведения зависит конечно же и от личностной организации человека. Так к примеру, предрасполагающими факторами к развитию аддикции (зависимости) могут стать дети и подростки со слабо развитыми социальными и коммуникативными навыками, а также с плохо выработанной функцией Выбора. Марк Гриффитс известный английский психолог, выделяет шесть компонентов которые свойственны любому зависимому поведению которые так или иначе отражены в критериях диагностики зависимого поведения в Международной классификации болезни 10 пересмотра. Среди них:
Для того, чтобы перевести вышеуказанные научные критерии в плоскость обыденной жизни, я постараюсь привести пример поведения ребенка с зависимым поведением. Итак, человек с зависимым поведением, проводит большую часть времени за гаджетом, не проявляет интерес к другим формам активности таким как например: общение с друзьями, игры с непосредственным участием. У него отсутствуют реальные увлечения (спорт и т.д.) требующие от человека непосредственного присутствия и взаимодействия с другими людьми, ухудшается успеваемость в школе, др. учебных заведениях, а лишение возможности использования гаджета вызывает высокий уровень раздражения, конфликтные ситуации, замкнутость, состояние подавленности. В случае если Вы заметили подобное поведение у Вашего ребенка запланируйте консультацию у специалиста – психолога, который проведет необходимую психологическую диагностику и в случае необходимости проведет ряд коррекционных мероприятий. От всей души желаю Вам радости, от каждого прожитого дня! Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|