|
Глубина арт-терапииАвтор статьи: Ештокина Евгения Александровна
Основная задача арт-терапии, на мой взгляд - организовать диалог сознательного и бессознательного через искусство, и диалог терапевта с клиентом. И через этот диалог можно раскрывать суть проблемы, лечить травмы, разрешать внутренние конфликты, доносить до сознания здоровые модели взаимодействии с собой и с другими. В отличие от других методов арт-терапия достаточно мягкий и экологичный. Очень полезен этот метод для более замкнутых и тревожных людей, которые привыкли больше размышлять, чем действовать. Деятельному человеку, например, было бы, наверно, не всегда интересно работать в этом методе. Есть более взрывные, резкие и жесткие, такие как гештальт или НЛП, где защиты просто слетают и человек может остаться со своими болезненными осонаниями. Для того, кто готов и хочет двигаться быстро (может и болезненно) - они подходят (но если хочет, но не готов, защиты вернутся и с большей силой, а невроз только усугубится). Арт-терапия достаточно мягкий, бережный, безопасный способ, который помогает из бессознательного доставать ровно столько, сколько человек готов переварить и воспринять. И с чем уже готов встретиться… Например, когда есть образ себя, привычный образ, и набор сомнительных достоинств, который в этот образ входят … ведь болезненно было бы осознать, что то, что всегда считалось силой - на самом деле слабость, даже изъян (особенно те, кто самоутверждаются в своей семье, чувствуют себя героем, в тот момент, когда наказывают своего ребенка). В таком случае можно, с помощью искусства "взрыхлить поле"(так я называю процесс, помогающий сделать осознание не таким болезненным, то есть подготовить сознание), перенести нефункциональную опору самооценки на другие опоры, вернуть в реальность, проработать критерии вины и стыда (примерами из жизни, кино, книг, притч), раскрыть перспективы через метафоры и образы и т.д. Арт-терапия помогает вести диалог там, где не хватает слов. Выразить то, что невозможно оформить словами. В этом чудо арт-терапии! Я помню работала с девочкой (1 класс), которая воровала у одноклассников (в то время я работа школьным психологом). Она была из детского дома, ее удочерили. И мне ее привели именно в тот момент, когда она или почти что-то украла, или уже украла… И вот как ребенку в 7 лет объяснить, почему те способы, которые в детском доме не считались такими неприемлемыми, сейчас просто недопустимы! Как ей, в 7 лет, развивать свою способность думать, прежде чем что-то делать (а ведь такая способность есть не у всех взрослых). Как ребенку этот импульс: эмоция - действие, остановить??!! И взрослые делают огромную ошибку, когда вываливают на ребенка тонны морали: это нельзя! это так стыдно!!! это ужасный посупок!!! Мы начали с ней общаться через рисунок: она нарисовала девочку, которая что-то хотела взять… а это была чужая вещь… и это "звено" (между хочу-делаю) мы постепенно "встроили" в ее сознание, через рисование, общение, размышление... Даже у взрослого это "звено" бывает очень сложно "встроить". Как, например, в ситуации, когда человек любит и позволяет с собой дурно обращаться, издеваться над собой. Здесь та же картина: есть желание любить и есть действия. Между ними - ничего! Нет внутреннего диалога: что-то вроде, да, я люблю этого человека, но я не буду навязывать свою любовь, ведь я могу направить это чувство туда, где оно будет принято, где его ценят… и это будет намного приятнее… Обычно как происходит - или люди блокируют свою любовь обидами (блокируют где-то внутри себя, теряя эту способность любить вообще) или изливают туда, где их чувства не ценятся, теряя уверенность в себе и унижаясь. Здесь тоже арт-терапия была бы невероятно полезной (рисунок чувств, например, или притча, или образы из произведений). Или когда нет принятия себя, негативный образ себя. Например, рисуя мандалу, девушка в центре разместила серый камень… серый и бесполезный… и в этом образе узнала себя… Чем больше она этот камень разглядывала, знакомилась с ним, тем более интересным и симпатичным он ей казался. И в конце она воскликнула - он мне нравится!! Ей захотелось украсить его немного… И когда сеанс завершился - она чувствовала себя довольно ресурсно. На фото ниже девушка из глины - это Арина, героиня пьесы Горького. Арина была очень некрасивой. И ее любовник внушил ей, что встречается с ней из-за жалости… А когда об их связи узнали, вообще обвинил в том, что она его опозорила. Девушка целый день провела в поле, в слезах, взывая к Богу! в жутких страданиях! А вечером тихо повесилась. Этот образ надолго остался со мной, не только в душе, но и воплотился в глине. Через него я понимаю, что нет смысла зацикливаться на одной проблеме, на том, чего у тебя нет (у Арины, наверняка, было что-то, чем она могла бы поделиться со своим мужчиной). Она не замечала того, что в ней есть, считая женскую красоты необходимым качеством, для того, чтобы строить отношения. Нет! Это не единственное и не необходимое! Она могла поделиться с мужчиной своим теплом или способностью создавать уют, например. Искусство может проникать очень глубоко в нашу душу и может напитывать ресурсами, давать жизненные ориентиры, исцелять и "реанимировать". Ну и не только терапевтические возможности у арт-терапии. Творчество - прекрасный способ развиваться и взаимодействовать с миром… Не забывайте использовать эти ресурсы! Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|