Глубина арт-терапии

Основная задача арт-терапии, на мой взгляд - организовать диалог сознательного и бессознательного через искусство, и диалог терапевта с клиентом. И через этот диалог можно  раскрывать суть проблемы, лечить травмы, разрешать внутренние конфликты, доносить до сознания здоровые модели взаимодействии с собой и с другими. В отличие от других методов арт-терапия достаточно мягкий и экологичный. Очень полезен этот метод  для более замкнутых и тревожных людей,  которые привыкли больше размышлять, чем действовать.

Деятельному человеку, например, было бы, наверно, не всегда интересно работать в этом методе. Есть более взрывные, резкие и жесткие, такие как гештальт или НЛП, где защиты просто слетают и человек может остаться со своими болезненными осонаниями. Для того, кто готов и хочет двигаться быстро (может и болезненно) - они подходят (но если хочет, но не готов, защиты вернутся и с большей силой, а невроз только усугубится).

Арт-терапия достаточно мягкий, бережный, безопасный способ, который помогает из бессознательного доставать ровно столько, сколько человек готов переварить и воспринять. И с чем уже готов встретиться… Например, когда есть образ себя, привычный образ, и набор сомнительных достоинств, который в этот образ входят … ведь болезненно было бы осознать, что то, что всегда считалось силой - на самом деле слабость, даже изъян (особенно те, кто самоутверждаются в своей семье, чувствуют себя героем, в тот момент, когда наказывают своего ребенка). В таком случае можно, с помощью  искусства "взрыхлить поле"(так  я называю процесс, помогающий сделать осознание не таким болезненным, то есть подготовить сознание), перенести  нефункциональную опору самооценки на другие опоры, вернуть в реальность, проработать критерии вины и стыда (примерами из жизни, кино, книг, притч), раскрыть  перспективы через метафоры и образы и т.д.

Арт-терапия помогает вести диалог там, где не хватает слов. Выразить то, что невозможно оформить словами. В этом чудо арт-терапии!

Я помню работала с девочкой (1 класс), которая воровала у одноклассников (в то время я работа школьным психологом). Она была из детского дома,  ее удочерили. И мне ее привели именно в тот момент, когда она или почти что-то украла, или уже украла… И вот как ребенку в 7 лет объяснить, почему те способы, которые в детском доме не считались такими неприемлемыми, сейчас просто недопустимы! Как ей, в 7 лет, развивать свою  способность думать, прежде чем что-то делать (а ведь такая способность есть не у всех взрослых). Как ребенку этот импульс: эмоция - действие, остановить??!! И взрослые делают огромную ошибку, когда вываливают на ребенка тонны морали: это нельзя! это так стыдно!!! это ужасный посупок!!! Мы начали с ней общаться через рисунок: она нарисовала  девочку, которая  что-то хотела взять… а это была чужая вещь… и это "звено" (между хочу-делаю) мы постепенно "встроили" в ее сознание, через рисование, общение, размышление...

Даже у взрослого это "звено" бывает очень сложно "встроить".  Как, например, в ситуации, когда человек любит и позволяет с собой дурно обращаться, издеваться над собой. Здесь та же картина: есть желание любить и есть действия. Между ними - ничего! Нет внутреннего диалога: что-то вроде, да, я люблю этого человека, но я не буду навязывать свою любовь, ведь  я могу направить это чувство туда, где оно будет принято, где его  ценят… и это будет намного приятнее… Обычно как происходит - или люди блокируют свою любовь обидами (блокируют где-то внутри себя, теряя эту способность любить вообще) или изливают туда, где их чувства не ценятся, теряя уверенность в себе и унижаясь. Здесь тоже арт-терапия была бы невероятно полезной (рисунок чувств, например, или притча, или образы из произведений).

Или когда нет принятия себя, негативный образ себя. Например, рисуя мандалу, девушка в центре разместила серый камень… серый и бесполезный… и в этом образе узнала себя… Чем больше она этот камень  разглядывала, знакомилась с ним, тем более интересным и симпатичным он ей казался.  И в конце она воскликнула - он мне нравится!! Ей захотелось украсить его немного… И когда сеанс завершился - она чувствовала себя довольно ресурсно.

На фото ниже девушка из глины - это Арина, героиня пьесы Горького. Арина была очень некрасивой. И ее любовник внушил ей, что встречается с ней из-за жалости… А когда об их связи узнали, вообще обвинил в том, что она его опозорила. Девушка целый день провела в поле, в слезах, взывая к Богу! в жутких страданиях! А вечером тихо повесилась.

Глубина арт терапии

Этот образ надолго остался со мной, не только  в душе, но и воплотился в глине. Через него я понимаю, что нет смысла зацикливаться на одной проблеме, на том, чего у тебя нет (у Арины, наверняка, было что-то, чем она могла бы поделиться со своим мужчиной).  Она не замечала того, что в ней есть, считая женскую красоты необходимым качеством, для того, чтобы строить отношения. Нет! Это не единственное  и не необходимое! Она могла поделиться с мужчиной своим теплом или способностью создавать уют, например.

Искусство может проникать очень глубоко в нашу душу и может напитывать ресурсами, давать жизненные ориентиры, исцелять и "реанимировать". Ну и не только терапевтические возможности у арт-терапии. Творчество - прекрасный способ развиваться и  взаимодействовать с миром… Не забывайте использовать эти ресурсы!





Просмотров: 222
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • "Моей зарплаты хватает только для меня одного". Готов ли этот мужчина к созданию семьи?
  • Когда мужчина просто "лечится" о Вас - вы чувствуете себя "помойной ямой"
  • «Этот пальчик в лес пошел…» (как формировать образ телесного "Я" ребенка)
  • Жизнь есть любовь… Любовь – есть жизнь…Видео "Искусство отношений между мужчиной и женщиной"
  • В каком возрасте ребенок может всегда вести себя в соответствии с "хорошо","плохо" ?
  • "Есть такая "помощь", которая вовсе не помогает..."
  • Как не надо вести себя с мужчиной, когда он "закрывается".
  • Искать ли "своего" человека или "лепить из того, что есть"?
  • Лицо агрессии. Работа через зеркальный образ "я".
  • Пока есть родитель "страх", всегда будет ребенок "ложь"
  • "Девушка-стерва" или девушка, которая любит себя?
  • Что на самом деле означают слова мужчины: "Ты мне очень нравишься, но к отношениям я не готов"
  • Через психологию к литературе: "Координаты чудес" Р.Шекли и образ смерти
  • Когда психика "кричит" через тело
  • Когда я была "маленьким" психологом
  • Когда "отпускать" ребенка или как не сделать из него "мамсика".
  • Когда "мать родную готов продать" за дозу... еды.
  • Может ли человек сам "вытащить" себя из депрессии?
  • "Полюби себя" через этапы работы горя/утраты
  • Разница между "Любить себя", "Быть эгоистом", "Быть альтруистом"
  • "Есть только миг между прошлым и будущим"....
  • Время через призму принципа "здесь и сейчас"
  • Когда кажется, что любовь нужно заслужить? А когда тебя любят, то это так хорошо, "аж плохо"
  • Как лечить болезни "жара"? Когда "жар" болеет "холодом".
  • Худеть, или полюбить себя "как есть"?
  • Когда ты больше не можешь быть "не собой".
  • "Найди свое место в мире, ведь оно точно есть"
  • Когда "надо полюбить себя", но не получается...
  • Арт-терапия. Суть подхода и цели: "Когда б вы знали, из какого сора, растут стихи..."
  • Взгляд внутрь себя через природные метафоры [Дни, когда идёт снег и У тёмной воды]



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь