|
Работа с колодой МАК "Из сундука прошлого"Автор статьи: Дарья Иванова
Существует множество колод МАК, нацеленных на проработку различных проблем клиента. Но многие из колод достаточно универсальны и могут пригодится для решения различных задач. В этой статье я хочу поговорить о колоде "Из сундука прошлого" Г. Кац, Е.Мухаматулина. Эта колода изначально ориентирована на проработку детских воспоминаний. Она рекомендована для работы со взрослыми, но также может использоваться для диагностики эмоционального состояния детей, создания графика настроения и множества других целей. Подходит в некоторых случаях и для работы с субличностями клиента, построения стратегии развития, для анализа текущего эмоционального состояния. Можно также применить для описания жизни клиента: прошлое-настоящее-будущее. Примечательна колода авторскими картинами грузинской художницы Нино Чакветадзе. Тёплые, трогательные зарисовки из детства, от которых веет нежностью, теплом и какой-то беззащитностью. Эти картины пронимают до глубины души и будят даже давно уснувшие детские воспоминания. Работа с этой колодой может быть очень разнообразной. Помимо методик, предложенных в инструкции к колоде, любой практик может сам сочинить методику и успешно применять её в работе со своими клиентами. Здесь вполне может иметь место импровизация и адаптация методики под каждого конкретного клиента. Я опишу один из способов работы с колодой, которые использую в собственной практике, дающий потрясающие результаты. История моего детства Предлагаю клиенту взять колоду и листать карты. Те, что окликаются - откладывать в отдельную стопку. Те, что "не про меня" и не будят никаких ассоциаций - в другую. После того, как вся колода разделена, предлагаю разложить отобранные карты в условно хронологическом порядке - какое событие или воспоминание, ассоциация были раньше, какие позже. Таким образом получается символическая хронология детства клиента. Далее предлагаю рассказать, о чём для клиента каждая картинка. Вопросы, которые можно использовать для помощи клиенту в рассказе своей истории: - Какие чувства вызывает эта картинка? - О чём это для тебя? - Какое событие связано с этой картинкой? - Опиши, что ты видишь на картинке? - Какое настроение, чувства у персонажа на этой картинке? Здесь можно задавать любые наводящие вопросы, которые помогут клиенту погрузиться в детские воспоминания. Когда история рассказана, можно попросить клиента посмотреть на картинку в целом и спросить: с какими чувствами ты сейчас? Какие чувства у тебя вызывает эта история? Какие тебе видится твоё детство? На данном этапе можно отследить конгруэнтность испытываемых чувств и символизма карт. В работе с одной клиенткой очень чётко было видно несоответствие - она выбирала карты, на которых изображены грустные дети, находящиеся в одиночестве, при этом говорила о своём детстве, как о ярком и радостном. Я обращала её внимание на то, как выглядит со стороны история, рассказанная ею при помощи карт для человека, который не знает, как она их описывает. Эта была точка инсайта для клиентки. Далее получилась очень глубокая работа. Как правило, клиенты откладывают несколько карт, рассказывающих, по сути, об одном и том же или о похожих событиях, переживаниях. Можно попросить разложить карты по условным группам, с каждой из которых можно работать по очереди. Например, такие группы, как стыд, одиночество, наказание, семья, радость, вдохновение и т.д. У каждого клиента будет своя собственная классификация и категоризация. В результате этих манипуляций с картами, можно также получить ценную информацию о том, как клиент категоризирует и объединяет события в своей жизни, каковы способы его мышления и т.д. Как правило, у любого клиента есть карты "радости" и "грусти" среди отобранных. Я прошу из всех категорий отобрать самые болезненные, страшные для клиента карты - самые сильные детские переживания, которые до сих пор влияют на его жизнь. Затем в отдельную стопку прошу отложить самые хорошие, приятные карты. Далее предлагаю работать со первой стопкой - условно назову её детские страхи. Но у каждого клиента может быть своё название. Из тех, что встречала - бабаськи, кошмары, страхи, ужасы и прочее. Прошу брать каждую карту в руки и описывать то, что видит на картинке: я вижу грустного ребёнка, который в одиночестве сидит на дереве. Осень, ему холодно и т.д. - Какие чувства у тебя возникают к этому ребёнку? Это переключение внимания с себя на картинку позволяет клиенту отделить свои детские переживания от текущего состояния. Его проекции, ассоциации - очень хороший материал для последующей работы. Он также весьма информативен. Так, проработав с одной из клиенток больше года, за одну сессию с картами, я узнала столько о её детстве, сколько она не предъявляла всё это время. Факты, эмоции, переживания, точки боли, отношения с окружающими. Обычно этот этап работы самый эмоционально заряженный. Переключение внимания на какого-то другого ребёнка на картинке позволяет испытать чувства, которые клиент либо подавлял в себе, либо они были запретными в детстве, либо они просто не осознавались. Реакция может быть очень сильной. После работы с каждой самой страшной картой я предлагаю клиенту посмотреть, что бы он мог дать сейчас этому ребёнку из своих ресурсов - той стопки, которая является для него приятной, хорошей. Я предлагаю говорить: "Я даю тебе...". Каждую пару я предлагаю фотографировать и записывать эту фразу. Таким образом, клиент может и далее, имея в своём телефоне картинку, периодически обращаться к ней в сложные моменты и использовать этот ресурс. Благодаря данной методике клиент может посмотреть на картину своего детства в целом, погрузиться в переживания, вспомнить какие-то события, скрытые в подсознательном., проработать переживания. Это очень мощная методика, которая позволяет не только "вскрыть" что-то важное, а порою ещё и болезненное, но и получить ресурс, позволяющий справиться с переживаниями. Таким образом, мы не отпускаем с сессии "разобранного" клиента, а даём ему возможность увидеть, что в своей взрослой жизни он может помочь внутреннему ребёнку проработать и пережить травму детства. Скорость работы индивидуальна. Выполнение этой методики может иметь несколько этапов. Кому-то требуется много времени на выбор карт, их категоризаций и прочие этапы. В этом случае можно давать клиенту домашнее задание. Хорошо использовать фотографию карт, по которой клиенту можно предложить написать рассказ, подобрать метафоры, найти ресурсы и т.д. Также фото помогает восстановить картину расклада для следующей сессии и дальнейшей работы. Метафорические карты - это ящик Пандоры, в котором скрыто как много сокровищ, так и много сложных переживаний вашего клиента, его боль, страхи, забытые эпизоды из детства. Поэтому стоит очень аккуратно подходить к работе с этим инструментом, бережно и дозированно подходить к использованию методик. Хорошей вам работы и открытия новых горизонтов!
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|