|
Человеческое сознание (ч.2)Автор статьи: 404
Как мы только что показали, значительная часть ныне живущих людей, человеческим сознанием не обладает. Удивительно, но это есть. И давайте теперь определимся с терминами, и рассмотрим, как человеческое сознание возникает и развивается.
О чем мы НЕ говорим здесь, когда говорим о «Человеческом сознании». Мы НЕ говорим о способности к чувственному восприятию. Суть в том, что хотя оное восприятие и является основой для сознания, но само по себе восприятие человека человеком еще не делает. Чувственное ощущение действительности свойственно абсолютно всему живому, от приматов до амеб и растений. И рассмотрение вопроса о механике восприятия выходит за рамки данного повествования.
Тогда о чем же мы говорим, произнося фразу - «Человеческое сознание»? Мы говорим, прежде всего, о виртуальной модели окружающего мира, создаваемой в человеческой психике силами мощнейшего компьютера – нейронной сети, состоящей из более чем 100 (ста) миллиардов нейронов. Да, эта виртуальная модель - и есть сознание, которым обладают многие из нас.
Прилагательное эмерджентный образовано от слова эмерджентность, обозначающее, что у системы присутствуют какие-то новые особые качества, которые не свойственны простой совокупности составляющих такой системы. Пример 1: есть кучка графита, которую, если мы, спрессуем под давлением и при высокой температуре – получим алмаз. Что такое алмаз – это кристалл графита, то есть атомы графита собранные в определенную систему – кристаллическую решету. Эмерджентным свойством такой системы будет высочайшая твердость, которой разрозненные атомы графита не обладают. Пример 2: есть банка кислорода и есть банка водорода, если мы смешаем эти газы и подожжем, то в результате химической реакции образуется вода (молекула воды – это система из атомов водорода и кислорода), обладающая множеством свойств не присущих простой смеси двух газов. Эти ее новые свойства (например – сжиженность при комнатной температуре), таким образом, являются эмерджентными.
Еще раз: сознание – это эмерджентное свойство системы образованной из нейронов, нейронных связей и человеческой речи.
Причем, обратите внимание на тот факт, что большинство людей имеют первые более-менее внятные воспоминания о своей жизни начиная примерно с 3-4 лет. Как раз к этому возрасту вес головного мозга ребенка утраивается (становится в три раза тяжелее, чем при рождении) и его речь становится связной и развитой.
Иными словами, сознание (неотъемлемой частью которого является воспоминание о собственной жизни, расположенное на ленте времени) – это свойство обретаемое системой, после достижения ей определенной степени сложности. Прошу обратить особое внимание на это обстоятельство.
Итак, к 4-м годам мозг новорожденного становится в три раза тяжелее, и возросшая вычислительная мощность позволяет ребенку понимать простую речь и воспроизводить не очень сложные вербальные конструкции. Но является ли уже это человеческим сознанием? Совсем не обязательно. Ибо как мы указывали ранее, для того чтобы обучаться чему-либо – человеческое сознание не требуется. Крысы, например, тоже весьма обучаемые существа, и достаточно смышленые, но они не обладают человеческим сознанием. Может быть способность говорить? Но сейчас большинство смартфонов и слова понимают (Google знает) и говорить умеют.
Не будем ходить вокруг да около:
Сейчас расшифруем.
Пример: Вы говорите: «Я отчетливо вижу решение этой проблемы». Тем самым, вы утверждаете, - во-первых, наличие «себя», в качестве эдакого виртуального зрителя, взирающего на проблему (и ее решение), - во-вторых, наличие расстояния между этим самым «собой» и проблемой, тем самым вводя фактор пространства в вашу виртуальную модель.
И если выше мы просто сказали, что сознание – это виртуальная модель окружающей действительности. То здесь мы обозначаем два момента, на которые обратил мое внимание Джулиан Джейнс (всяческие респекты этому ученому мужу):
Итак, сознание – это виртуальное пространство, которое смоделировано в рамках психической системы человека, и в котором моделируется жизнь самого человека, представленного в этом виртуальном мире в качестве виртуального же «Я» (или, если вам привычнее – в качестве «Субъекта»).
А теперь давайте вернемся назад и попытаемся ответить на вопрос:
Здесь я сделаю предположение, которое мне видится вполне обоснованным:
- Дело в том, что создание виртуального мысленного пространства, человеческого сознания, требует достаточно больших вычислительных мощностей. Которые есть далеко не у каждого организма. Поэтому, когда встает жесткий выбор – занять ли нейронную сеть решением насущных проблем, или же пусть она моделирует сознание, зачастую выбор делается в сторону первого.
Те, кто иной раз попадал в ситуации, связанные с экстремальным выживанием, прекрасно знакомы с эффектом «исчезновения сознания» на пике выживательных действий. Ты перепрыгнул через забор, спасаясь от собаки, но ты и понятия не имеешь, как именно ты это сделал, и зачастую толком даже и не помнишь, как всё было. Вот это оно и есть – сознание было временно отключено, как нечто ненужное и просто пожирающее необходимые сейчас вычислительные ресурсы.
То же самое, но в более мягкой форме происходит и с людьми, у которых нервная система не имеет необходимого уровня сложности, чтобы без особого ущерба для жизнеспособности моделировать виртуальное пространство сознания. Либо это моделирование осуществляется лишь на самом примитивном уровне, «в общих чертах». Но чем выше ваши вычислительные мощности – тем большую степень детализации сознания вы можете себе позволить без ущерба для общего состояния нервной системы. И да, я полагаю, что данный фактор может оказывать сильное влияние на межличностное взаимодействие. И я полагаю, что люди с сопоставимыми, скажем так, «размерами сознания», обладают лучшими шансами на психологический комфорт при взаимодействии, нежели когда сознание одного заметно сложнее, чем сознание (или его отсутствие) у другого.
В завершение хочу обратить особенное внимание, что человеческое сознание, о котором мы ведем здесь речь – не является прямым аналогом понятий «Ум» или «Интеллектуальность». Человек может жить практически без сознания, но при этом быть хорошим служащим, например, и иметь высшее образование. И именно в социальных системах с четким распорядком (армия, тюрьма, государственная служба и т.п.) такие люди и находят себе наилучшее применение, ибо это позволяет им жить, не расходуя, драгоценные для них, умственные ресурсы.
В завершение хочу еще раз поблагодарить Джулиана Джейнса, без которого я так и не собрался бы написать этот текст. И порекомендовать для лучшего понимания материала его лекцию «Сознание и голоса внутри». Также, можем неспешно сделать продолжение в виде вопрос-ответов. Пишите.
Роман Духанин не Президент России /РФ/ 2018 Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|