Сознание

Данная статья посвящена исследованию совокупности теоретических компонентов, на основе которых в настоящее время формируется содержание и структура понятия «сознание». Все они рассматриваются как «теоретическое поле», определяющее с одной стороны базовые параметры теоретической модели сознания, с другой стороны задают систему философских ориентиров для практической работы психологов-терапевтов. Эти ориентиры дают возможность отчетливого различения всего многообразия проявлений нормальной динамики развития сознания (включая весьма необычные и редко встречающиеся) от различных вариантов его девиаций. В статье исследуется динамическая модель сознания, раскрывающая новые грани понимания роли сознания в жизненной практике отдельной личности, в социальной и ситуативной адаптации, в выстраивании отношений, в выборе оптимальной жизненной стратегии, в постижении смысла индивидуального бытия и иных сферах.

Актуальность проблемы

Одним из самых сложных вопросов организации человеческих сообществ самой различной целевой направленности является характер и степень влияния на деятельность этих сообществ человеческого фактора. Это обстоятельство способствует бурному развитию прикладного сегмента психологической науки, которое идет опережающими темпами относительно сегмента теоретического. Рост количества практически-ориентированных психологических систем-модальностей, имеющий безусловную ценность для психологической практики, тем не менее способствует «размыванию» фундаментальных категорий и понятий психологии, к числу которых относятся такие, как «сознание» и «бессознательное». И сегодня профессиональное психологическое сообщество вынуждено констатировать, что адекватной теоретической модели сознания в психологии до сих пор нет. Это является причиной того, что психологи-практики вынуждены оставлять «за скобками» своей личной профессиональной философии теоретическую модель сознания и концентрироваться преимущественно на феноменологии и описательных концепциях[1]. Как отмечал Д. Чалмерз «и по сей день сознание упорно сопротивляется научным попыткам решения»[2]. Однако для такой области практики, как неклиническая психотерапия (психологическая терапия), именно человеческое сознание является одновременно субъектом и объектом терапевтического действия. Тогда вопрос о том, является ли психологическая терапия именно терапией сознания сознанием, а не чем-то другим, остается насущным и не выходит из поля постоянного теоретического сомнения.

Основополагающие принципы теоретического построения

Имеет смысл обозначить несколько ключевых положений теоретической разработки фундаментальных понятий психологии (в т.ч. и понятия «сознания»), которые необходимы для получения в итоге рабочей, а не умозрительной теоретической модели. Последнее обстоятельство является важным с точки зрения возможности применения теории в прикладных областях психологического знания и непосредственно в психологической практике.

1) Теоретическая модель должна быть неразрывно связана и логически обоснованно следовать из большого массива научно обоснованного и доказанного знания о материи вообще и о живой материи в частности;

2) Теоретическая модель, если она рассматривается в аспекте взаимодействия человека с человеком или человека с обществом, не должна разрывать единство и целостность общей материалистической концепции действительного мира.

3) Теоретическая модель должна согласовываться с диалектической идеей универсального развития и движения, содержать динамическую составляющую в анализе, построениях и выводах.

4) Теоретическая модель должна быть по сути системной и через это отражать эволюционность и холизм (Я. Смэтс, 1926; Дж. С. Холдейн, 1931).

 Исходные теоретические идеи

 1. Современные теории эволюции жизни на Земле[3] являются хорошим средством от увлечения «модой» в философии, заключающейся в попытках проецировать идеи феноменологии (Э. Гуссерль, М. Хайдеггер) на теоретические обоснования понятий, которые прямо и непосредственно определяются биологической природой и законами развития живой материи.

 

[1] Н.С.Куделькина, А.В.Макаров, И.В.Ворожейкин  Проблема сознания: методологические аспекты //Известия Самарского научного центра Российской академии наук. – 2011, URL: https://cyberleninka.ru/article/n/problema-soznaniya-metodologicheskie-aspekty (дата обращения 20.10.2017)

[2] Chalmers D.J. Facing up to the problem of consciousness // JCD. - 1995. - 2(3)

[3] Синтетическая теория эволюции, (Η. И. Вавилов, Э. Майр, Н. В. Тимофеев-Ресовский, (30-е годы XX в.), теория номогенеза (О.С. Берг, 1922), теория горизонтального переноса (В.А. Кордюм  1986), сальтационизм (катастрофизм – неокатастрофизм),(M.J. Benton, 2005), неодарвинистская теория программированной трансформации, (Э. Цукеркандль, Л. Полинг, вторая половина XX в.)

Сознание человека в равной степени является и феноменом и ключевым эволюционным приобретением биологического вида, занявшего высшую ступень эволюционной пирамиды на планете Земля.

Основной смысл эволюции живой материи заключается в преодолении противоречия общего вектора ее развития второму началу термодинамики. Речь идёт о том, что вектор развития биологической системы, направленный на сохранение своего внутреннего времени обеспечивается только движением к упорядоченности при сохранении множественности. Последнее неизбежно ведёт к возрастанию количества свободной энергии системы, что в конечном счёте и разрушает её, обращая в хаос. Особенностью биологической жизни является способность не ограничивать себя рамками какой-либо одной системы (пусть даже и очень сложной и многоуровневой), а постоянно образовывать собой непрерывное многоуровневое структурное пространство. Собственно этот смысл и заложен в самом слове «эволюция»: лат. evolutio — развертывание. Эволюция делает биологическую жизнь чем-то бóльшим, нежели условно замкнутой или обособленной системой. Таким образом жизнь становится непрерывным процессом, сохраняющим целостность всего того, что попало в ее орбиту. И в этом процессе даже деструкция, разрушение и уничтожение суммируются с вектором развития. Эволюция жизни на планете Земля является прекрасной иллюстрацией этой теоретической идеи. Если взять, например, такой эволюционный элемент, как пищевая пирамида, то на поверку оказывается, что это вовсе и не пирамида в классическом виде, поскольку её «вершина» никак не обеспечивает хоть какого бы то ни было «верховенства» над всем остальным. Если для иллюстрации эволюционного процесса использовать графическую метафору пирамиды, то она могла бы выглядеть так:

 

Динамика распределения обращения биоэнергии между массой живого вещества и производимой им информацией

 

Сознание

Рис. 1

где:Ls – совокупное количество системно организованного живого вещества (В.И.Вернадский, 1919),

i – количество информации, задействованной в процессе системной организации

Таким образом в пищевой «пирамиде» каждая предшествующая ступень служит «фабрикой» для производства необходимых биологически активных материалов для строительства следующей ступени. Вместе с этим живые организмы следующей ступени обретают возможность тратить гораздо большее количество ресурсов на «производство» информации – особого рода нематериальной субстанции, являющейся основой как для самоорганизации и саморазвития новых и новых структур живой материи, так и для обеспечения сохранности жизни на планете в качестве целостной системы. В свою очередь необходимость «производить» информацию во всё больших количествах, обусловлено логарифмической зависимостью между величинами множественности, вариативности живых систем и величиной энергии, необходимой для «производства» одной условной единицы информации (Hartley, R.V.L, 1928), которая выражается функцией H = K log2Ns где H – величина энтропии системы, выражаемая в байтах информации, необходимой для ее устранения, K – коэффициент масштабирования, Ns – величина вариативности системы (количество вариантов ее значимых, существенно отличающихся друг от друга состояний) во временном диапазоне исследования. Из приведённого равенства видно, что при изменении степени вариативности целостной системы всего живого, количество информации, необходимой для приведения системы в состояние определенности, увеличивается в линейной пропорции. А вот сама вариативность представляет из себя степенную функцию Ns= nk где n - число вариантов развития ситуации, вытекающих из состояния системы Ns при воздействии на нее множества условий n, повторяющегося k количества раз. Следует учесть, что для всего множества состояний живой системы в среде, приведенные выше функции отражают только один частный случай развития ситуации, когда вариативность реакций каждого из элементов системы игнорируется и анализируется упрощенный случай, когда все элементы реагируют однотипно. И тем не менее даже такая упрощенная математическая иллюстрация показывает, что одним из базовых факторов среды в которой развивается живая материя, является поражающая своими масштабами множественность. Под определением базового фактора среды подразумевается некий общий атрибут эволюции живой материи, который формируется из частных признаков различных живых объектов, постепенно превращаясь в фактор, определяющий некое качество среды, задающий вектор эволюционного развития. Становясь таковым, он сам становится общей детерминантой развития у живых организмов новых способов приспособления и адаптации, которые, в свою очередь, постепенно накапливаясь в различных популяциях и видах живых организмов, сами формируют собой новый базовый фактор среды. Таким образом благодаря базовым факторам среды линейная траектория движения эволюционного процесса как бы проецируется на ещё одно измерение и траектория из линейной становится спиралеобразной (рис.2).

Траектория эволюционного процесса под влиянием базовых факторов среды

 

Рис. 2

Сам ход биологической эволюции (Ч. Дарвин, 1859) формирует такой базовый фактор, как онтогенетическая и филогенетическая пластичность органического мира во всех его масштабах. Главными инструментами выживания вида становится множественность и расширение возможности случайных мутаций индивидов. Множественность становится общим атрибутом органического мира, превращается в базовый фактор среды и служит основой системного развития (системности) органической материи. Последнее как бы уравновешивает её множественность, устраняет деструктивную ассиметрию, обеспечивает целостность и единство. В таких условиях складываются все предпосылки для возникновения информации как особой формы энергии, связывающей системные структуры разных масштабов в единую целостность. Таким образом стимул, имеющий величину энергии, эквивалентную масштабу элемента одной системы, получает возможности управляющего воздействия на структуру систем с величиной масштаба неизмеримо большей. При обычном физическом (неинформационном) взаимодействии такой стимул попросту оказался ничтожным по своей величине и система большего масштаба попросту бы «игнорировала» такое воздействие, практически никак на него не реагируя. Однако множественность создаёт такие условия, при которых взаимодействовать «в общем котле» начинают системы (и их элементы) как с различными масштабами энергий и масс, так и с различной степенью пропорции массы и устойчивости. В результате в каком-то статистическом сегменте случаев взаимодействие переходит из качества физического в информационное качество. Таким образом, с одной стороны такой переход возможен только в мире живой системно организующейся материи, с другой стороны единица информации не перестаёт быть сугубо физической величиной, но она помещается в особые системные условия, которые можно графически проиллюстрировать равенством (рис 3).

Графическая иллюстрация формулы единицы информации

 

Рис. 3

где kn – уровень масштаба организации системы, P – вектор информационного поля, задаваемого степенью неустойчивости системы-реципиента {B.

Понятие «информационное поле» следует отметить особо. Оно отражает величину пропорции между резистентностью и сензитивностью системы-реципиента к воздействиям той или иной природы. А эта пропорция, в свою очередь, задается позицией α системы-реципиента в структуре системы следующего уровня масштаба относительно сил, действующих в этой структуре. Ключевое значение для эволюционного успеха является специфическая способность живых систем занимать в системах более крупного масштаба позицию устойчивого неравновесия, на которую указывал в своих работах Э.Бауэр[1].

 

Позиция биологического устойчивого неравновесия является основой особого вида стабильности живого мира – динамического равновесия, в котором внутреннее время систем (время их существования, обеспечиваемое их системной структурой) обеспечивается не противостоянием разнонаправленных сил и напряжением, а постоянным взаимодействием сил и циклическим движением. Этот вид стабильности может поддерживаться только трансформацией физической энергии в особый её вид – витальную энергию. Ее особенность заключена во взаимодействии энергии и системной структуры, порождающее информацию, информационное поле и таким образом изменяющее вектор действия физических сил большой величины малыми и сверхмалыми силами. Именно поэтому сознание не локализовано физически в пространстве, но оно само является процессом, интегрирующим физическое, структурное и информационные пространства. Сознание всегда начинается с восприятия объектов действительного мира и возвращается в него преобразующим творческим действием живого организма.

 

[1] Бауэр Э.С. Теоретическая биология, М.-Л., «Изд. ВИЭМ», 1935 г., с. 43.

 

Теоретическая модель сознания

 

Сознание это циклический витальный процесс, который последовательно:

- посредством нервной системой отражает окружающий действительный мир во всём его многообразии и множественности, трансформирует его в многомерный информационный образ через его резмерности, пропорции, масштабы и последовательности и преобразует его во внутренний мир сознания;

- идентифицирует в этом внутреннем мире себя в качестве объекта (персоны);

- соотносит внутренний мир сознания с персоной и трансформирует в результате этого взаимодействия физическую энергию всего организма в энергию целенаправленного движения и преобразований (волю).

Таким образом, если речь идет о живом сознании, как о свойстве психики, его статичная модель утрачивает смысл, поскольку в этом случае речь всё время будет идти о том состоянии сознания, которое было и тут же стало «прошлым» (рис .4). Гораздо полнее отражает действительность динамическая модель сознания, основанная на постоянной цикличности и взаиморазвитии четырёх стадий процесса:

1) отражения действительного мира и преобразовании его в многомерный

   образ - внутренний мир сознания;

2) идентификации и аутентификации(выделении, обособлении и

   разграничении) в нём «Я» (персоны);

3) соотнесения «Я» и внутреннего мира сознания;

4) рождения энергии творческого действия, преобразований, возникновения

   и развития преобразующей деятельности (воли)

 

Графическая иллюстрация теоретической модели сознания

и его цикличности

 

 Рис. 4

 

Сознание, интегрируя самые различные стороны психической активности в пространстве внутреннего времени живой биологической системы, генерирует специфические связи, которые превращают отдельные ощущения, впечатления и состояния в феномены переживаний, чувств и смыслов. К названным связям относятся: размерность, пропорция, масштаб и последовательность.

Размерность связывает все объекты-образы, хранящиеся в памяти, атрибутом величины. При этом в качестве эталона используется размер, осязаемый персоной. Это может быть физический размер или позиция в пространстве, но по отношению к которому нечто стороннее расположено «ближе» или «дальше», в отношении которого оно «легче» или «тяжелее», «сильнее» или «слабее», «быстрее» или «медленнее» и т.п. Размерность также лежит в основе представления о протяженностях и пространствах, их пределах, границах начала и конца. Через психологические механизмы разотождествления и ассоциации размерность позволяет от соотнесения с персоной перейти к соотнесению сторонних объектов-образов между собой, выводить пропорции (соотношения) и оперировать ими. Это делает возможным отвлеченные мыслительные операции и открывает возможность для классификации и типологии. Абстрактная сепарация объектов-образов по группам, классам и категориям служит основой для выделения различных масштабов в образе действительного мира и масштабирования образуемой объектами-образами карты мира. Иными словами, будучи атрибутом сознания, масштабирование открывает безграничные возможности перед мышлением постигать структуру карты мира в самых различных пространствах и проекциях. И наконец интеграция размерности, пропорции и масштаба открывает возможность для формировании следования, последовательностей, и в более усложненной их структуре – абстрактной образной логике, посредством которой выводятся ментальные (мыслительные) объекты. Особенность последних в том, что они с одной стороны не являются отраженными образами объектов действительного мира, с другой стороны они, несмотря на абстрактность и отвлеченность, всё же являются реальными объектами, тесно связанными с действительным миром. Вся совокупность объектов-образов действительного мира и ментальных объектов посредством мышления оформляется в многомерный внутренний мир сознания. Последний по своему информационному объему значительно превосходит образ действительного мира, поскольку, во-первых дополняет его ментальными объектами, во вторых отражает его в бóльшем количестве измерений. К основным физическим измерениям добавляются время и вариативность, которая формирует пространство вероятностей и шансов.

Живой организм является уникальной «машиной» по преобразованию, хранению и передаче физической энергии, получаемой из среды. Бóльшая часть этой преобразованной биологической энергии живые системы направляют на выполнение работы против равновесия[1]. Именно это обеспечивает живому организму необходимый и достаточный уровень пластичности в адаптации к окружающей среде. Таким образом витальная энергия (энергия, питающая живую материю) не является чем-либо «оторванным» от физической природы, а наоборот, является ее высшим проявлением. Сознание является тем компонентом живого, которое обеспечивает фокус энергии устойчивого неравновесия, удерживает ее достаточную концентрацию на целенаправленной деятельности и упорядоченности. Тем самым то, что в аналогичных условиях неживого мира, обратилось бы в хаос, применительно к живой материи остаётся целостной структурой (рис. 5). Как писал И.Р. Пригожин «Жизнь, заведомо укладывающаяся в рамки естественного порядка, предстает перед нами как высшее проявление происходящих в природе процессов самоорганизации. Мы... утверждаем, что, коль скоро условия для самоорганизации выполнены, жизнь становится столь же предсказуемой, как неустойчивость Бенара или падение свободно брошенного камня»[2]. Сознание и есть то самое ключевое условие – вершина эволюции самоорганизации.

 

Графическая иллюстрация теоретической модели сознания

как фокуса витальной энергии

 

Рис. 5

 

[1] Основано на всеобщем законе биологии Э.Бауэра: «Все и только живые системы никогда не бывают в равновесии и исполняют за счет своей свободной энергии постоянную работу против равновесия, требуемого законами физики и химии при существующих внешних условиях”.

[2] Пригожин И., Стенгерс И. Порядок из хаоса. Новый диалог человека с природой. М., “Прогресс”, 1986, стр. 234.

Сознание, неосознаваемое и бессознательное 

Современные нейробиологические исследования топологии головного мозга человека позволяют сделать вывод о наличии в нем двух «генеральных линий» обработки информации. Первая линия (А) даёт предпочтение силе и скорости сигнала, вторая (В) – точности и детализации его обработки[1]. По сути можно говорить о наличии в структурах мозга двух линий нервно-психического возбуждения, которые противонаправлены друг другу. В случаях, когда актуальная ситуация не несет в себе новизну, линия А активируется слабо, а линия В работает значительно быстрее, поскольку обработка информации происходит в оптимизированном формате. Нервная система в целом остаётся в состоянии большей степени стабильности и имеет с одной стороны достаточно времени для адекватной обработки всего поступающего объема информации, с другой стороны она имеет необходимое и достаточное количество энергии (силы) для соразмерной реакции. В случаях, когда ситуация характеризуется новизной, линия В работает медленнее и за этот период, линия А приводит всю нервную систему в состояние высокой степени возбуждения и неустойчивости. Если линия В «распознает» ситуацию и снижает степень ее новизны, то большая часть энергии этой линии идёт на торможение возбуждения линии А и система вновь возвращается в состояние высокой степени стабильности. Если этого не происходит, то последовательно в состояние возбуждения приходят все регуляторные системы организма, давая организму возможность очень быстрой и одновременно мощной реакции (спасения или защиты). Именно такая общая схема информационного метаболизма со средой является существенным эволюционным преимуществом вида и позволяет ему располагаться на более высоких звеньях пищевой цепи.

Те психические феномены, которые осязаются и чувствуются индивидом в период возбуждения линии В структурах головного мозга имеет смысл относить к области бессознательного, поскольку они возникают и управляются теми отделами головного мозга, которые по своей топологии не задействованы в процессе сознательной обработки информации. Бессознательная часть психики не несёт собой информационного кода, не имеет ни размерности, ни пропорций, она не соотносима ни с чем другим, не определяется в своём масштабе и не имеет последовательности. Бессознательный феномен возникает, пребывает и исчезает вне какого-либо соотнесения с чем-то еще. Как правило это иррациональные, трудноопределяемые состояния, либо мгновенные неконтролируемые и неуловимые впечатления, накладывающие эмоциональный отпечаток-искажение на характер последующего восприятия и анализ. Организмической функцией бессознательного является не участие в обработке информации и ее метаболизме в качестве составной части, а формирование активности и обеспечении энергией того или иного психического процесса в целом.

Иная природа у неосознаваемого. Как уже упоминалось выше, внутренний мир сознания имеет информационный объем неизмеримо бóльший, чем тот, который бы могла иметь простая линейная проекция действительного мира. Оперантность (т.е. буквально – «готовность к употреблению») такого колоссального массива низка, поэтому он через механизмы психологического подкрепления, подвергается структурированию и ранжированию. Наиболее важная («значимая», «весомая») часть информации удерживается структурами мозга в центральных областях внимания с сохранением наибольшего количества как общих параметров, так и деталей. Наименее важная часть информации либо вытесняется на периферию внимания, либо интегрируется в фрагменты важной информации в «усечённом» виде, когда на периферию внимания вытесняются детали и подробности, а в центральных областях внимания остаются только наиболее существенные для деятельности компоненты. Таким образом в области активного внимания сознания остаются именно то количество информации, которая, с одной стороны, своим качеством обеспечивает достаточную степень оперантности, с другой стороны функциональных возможностей структур головного мозга оказывается достаточно для одновременного удержания такого количества объектов-образов в центре внимания.[2] Таким сознание и неосознаваемое соотносятся друг с другом не как две обособленные области (и тем более не как самостоятельные структуры), а как непрерывная протяженность с диффузным разграничением. В каждой из этих областей располагаются звенья последовательных связей объектов-образов соразмерно степени своей важности, значимости, весомости в актуальных актах мышления или деятельности. На графической иллюстрации (рис. 6) показано, каким образом звенья сложной логической цепи А=>B=>C=>D=>D1=>C1=>B1=>A1 «сокращаются» посредством вытеснения малооперантных звеньев в различные области протяженности «сознание – неосознаваемое».

 

Графическая иллюстрация структуры соотношения сознания и неосознаваемого

 

Рис. 6

 

[1] Гоулман, Д.  Эмоциональный интеллект / пер. с англ. А.П. Исаевой. - М.: ACT: ACT МОСКВА; Владимир: ВКТ, 2009. , URL: http://bondhsi.ru/wp-content/uploads/2013/12/Гоулман-Д.-Эмоциональный-интеллект.pdf (дата обращения 20.10.2017)

[2] Кстати есть много оснований полагать, что в определении сущности понятия «интеллект», именно эта пропорция играет определяющую роль.

 

Таким образом осознавание есть не что иное, как процесс последовательного восстановления исходного состояния цепи связей между образами-объектами А и А1, сведение их в одном отрезке внутреннего времени с одновременным обеспечением структур головного мозга всеми необходимыми ресурсами для удержания всего этого массива информации в центральной области внимания. В результате осознавания происходит увеличение объема работы по обработке информации с одновременным сокращением степени её оперантности (в таком виде она малопригодна для опыта), но зато она открывает возможности для реконструкции, формирования новых структур, а следовательно и новых вариантов тех итогов (вариантов решений, выводов, алгоритмов, стереотипов), которые в конце-концов и останутся в области сознания и улучшат качество взаимодействия личности с окружающим миром. По завершении реконструкции происходит обратный процесс в результате которого то, что остаётся в центральных областях сознания вновь становится приемлемым по объёму информации и достаточным по качеству оперантности.

 Прикладное значение теоретической модели сознания. Смысл психологической терапии.

 Психологическая терапия – это целенаправленная деятельность специалиста по выстраиванию такого типа, формы и содержания взаимодействия между терапевтом и клиентом, которое максимально способствует с одной стороны пониманию терапевтом, с другой стороны – осознаванию клиентом всех компонентов причиняющего страдание опыта. Фигурой терапевта в этом случае могут выступать как сам специалист, так и межличностная или эмоционально-образная среда (терапевтическая группа, песочница, драматическое действие, сказка и иное). Цель психологической терапии заключается в трансформации опыта, причиняющего страдание в опыт позитивной реконструкции, сохраняющий экологию личности, ее целостность и свободу выбора в пространствах индивидуального естества и социальной природы.

Для реконструкции клиент должен получить доступ к оперантной части опыта Поэтому – инструменты психологической терапии

а) символы – образы-объекты бессознательных энергий, связанные с ними прямой осязаемой пропорцией. Это могут быть слова, телесные паттерны, графические изображения, драматические роли и любые иные объекты, наделённые базовыми свойствами сознания: размерность, пропорция, масштаб и последовательность

б) терапевтическое пространство, открывающее возможность сознанию стать расширенным, включить в себя как можно больший объем опыта и эмоционально-чувственной энергии и удерживать их необходимое и достаточное время. В общем смысле именно терапевтическое пространство является инструментом, обостряющим способность сознания клиента стать информационным полем для вновь возникающих объектов осознавания.  

в) внутреннее время является основным инструментом для формирования новых пространств для размещения неосознаваемого. Паузы, вариации темпоритма, терапевтические прерывания и разрывы изложения, - всё это предназначено для того, чтобы дать возможность явиться тому, чему ранее в пространстве сознания клиента попросту не было места. Используя себя в качестве референта внешнего социального времени, изменяя его параметры терапевт тем самым изменяет пропорцию внешнего и внутреннего времени, а через нее и масштаб последнего.

Еще одним вариантом работы с внутренним временем является использование взаимодействия в семантических пространствах различного масштаба внутреннего времени: пространства размышления, пространства разговорной речи, пространства письменной речи, пространства символического выражения.

 г) Терапевт, будучи объектом действительного мира, отражается во внутренний мир сознания клиента и занимает там определённую позицию относительно других образов-объектов. Изменение позиции одного из объектов так или иначе изменяет и общую картину того или иного сегмента внутреннего мира сознания. Сознательное изменение терапевтом своей действительной позиции с целью изменения позиции своего образа-объекта в сознании клиента и формирования новых соотношений, пропорций и последовательностей является ничем иным, как использованием потенциала терапевтической позиции для изменения качества и динамики осознавания. Использование позиции открывает широкие возможности для проявления в осознаваемой области переносных феноменов, глубоко скрываемого, отрицаемого и замещенного в эмоционально-чувственной структуре.

 

Заключение

 

Теоретическая модель сознания является стержнем личной профессиональной философии терапевта. Практически ориентированное, целостное, органичное и системное представление о сознании как о главном и единственном объекте психологической терапии способствует постоянному и точному профессиональному позиционированию в терапевтическом процессе. А это, в свою очередь, позволяет отчётливо и устойчиво удерживать в центральной области собственного сознания многогранный и многомерный контакт с собой, со средой и с клиентом. Рабочая теоретическая модель сознания обозначает отчетливые границы между действительным и мнимым, между реальным и фантазийным. Несмотря на кажущуюся недоступность познанию большей части психического «материала», с которым приходится иметь дело терапевту, именно отчетливое представление о сущности сознания позволяет оставаться в границах научной позиции. Теория сознания оставляет за скобками и все межмодальные противоречия между различными психологическими школами и направлениями, оставляя пространство диалога для решения другого вопроса о том, какими общим критериям должна соответствовать неклиническая (психологическая) терапия, чтобы являться полноценной психологической услугой.

Сознание является атрибутом человеческого естества и высшим эволюционным приобретением человека, как доминирующего биологического вида. И раз так, то все, что так или иначе связано с сохранением естесвенных условий развития человеческого сознания представляет особую важность. Динамическая модель сознания демонстрирует то, насколько непредсказуемыми могут быть недальновидные эксперименты с сознанием как отдельного человека, так и социальных сообществ. В своем стремлении к эффективности организации, управления, администрирования люди должны представлять, что уникальный и удивительный феномен здорового целостного человеческого сознания является единственным, что не позволит утратить ощущение Жизни.



Просмотров: 355
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • СОЗНАНИЕ и реальность. Этапы и уровни развития сознания. Часть 1.
  • СОЗНАНИЕ и реальность. Этапы и уровни развития сознания. Часть 2.
  • СОЗНАНИЕ и реальность. Этапы и уровни развития сознания. Часть 3.
  • СОЗНАНИЕ и реальность. Этапы и уровни развития сознания. Часть 4.
  • СОЗНАНИЕ и реальность. Этапы и уровни развития сознания. Часть 5.
  • Почему мы такие какие есть? Поток сознания, блоки сознания и наше развитие
  • Модель расширенного сознания в психологии: системные расстановки
  • Об асимметрии головного мозга и сознания
  • Модели речи, отражающие уровень сознания и жизни
  • Модель сознания Митио Каку
  • Уровни развития сознания или то что предопределяет Вашу жизнь
  • Эстетическое измерение профессионального сознания и развития психолога-практика
  • Что является основанием привычного нам мира реальности? Что такое элемент поля?
  • Единство мозга, сознания и разума.
  • Поток сознания...куда течет поток сознания?..
  • Духовная депрессия — часть процесса изменения сознания.
  • Уровень Сознания — определяющий фактор бытия.
  • «Между Сциллой и Харибдой» – сохрани душу от Массового Сознания и Коллективного Бессознательного!
  • Опыт расширения сознания и вопрос о возможности влияния на судьбы других людей
  • Смысл иллюзий сознания.
  • Что такое когнитивный порог в свете сетевого строения мозга, разума и сознания
  • Измененные состояния сознания в SOLWI терапии
  • Иллюзия стабильности или автоматизмы сознания
  • Если вы действительно хотите выйти на совершенно новый уровень сознания...
  • Теория Сознания. Ермаков С.В.
  • Телесно-энергетические практики и изменённые состояния сознания
  • Чистка сознания. Пять ментальных блоков, из-за которых люди не могут прилично зарабатывать
  • Облака и уровни сознания человека.
  • Измененные состояния сознания
  • Измененные состояния сознания



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь