Смысл иллюзий сознания.

 

Удивительно, каким образом человек воспринимает окружающий мир: ретикулярная формация, расположенная в нижней части головного мозга и в средней части спинного служит своеобразным сорбентом, благодаря которому мы способны распознавать и воспринимать, якобы нужную нам информацию и отсеивать ненужную. Говоря попросту, без цифр, количество отсеиваемой информации невообразимо больше. В отборе же нужной информации принимает участие все то, что есть человек на данный момент – темперамент, привычки, способности, характер, направленность личности, эмоции, ведущие модальности, защитные механизмы, прошлый опыт, гипотетические проекции будущего, активные потребности, создающие доминанты выборов и еще масса закономерных и случайных факторов, регистрируемых сознанием и в еще большей степени бессознательным. Причем, эта сорбция происходит в качестве формирующего эксперимента во времени, то есть параметры и задачи ее выбора заданы весьма условно и способны претерпевать существенные изменения в ходе самого взаимодействия человека со средой. Следовательно, выбор нужной нам из пространства информации, это процесс, обусловленный в каждом текущем моменте многими переменными. Показательны в этом смысле эксперименты американского психолога Ульрика Найссера: избирательное внимание зрителей направлено на игроков в мяч, а проходящая сквозь спортивный зал женщина под зонтиком, зрителями просто не замечается – им не до этого, в фокусе сознания только то, что актуально активно. Однако женщина под зонтиком остается незамеченной далеко не всеми – некоторая часть зрителей все-таки не подвержена данной иллюзии восприятия.

С именем этого ученого связаны и исследования памяти, которая самым непосредственным образом принимает участие как в избирательном внимании, так и в формировании любых иллюзий сознания, прежде всего, в качестве идентификатора образов, как тех, которые возникают на экране нашей реальности (во внешней среде), так и тех, которые формирует наше сознание внутри нас самих. По Найссеру человеческая память, это тот же манипулятор с иллюзорными образами; мы часто лишь уверены в ее непогрешимости: по прошествии времени большая часть людей оперирует в памяти никогда не существовавшими образами и деталями, что в патологических случаях называется конфабуляциями («дырки» памяти, заполненные вымыслом). И лишь 10% людей способны к точному воспроизведению прошедших событий. Следовательно, можно говорить о том, что память воспроизводит события прошлого особым образом, попросту реконструируя их для определенных задач. И в этой реконструкции опять- таки принимает участие все то, что есть человек.

Таким образом, для условно- наглядного представления о том, что такое иллюзия и как она формируется у нас есть две важные составляющие – избирательное восприятие сигналов реальности и память. Для полноты картины нам не хватает третьей – функциональной составляющей: зачем нам иллюзии, каков смысл в их создании и в их реализации, и вообще, способны ли мы жить без иллюзий? Самообман – для чего?

С точки зрения теории функциональных систем русского нейрофизиолога Петра Анохина структуру и реализацию поведенческих стратегий, в том числе построенную на базе иллюзорных программ, можно представить следующим образом: 1.Стадия возбуждающего синтеза восприятия при отборе сигналов окружающей среды, в результате чего запускается аморфная (нецеленаправленная) мотивация, перерастающая в 2.Формирование цели, создающейся на базе представления о последующем полезном приспособительном результате. Корыстная цель (то, ради чего!) организует ингредиенты наличного ресурса организма в определенную иерархическую систему, что создает причинно следственную связь при дальнейшем сканировании реальности. Здесь происходит дальнейшая, более тщательная сорбция (отбор) нужных и ненужных раздражителей среды ретикулярной формацией. Это стадия принятия решений и формирования программы действий. На этой же стадии происходит формирование иллюзорного образа, уровень и объем которого должен быть достаточен для, теперь уже, целенаправленного вектора мотивационной динамики (то есть, теперь становится понятным, для чего необходимо действовать!). Этот процесс сопровождается позитивными эмоциями предвосхищения результата. 3.Далее воплощается в жизнь сама эта программа, после чего 4.Происходит оценка результата, завершающаяся 5.Коррекцией. Стадия оценки результата действия схематически- упрощенно выглядит приблизительно так: «картинки» иллюзорных образов -целей сравниваются с «картинками» результата – если дисперсионный разброс (разница) велика не в пользу результата, то это обстоятельство производит фрустрацию. Стадия фрустрации способна трансформировать энергию индивида по двум потокам: либо повторить неудавшийся опыт с внесением поведенческой и когнитивной (мыслительной) коррекции, либо отказаться от дальнейших попыток. Если разница между «картинками» не велика и их конгруэнтности достаточно для завершения гештальта (целостности), то прежняя целевая система (то, ради чего!) распадается и создается новая цель; сознание регистрирует произошедшее как «рубеж преодолен», смысл чего приводит мотивацию на базе позитивных эмоций в достаточное возбуждение для преодоления следующего рубежа.

Итак, перед нами два вида «картинок»: 1. Гипотетические «картинки» -предвосхищения, созданные на стадии формирования цели и принятия решений и, 2. «Картинки» восприятия результатов наших действий на стадии оценки результата. Остановимся на этих «картинках» более подробно. Обе «картинки» созданы из одного и того же «материала» - это некая невыразимая ткань сознания, несущая очевидный смысл, «высвеченная» со стороны доминирующей потребности, имеющая свое нематериальное пространство, заряженная невидимой энергией. Разница заключается в их содержании и в технике их создания. Такое впечатление, что эти «картинки» создают два разных автора, но при помощи одних и тех же инструментов. Первая гипотетическая «картинка» – предвосхищение (основная иллюзия), создается, в основном, в закрытой от постороннего влияния среды «мастерской», на базе иллюзорной памяти прошлого опыта, создающего искажения и пытающегося «слепить» модель будущего, о котором этот прежний опыт мало что знает. Однако другого опыта пока нет. И этот, часто неадаптивный опыт, инсталлируется в доминанту внешнего стимула- объекта, который создается в воображении на базе нашей же ведущей потребности. То есть, воображаемый вожделенный мир-стимул за пределами нашей «мастерской» создается, в каком-то смысле нами по- нашему же образу и подобию. Идеальный образ стимула- будущего, трактуемого лжецом – сознанием как внешний- желаемый, который мы принимаем «за чистую монету», задействует механизм сравнения «Я – сейчас - пребывание», и «Я- будущее», то есть когда я достигну цели, активируя самооценку. Так как будущий приспособительный результат достигнутого трактуется сознанием как лучший по отношению к «Я – сейчас – пребывание», то возникает разница потенциалов, возбуждающая энергию к действию – человеку свойственно стремиться к лучшему. В результате начинается погоня за кажущимся внешним стимулом, к которому наше «Я- будущее» лишь имеет (по- нашему мнению) отношение. На самом деле мы гонимся за самим собой, практически, в прямом смысле этого слова.

Другая «картинка» (результат действия в погоне за внешним стимулом) создается иначе. Прежний опыт не имеет уже большого значения – он не годится в своей прежней схеме. Перестроить когнитивную схему за короткий период для ассимиляции («переваривания») происходящего не удается. Происходит контакт с реальностью напрямую. Контакт с реальностью, для которой нет пока объяснения. Объяснение (отрефлексированное сознанием знание) придет потом, когда- нибудь. Память лишь в общих чертах может идентифицировать произошедшее. Новая «картинка» (результат нового опыта) пока не опознана. Она оказалась куда более подвижна, мобильна, трансформативна, по сравнению с первой, планируемой «картинкой». Постоянно изменчивый образ результата действия не может совпасть со статичной, придуманной умом и не имеющей никакого отношения к реальности безжизненной идеальной и ограниченной схемой. В погоне за чем-то внешним, воображаемым-другим, мы пришли к себе, обогатив сознание новым опытом и расширив свои функциональные возможности и мировоззренческие границы.

Если же «картинки» имеют небольшую разбежность между собой, то это может означать, что у нас достаточно сущностного опыта и адаптивных возможностей для того, чтобы нейтрализовать и ассимилировать неизвестную информацию, быстро найти недостающее решение. Однако, в этом случае, мы не можем создать принципиально- нового сущностного для себя знания на базе нового опыта – процент иллюзорности в целевой «картинке» незначителен и перестройки когнитивных схем для ассимиляции нового не понадобится. Этот вариант говорит нам о том, что наши цели – стимулы адекватны нашим возможностям. Незначительная погрешность лишь усиливает мотивацию и создает предпосылки для позитивных эмоций. По сути, это то, что рекомендует психологическая наука – ставить посильные для себя задачи.

Интересным представляется случай, когда результат наложения «картинок» происходит с точностью до наоборот. Это когда говорят, что результат превзошел ваши ожидания. Цель по энергетическому потенциалу явно отстает от своего воплощения. Здесь производитель и пользователь иллюзий выступает в принципиально- новом качестве – он становится создателем реальности, прогибая ее под себя. Его новая роль и задача теперь заключается не в том, чтобы овладеть реальностью целевого нового опыта, приобрести новое знание, а в том, чтобы выступить ее программистом и оператором, создавая ее в каждой точке временного и пространственного пути и превратиться из производителя иллюзий для себя, в производителя иллюзий для других.

Таким образом, можно предположить, что смысл больших или малых иллюзий состоит в том, что они служат для нас энергетической динамо-машиной, заставляя нас все время стремиться вперед, никогда не достигая стопроцентного результата, но обогащая нас опытом, приближают нас к целевому идеалу совершенства, который существует не где- то во внешней среде, а совсем рядом – в нас самих. Если бы не существовало иллюзий, как тогда жить, чем и зачем? Стоит ли расставаться со всеми своими иллюзиями или все- таки часть из них стоит оставить? Пусть каждый из нас решит для себя сам. Вряд ли это вообще возможно жить без иллюзий. Жить без иллюзий - это стремление может быть таким же обманом, как и сами иллюзии; мы умираем для одной иллюзии и рождаемся для другой. А точнее – умираем, чтобы родиться для другой.



Просмотров: 487
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Как понять, для чего нам послан этот человек - только для опыта или все же для счастья и любви
  • Все, что у нас есть и чего нет - результат чего?
  • Гештальт-терапия - что это? Для кого и для чего?
  • К иллюзии о том, что сознание принадлежит нам. Так ли это?
  • Как заработать на том, что просто для вас (но сложно для других)
  • Все, что нужно для изменений в психотерапии, это принять факт того, что они уже произошли
  • Мечта - что это и для чего? (отличия от фантазии и цели)
  • Кризис, что это? Можно ли его избежать, что делать, если он уже происходит  и есть ли меры профилактики?
  • Что есть отношения для каждого из нас...
  • Границы и место. Или как я ощущаю себя, когда другие не признают, что для меня это важно
  • Что у нас есть для зависимых и их семей?
  • Целостность. Что это и для чего она нужна?
  • Что такое осознанность и для чего она нам?
  • Что такое эмоции, и для чего они нам нужны?
  • Что такое чувствовать опору и для чего это нужно
  • Что есть злость и для чего она нужна?
  • Что такое психотерапия? Для кого она? Для чего она? Размышления.
  • метод наблюдения за младенцами. Что это такое и для чего нужно?
  • Обида - что это и для чего?
  • Что происходит на семейных консультациях и для чего они нужны?
  • Что такое Анализ Четырёх Столпов судьбы и для чего это надо занать
  • Все, что у нас есть, - это отношения
  • Давай останемся друзьями. Часть 1. Что это может означать для ваших отношений.
  • Что такое цели и для чего они нужны?
  • Что происходит, если женщина раньше времени решила, что этот мужчина и есть её единственный
  • Тревожность - для чего она нам и что с нею делать
  • «ЛУЧШЕЕ, что мы можем сделать ДЛЯ СЕБЯ — это ПОЗНАКОМИТЬСЯ с собой! Какой Я?»
  • Как быть, если вы чувствуете, что являетесь для девушки лишь «синицей в руке»
  • Психологическое сопровождение беременности. Что это? И для чего оно нужно?
  • Психоаналитическое наблюдение за младенцами: что это и для чего оно нужно?



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь