|
Юнгианский анализ, как способ "расшифровать" сонАвтор статьи: Инна Юдина
Юнгианский анализ, как способ "расшифровать" сон
*Авторская пунктуация и орфография сохранены. Любые совпадения - случайны.
Заручившись разрешением сновидицы использовать сон и сопровождающее его описание для публикации, я подготовила ответ. К сожалению каких-либо дополнительных личных ассоциаций к образам сновидения и амплификаций дано не было. Отмечу однако, что обратившийся с вопросом молодой человек, оказался не чужд психологии, поэтому его разъяснения "кухонной драмы", внесли весьма заметный вклад в мировосприятие сновидицы. И это «заметно» заметно по такой детали сновидения, как подъём на этаж (см. сон «на этаж поднималась»). Подъём на этаж с помощью «хлипкого лифта» демонстрирует изменение точки зрения в сторону более высокой, а следовательно более объективной, но за счёт внешней, а потому и «хлипкой» донорской энергии заботящегося о сновидице молодого человека. «Тема шагов и лестниц указывает на процесс психической трансформации с её подъёмами и спусками: вспомним лестницу Иакова и алхимическую лестницу. Мы находим классический пример этого также в подъёмах и спусках Зосимы на 15 шаков в свет и темноту». Отметив важное влияние «разъяснения», вернусь к началу или к печке... Произошёл конфликт с мачехой. Бытовой конфликт двух хозяек на одной кухне. Что же мы читаем в письме: «Сновидица отрицает удовольствие от того, что отец нахваливает ее стряпню больше, чем своей жены. Также отрицает мотив развития своих кулинарных навыков в целях конкуренции за внимание папы». Не будем оспаривать утверждение сновидицы и возьмём его за исходное вводное, предположив, что ни похвала и конкуренция, но, возможно, нечто пока ещё скрытое лежит в психической основе действий сновидицы. Важно, что девушка приходит в отеческий дом, на кухню матери, давно покинувшей этот мир. Возможно, прикосновение к материнской обители, это выражение необходимого и утраченного контакта с «питающей, кормящей» основой, где сновидица вновь в детстве, и вновь любимый ребёнок своих родителей. Место разворачивающейся драмы может быть рассмотрено символически. Кухня, где что-то готовиться — это аллегория матки, «выпекающей» младенца. Сновидица, приходя на кухню, оказывается в «объятиях» материнского и, одновременно, «выпекается» или, точнее, «допекается» сама. Но «допекаясь» сама она допекла и мачеху. Процесс подобного «выпекания» тридцатилетнего человека должен когда-то завершиться, подобно тому, как и любая беременность рано или поздно разрешается генетически предопределёнными родами. В достатке накопившаяся агрессия мачехи символически обеспечила «изгнание» сновидицы из «материнского чрева» и это то, что предопределено идеей становления зрелой или «испечённой» личностью. Помните эпитет в отношении молодых, новичков: «Новоиспечённый»? Происхождение подобного определения восходит к идее Печки-Матери, Выпекающей Матки. Уместно припомнить и поговорку-присказку «Плясать от печки». От какой-такой печки? Да всё от той же — материнской, и наша сновидица теперь на этапе психологической «новоиспечённости», хотя физиологические роды состоялись тридцать лет назад. Но и многие былинные, да сказочные герои лежали на печи до третьего десятка. Значит — вариант нормы, значит сначала развивался интеллект, теперь же настало время психологического роста. Именно конфликт, неразрешимая ситуация, своего рода тупик для интеллекта и стимулирует рост, объединение враждующих точек зрения в третьем, пока неопределённым. Неясная, только лишь потенциальная возможность нового сознания, нарождающаяся из антогонистов - доброй матушки и злой мачехи, как ребёнок из слияния мужского и женского. Это и подводит нас к тому, откуда во сне появился мотив младенца до года, играющего в «Смотрелки». В психе наметилась тенденция к новому, к ребёнку, и данный сон — потенциальная возможность плодоносного слияния полярностей материнского. Противоположные, враждующие идеи плохой-хорошей матери могут быть объединены в третьем, ни плохом и ни в хорошем, но в их союзе. Могут, но не значит, что объединение состоится. Это лишь потенция. Нужно сознание нового уровня, чтобы данный союз или слияние получило свое реальное воплощение. И это идея, подкреплённая квантовой физикой. Наблюдатель влияет на результат эксперимента. Увидел, соединил, значит психологическое зачатие состоится и будет новая идея себя расти и вырастет во что-то способное развиваться, передавая свой навык по наследству. Не увидел, не объединил, значит, увы, жизнь превратиться в заезженную пластинку. Разве не приходилось Вам видеть повторы жизненных перипетий — да видели скорее всего. Старые сюжеты в новых, каждый раз всё более удручающих декорациях. Как правило не более трёх раз, всё как в сказках. После третьей попытки наступает то, что действительно наступает, буквально. И давит... Эффект наблюдателя замечательно передан в фильме, тогда ещё братьев Вачовски, «Матрица»:
Если бы кто-то не сказал, случилось бы то, что произошло? И теперь, возвращаясь к представленному для анализа сну, попробуйте уловить сходный мотив темы «Оракула»: «Как потом мне объяснила какая-то женщина - эта девочка не такая, как все. И я её обидела». Пока какая-то женщина не сказала про обиду и инаковость, младенец-малыш был обычным малышом и обычно же плакал. Может, устал играть, ведь младенцы-малыши говорить не могут, не умеют. Могут только через естественные реакции выражать что-то беспокоящее. Через плач, например. Но во сне присутствует Оракул-Наблюдатель, который фиксирует тенденцию развития. И это то, что буквально утверждает: не сновидица руководит своим выбором тенденций развития, а некая пока «незнакомая женщина» из сна. И вполне возможно, что эта незнакомка потенциальная будущая личность сновидицы, станет ли которой «наша сказочная Настенька» или нет зависит от её текущей способности приложить свой уже развитый интеллект к пониманию своего же сна, как послания собственной же психики. Для чего? А для того, чтобы выбрать свой, иной путь развития, став не такой как все не буквально, как братья Вачёвски, ставшие сёстрами, изменив себя хирургическим путём, а символически. Обретя обычный человеческий нос, да «третью ноздрю» — интуитивный нюх — способность чувствовать куда и за каким Оракулом увязываешься. Но вновь вернёмся к печке... Начало сновидения буквально напоминает развитие сказочного сюжета, в котором мачеха выгоняет падчерицу. Например, как в любимых сказках - «Морозко», «Двенадцать месяцев» и "Красная Шапочка", которую, обратите внимание, собственная же родная мать в лес отправляет. Помните, куда идёт героиня сказки «Морозко» - Настенька, посланная мачехой подальше от отчего дома? Да, именно, в лес. Сюжет же сна ведёт нас за собой в «деревянный хлипкий лифт» и далее « по <...> временным деревянным доскам» к квартире, которая является домом для пока только сновиденного сознания, но не сознания дневного эго. «Деревянное» - метафора современного варианта "городского леса". Помните весёлую картинку, летающую по социальным сетям и инет? «А ведь волк остался бы в живых, если бы не заговорил в тёмном лесу с незнакомой девочкой!» Как известно, в каждой шутке есть только доля шутки. Поэтому перефразируем идею и скажем так: «Без путешествия в лес, не произойдёт судьбоносной встречи с тем, без чего не возможно продолжение личного развития". Лес — это безусловно незнакомое, странное место, в котором опасности на каждом шагу подстерегают не подготовленного городского жителя. Также лес может быть неизведанным переходом в другой мир: так, в «Божественной комедии» лес предшествует вратам в Ад, и между Чистилищем и Раем также лежит лес. Для нашей сновидицы это, возможно, означает, что пришло время повзрослеть и самой стать матерью. Узнать, что материнское — это не только «сытость» и «принятие», но «строгость» и «пожирание». Помните, что делает самка с детёнышами в голодный год? Да, съедает. Природа безжалостна, что ей проку от бесперспективного гибнущего поголовья, а вот у выжившей самки будут ещё помёты. Земную жизнь пройдя до половины,* *Данте Алигьери «Божественная комедия» Произошедший конфликт с мачехой отвернул либидо, энергию, которая привязывала сновидицу к отчему дому, к маминой кухне, от детской обители. Но пока подходящего объекта для катексиса или, по-другому, сцепки с другим объектом, способным заменить родительское, пока не нашлось. И либидо, усиленное психоаналитической беседой с заботящимся союзником, автором этого письма, устремилось во внутренний мир сновидицы, в интрапсихические просторы психэ, поднимая к свету сознания новые потоки образов для исследования новых направлений личного роста. Если оставить их без внимания, то произойдет постепенный спад активности и угасание связи с объективной психикой. Будет утрачена возможность осознанной сепарации, ведущей к здоровому развитию личности в согласии со своей природой. Личность почти наверняка окажется под давлением ценностей коллективного сознания, которые могут и, как показывает практика, чаще всего оказываются противоречащими индивидуальной идее воплощения. И сон будет объявлен ничего не значащим «простосном». И следующий раз возможность счастливого прорыва к себе может случиться лет эдак через девять, к 39 годам, как раз к пресловутому кризису середины жизни. Как пишет Роза Гвейн в своей книге «Обретение себя через Таро: юнгианское руководство по архетипам индивидуации»:
Итак, эго сновидения оказывает в деревянных декорациях, в замкнутом пространстве хлипкого лифта. В некотором смысле — это контейнер, транспортирующий в другую плоскость пространства. И это тот самый символ необходимого перехода из одного состояния в другое. Символический «гроб», «египетская ладья», транспортирующая в другой мир для последующего перерождения. «Умирает» ребетёнок-дочь, но зачинается новое индивидуальное взрослое «Я». Родиться или не родиться — вопрос включённости познающего сознания в собственную судьбу. Теперь будет уместно подумать, что могло бы компенсировать данное сновидение. Сновидения практически всегда занимают компенсирующую установку по отношению к сознательной. Какие лейтмотивы прослеживаются в сновидении? а) Возвращение домой, но при этом, извините, за каламбур, всё-таки не домой; б) Одиночество; в) Игра с ребёнком. Играть с ребёнком во сне, означает, что в реальности сновидица с детьми играть возможности не имеет, хотя находится в активном репродуктивном возрасте. И важно отметить, что сновидение категорически пока нивелирует идею об играх с детьми, добавляя нож в руку девочке, невероятный и не соответствующий малышке разрушительный террористический аспект. И здесь прослеживается конфликт сознательной и бессознательной установок — сознание инстинктивно тяготеет к зачатию и рождению собственного малыша, а образы психэ — указывают на опасность подобного нового катексиса либидо. Но, как пишет Карл Густа Юнг в книге «Анализ сновидений: лекция летнего семестра 15 мая 1929»:
Поэтому, сначала не рождение собственного малыша, а собственное взросление до Сознательного Наблюдателя и Индивидуальности. Сновидица одинока во сне, но в действительности это не так, есть и молодой человек и заботящиеся родные, и друзья. Но, чувство одиночества теперь практически наверняка обострено. В важные переходные моменты человек всегда ощущает покинутость и отсутствие понимания со стороны окружения — он один на один с самым важным внутренним регулирующем трансцендентным центром, Самостью. Голос Самости тих, но требователен. Только порой сильно заглушён приёмом нурофена, да но-шпы. Вот как описывает этот голос Юнг в своей книге «Воспоминания, сновидения, размышления»:
И эскиз личного опыта, покорного слуги, автора этой статьи: Я слушаю шепот, едва уловимый, весна 2013 И теперь пару слов про дом, который «не мой дом» или точнее «не мою квартиру»: «пришла домой, но квартира была другая». Любопытно, что во сне сновидица точно знает, что пришла домой. Что даёт основания так считать? Может, какие-то неуловимые эманации уверенности. Может быть. Ведь в реальности, девушка мечется между отчим домом и съёмной квартирой бой-френда. И словно бы хозяйничает и там, и там, и нигде...Парадокс. Да, описанный много столетий назад в древнем гностическом «Гимне Жемчужине» или Песне апостола Иуды Фомы в Земле Египетской: Странник был я и одинок, Я не буду приводить здесь полный текст, но смысл прекрасной аллегории в том, что вспомнить, откуда царский сын родом или найти свой истинный дом удалось только после прочтения послания от настоящих родителей. Послание приходит всегда и всем, но вот разобрать его не всегда удаётся. И анализируемый сон, вполне возможно, и есть то самое письмо о разыскиваемом доме. Только он не по адресу прописки родителей и даже не по адресу любимого. Это всё, так сказать, временная регистрация. Постоянная же прописка или обитель души — психэ, объективная психика. И мы все, если мы «человеки» оттуда родом психически. Если удается найти «прописку постоянную», то на какой кухне готовить ужин для себя и своих близких — едва ли уже будет столь острой проблемой. Острота кухонного конфликта — эта то напряжение, которое позволяет сейчас обратиться за «расшифровкой» сна. И если удастся осмыслить послание, то новый круг развития будет действительно новым, а не новым повторением на старой кухне через 9 дней, а может 9 месяцев...9 лет...9 жизней... Смелое предположение? Да, конечно, но и сон не менее смело трансформирует годовалого ребёнка, играющего в «Смотрелки» в лидера террористической группировки, запрещённой в России, по Скайп, выходя на связь по своему непредсказуемому капризному желанию. И это, конечно же, не просто ребёнок, а чудесный ребёнок «меньше малого» и одновременно «больше большего» - адресация к Самости. «Это — психическое инобытие, которое делает вообще возможным сознание». (Карл Густав Юнг Эссе «Божественный ребёнок») Цели и задачи индивидуации начинают воплощаться всецело с момента восстановления связи эго-сознания дневного мира и Самости, внутреннего регулирующего центра. И, наверное, тогда сложение рук в намастэ - "как будто молюсь", могло бы значит просьбу к собственной психэ о полноценном контакте со своим телом и инстинктами, как к божеству. Слёзы чудесного младенца — часть игры, проверка взрослости сновидицы, проверка понимания, что по отношению к Самости ребёнок в действительности — она. И смена во сне ролей происходит. Быстро. Слёзы — это слишком человеческое, слишком инфантильное отношение к тому, что является чистой Природой, которая, если испытывает голод, хладнокровно "съедает" своё дитя. Помните, как Морозко испытывал Настеньку в лесу? Если бы она заплакала или попросила помощи, то не видать ей даров от Морозко, как своих ушей или в нашем случае - "ноздрей". Ребёнок плачет, сновидица плачет. Ребёнок берёт в руки нож, что сделает сновидица? Да, она, если объявит сон «простосном», то же возьмёт в руки нож. Какого рода это будет нож — острый поражающий интеллект, заточенный кухонный нож или символический "нож мщения", зависит от того, какие ценности вложены воспитанием, но в действительности, на прочность и самодостаточность сновидицу испытывает собственная же пока не осознанная природа. Но если сновидица сможет осознать послание Настеньки ко всем пострадавшим от мачех падчерицам и будет упрямо твердить себе напоминание, что ни женское это дело точить ножи и станет замораживать любые свои позывы освободить ножны, то индивидуация случится. И ни кухонный нож, ни нож мщения в спину мачехи, ни острый интеллект, отрицающий смыслы данного сна — не смогут перерезать сетевой кабель связи с Самостью — произойдёт переход от картинки в Скайп (разбора одного сна) к полноценному видео общению с Самостью (к постоянному естественному взаимодействию с психэ через серии сновидений). «Ни одного ножа без ножен!» и это самая трудновыполнимая задача для современного сознания. Символически это означает соединить противоположности и дать «отрезать» себе голову, этой беспощадной "мусульманке-Самости с её бандой террористов". Принести в жертву интеллект, понизить его значимость в принятии решений и дать возможность проявиться другим формам осознания.
В противном случае обычно происходит то, что происходит с теми, кто захвачен внутренними Оракулами и теперь несёт взрывчатку в метрополитен. Буквально и одержимо выполняя требования озлобленной и непознанной Самости. Вы ведь наверняка это видели - голову террориста отдельно от тела на фото в апреле во время террористического акта в Петербургском метрополитене. Жертвоприношение интеллекта, прожитое и осмысленное, ведёт к изменению мировоззрения, а ни к буквальной потере головы. К смене мировоззрения и установлению внутренних отношений с психическими содержаниями бессознательного и жизни с ними, если можно так сказать, в мире. И, наверное, этот тот самый итог "расшифровывания снов" в юнгианском анализе - изменение способов принятия решений, найденные собственные ответы на собственные же экзистенциальные вопросы - о смыслах существования, о мироустройстве и предназначении. Не зря говорят: "Утро вечера мудренее". Смотрите сны и будьте в мире с собой!
апрель-май 2017, Санкт-Петербург. Инна Юдина Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|