Коллективное бессознательное любой страны складывается из образов, сюжетов, мифов, стереотипов, сценариев, ритуалов, традиций, которые являются общими для носителей определенной культуры.
Воспитываясь в определенной стране, унаследовав культуру данного народа, можно по умолчанию присвоить себе чужое мировосприятие. А увидев вокруг и в себе чужое, можно снять с себя эти сценарии, фильтры, убеждения и ценности и тд.
Остаётся главный вопрос, как понять где моё, а где нет?
Механизм моё-чужое хорошо работает у совсем маленьких детей. Ребёнок многое познаёт, берёт в руки, тянет в рот. И если ему что-то не нравится, то он откладывает в сторону, выплёвывает, качает головой, отдаляется телесно. Если же нравится, то можно заметить, как ребёнок радуется, получает удовольствие, трясёт ручками, хлопает в ладоши, смеётся.
Чтобы не сломать в ребёнке этот естественный механизм нужно слушать и наблюдать за своими детьми, доверять его выбору.
Например, как я это понимаю, что мне подходит, а что нет. Вчера, по дороге на работу в вагоне метро на стене, я прочитала цитату Т. Толстой: «Есть три важнейшие черты, три понятия. Это Удаль, Долготерпение и Авось. Сошлись эти черты вместе-есть русский народ. Не сошлись-нет русского народа».
Я в этот момент примеряю к себе эти слова по очереди. Есть ли во мне сейчас эти исконно русские черты? Слушаю себя, всё моё внимание на том, есть это во мне или нет. Быть рискованной до крайности, не просчитывать последствия своих действий, только полагаться на удачу, на пронесёт. Органично ли для меня долготерпение, надеюсь ли я в своей жизни на авось?
Сейчас точно нет. Считаю ли я себя русской? -Определенно. Но для этого совершенно не обязательно отъигровать в себе черты своих предков.
Но лет так до двадцати трёх я точно так себя вела, я была молода, беззаботна, жила с родителями, не о чём не задумывалась, «плыла по течению». Со временем появилась работа, дети, обязательства. Встал выбор, пытаться жить по старому или стать «капитаном своего корабля».
Однажды мне захотелось поехать в Новую Зеландию и прыгнуть с тарзанки в пропасть. До сих пор картинка местности перед глазами. Зелёное, дикое, нырнуть бы туда, испытать стремительный полёт, но я понимала, что могут быть травмы позвоночника, с которыми мне всю жизнь придётся жить. Авось, так же не прошло проверку жизнью. Если не работать, то за квартиру нечем платить. Можно быть приживалкой, но тогда придётся забыть о свободе и терпеть неудобства, подстраиваться под обстоятельства. Долго терпеть мне не нравится, и «на фоне полного здоровья» для окружающих наступает момент, когда я бунтую и разрушаю всё вокруг.
Возвращаясь к вопросу, как понять где моё, а где нет, можно примерять на себя чужое, как разную одежду и образы и если оно получает внутреннее подкрепление, «ага-оно», то берём себе, если внутреннего «ага» нет, то от него отказываемся.
Таким же способом можно сделать ревизию всего нашего внутреннего содержания.
Если обратить внимание на русские сказки и былины, которые многие заботливые мамы, бабушки читают своему ребёнку, то мы увидем, что все они передают ребёнку информацию о мироустройстве поколения живущих в те времена.
Возьмём сказки.
Например, Емеля, который разъезжал на печке, а щука всё делала по его велению. Всё, что Емеле надо было сделать это только поймать её. Та жа история со стариком и золотой рыбкой.
Может в тот временной период, когда их писали, единственной поддержкой для выживания было ожидание чуда?
Что, например, мог делать в своей жизни крепостной, кроме ожидания, подчинения и терпения?
Илья Муромец 33 года лежал на печи, а потом в один момент стал богатырём и с двумя богатырями всех врагов порубил.
Василиса Прекрасная это женщина трансформер. Откуда она вообще взялась? В её лексиконе нет не могу и не умею. Иван царевич рядом с ней, уволень, даже попасть стрелой куда надо не смог. Единственное что от него требовалось, так это шкурку лягушачью не жечь. И это дураку было не под силу. Не понятно только, зачем умная, красивая, умелая на все руки мастерица замуж за него пошла?
Их отношения больше похожи на детско-родительские, чем на мужско-женские. Есть формы мужско-женских отношений - два партнёра умны, самостоятельны и красивы.
Таких сказок я не слышала в детстве. Может слышали их вы?
Почему-то славянский народ в сказаниях или ленив, или немощен или глуп беспросветно. И в какой-то момент приходит сила или волшебная рыба, или чудо женщина, или конёк-горбунок, которые разрушают колдовство, спасают, защищают и всё делает за них.
В процессе этого увлекательного квеста в игровой форме проходит инициация - иван-дурак становится мужчиной.
Когда я была маленькая помимо этих сказах, меня шпиговали сказаниями о грозном Мойдадыре, неряхи и сумасшедшей Федоре, о попе и его работнике Балде, об отце и трёх сыновьях, где младший, который вовсе был дурак в итоге наследовал себе состояние и красавицу жену.
А сказание о том, чтобы что-то получить надо катаржно трудится (Морозко).
В крошечке Ховрошечке, девице пришлось терпеть все издевательства мачехи и её дочерей, и даже убийство единственного друга в виде коровы. Вопрос зачем?
У всех этих сказок, как правило счастливый конец, чтобы оставалась надежда на чудо, но я думаю что героиня из Морозко умерла, замёрзла в лесу и не было никакого чуда, как и во многих других сказках.
В своих сказках датский писатель Андерсен, показывает реальность. Девочка со спичками, замёрзла на улице, русалочка превратилась в морскую пену.
А, знаменитая Золушка, действительно ли она вышла замуж за принца или стала его любовницей?
Какую идеологию закладывают сказки?
На что и на кого в своей жизни мы расчитываем?
Какой путь выбираем?
продолжение следует...