|
Техника "Я-музыкальный инструмент"Автор статьи: Макаренко Амалия Алексеевна
Техника «Я – музыкальный инструмент» предназначена для исследования различных граней личности, нахождения скрытого потенциала. Инструкция. Закройте глаза, сядьте поудобнее и расслабьтесь. Около минуты последите за своим дыханием. Внутренним взором прогуляйтесь по своему телу. Какую часть тела Вы чувствуете так, что можно сказать: «Я здесь. Это действительно Я». Чаще всего это область сердца и солнечного сплетения. Однако Вы можете поймать это ощущение где угодно. Постарайтесь удержать в этой зоне свое внимание. А теперь начните из этой точки развивать образ музыкального инструмента. Пускай он вырастет из этого места, возможно, это произойдет быстро, возможно не скоро. Не стремитесь форсировать процесс. Дайте возможность ему родиться и выйти. Возможно, сначала Вы увидите отдельные не структурированные элементы, которые тяжело соотнести с известным Вам музыкальным инструментом, дайте этому процессу быть, не спешите его лепить под известные Вам образы. Наблюдайте за процессом зарождения. Ребенок формируется в течение девяти месяцев, перед тем как увидит мир. Дайте своему музыкальному инструменту действительно оформиться. Наблюдайте, как он обретает все более и более отчетливые контуры…Проверьте его звучание Как он звучит? Какую первую ноту он выдает? Наблюдайте что происходит? Если Вы действительно можете сказать: «Да, это я», возможно, Вы захотите встать и начать двигаться. Если это так, сделайте это, не открывая глаз медленно вставайте с места и начните двигаться, воплощая поток внутренних переживаний и образов. Старайтесь не отталкиваться от образов повседневных представлений о своем музыкальном инструменте, ибо это не он, а Вы, а потому пускай он откроет свое тело, свою форму. Старайтесь избегать желания что-либо совершать и делать, пускай движение и поступки происходят сами собой. В определенный момент Вы почувствуете, что движение дальше не развивается. Повторяйте свое движение и начните звучать. Пускай телодвижение и звук сольются в абсолютной гармонии. Можете открыть глаза. Что Вам хочется сделать? Расскажите об этом опыте.
В некоторых случаях клиенты сообщают о рождении несуществующего музыкального инструмента, чаще всего этот образ является продуктом «склеивания» нескольких различных музыкальных инструментов (например, скрипка, издающая гитарное звучание, барабанящий саксофон). Однако, чаще приходится иметь дело все же с известными музыкальными инструментами. Приведу пример. Женщина рояль (фрагмент). Около пяти минут нижняя часть лица женщины расслаблена, однако, лоб несколько напряжен. В определенный момент напряжение спадает, и выражение лица отображает то, что действительно что-то начало происходить, нечто волнительное, то, что преобразило лицо. После предложения встать, женщина около минуты сидит неподвижно, после чего правая рука вытягивается вперед, вслед за этим движением правая нога отводится в сторону, после чего женщина встает. Вначале осторожно двигаясь по комнате, женщина совершает движения, похожие на движения испуганного дирижера, впервые выступающего перед почтенной публикой. С течением времени движения становятся более энергичными, шаги решительными. Тело раскачивается из стороны в сторону. Руки продолжают дирижировать, после совершают размашистые круговые движения. До этого момента более активна верхняя часть тела. В течение минуты движения не меняются, после чего включается таз, совершающий легкое покачивание, перерастающее в сильные удары из стороны в сторону. В завершение женщина издает сильный протяжный звук. Со слов участницы: «Вначале появился образ, похожий на скрипку. Я люблю скрипку. Я подумала: «Да, это оно». Но потом стал появляться аккордеон. Потом это все развалилось. И я буквально почувствовала себя широкой. Это рояль. Рояль черного цвета. Удивительно, но почему-то не белый. Мне очень нравится белый рояль. Но это черный рояль. Я проверила его звучание с ноты «до». Этот звук был очень глубокий. Тут я подумала, почему я начинаю с таких низких нот, зачем? Но я прервала эти мысли. Ведь «до» прозвучала прекрасно. Я проверила все клавиши. Это была действительно я. Меня расширяло. Неожиданное расширение. Я боялась подниматься, мне казалось, что это не получится, ведь я слишком широкая. Я решила не вставать, но я была заинтригована. Мне надо встать. На стуле мало места. Я двигалась, не знаю, как это выглядело со стороны, но я была роялем, из этого инструмента можно извлечь все что угодно, сыграть что хочешь». П: Вы как будто хотели вначале найти просто любимый инструмент, но Вы оказались роялем. К: Я и рояль люблю, но я хотела, наверное, быть такой миниатюрной, элегантной как скрипка, женственной. П: Скрипка женственная… К: Да. Но на смену скрипке пришел аккордеон. Я знаю, почему. На аккордеоне играл мой дедушка. Это образ любви. Рояль…Я никогда даже не дотрагивалась до него (пауза). Вы знаете, я сейчас поняла, рояль слишком роскошный, он действительно из другого мира был. Сейчас я поняла, что я себя недооцениваю. Я рояль. Я не хочу придуриваться скрипкой. П: Придуриваться? К: Да, мои возможности больше, чем женственная скрипка. Я – рояль. Надо в этом признаться себе. Да, я знаю. Я знаю причину своего одиночества. Меня слишком много. Я все могу. Я звучу на все лады. Кто выдержит это. Но я рада. Мне просто это упражнение показало, что себя никуда не денешь. Я – рояль. Мне это нравится. Появилось больше веры в свои проекты, я могу играть что угодно. П: Что, например? К: Все. П: Канкан? К:Почему нет? П: Можете? К:Да. (Пауза) К: В смысле сейчас? П: Если это возможно. Это возможно? Придумывать ничего не нужно. Рояль может исполнить канкан? К: Он может попробовать. П: Попробует? К. Смеется. П: Рояль в смущении. К: Да немного. Нет, он может (издает звук, похожий на канкан). П: Разве тело инструмента отдельно от звука? К: Я хотела встать. Но боюсь выглядеть сумасшедшей. П: Сумасшедшей…Разве рояль не исполняет «все». К: Да. Но он робкий пока. П: Несколько минут назад он таким не был. Клиентка встает и исполняет канкан. П: Сумасшедший рояль. К: Да. На самом деле, мне это все дало, признание себя.
Варианты работы:
Вопросы для обсуждения: - Какие ассоциации вызывает инструмент? - Какое из начал: мужское или женское проявляется в нем больше? - Как звучание инструмента характеризует темперамент клиента? - Какую роль в контексте оркестра может играть клиент (соло, первая скрипка и пр.)? - С какими жизненными реалиями связана проделанная работа? - Какие ощущения вызывает спонтанная звуковая и телесная импровизация? - Насколько активно выражен интеллектуальный подтекст посредством звука? - Изменилась ли самооценка клиента в результате?
Звучать и двигаться – значит быть!
Профессиональные услуги психолага Амалия Макаренко очно в г. Харькове, онлайн все страны (Skype: amaliyamakarenko; E-mail: [email protected])
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|