|
Двенадцать шагов навстречу истинному «Я». Часть 1.Автор статьи: Исаков Александр Анатольевич
Двенадцать шагов навстречу истинному «Я». Часть 1. Нигредо. Многие исследователи наследия Карла Юнга считают, что увидеть алхимию, прежде всего, как протопсихологическое искусство – в этом главное научное достижение К. Юнга и ключ к пониманию ее тайны. Исследование алхимии привело Юнга к тому, что он увидел в ней фундаментальный источник, основание и подтверждение своей аналитической психологии бессознательного. Влияние алхимии на его дальнейшую работу было настолько значимо, что «Добрая треть юнговских текстов прямо или косвенно касается алхимии. Она занимала его больше, чем другие его темы – типология, ассоциативный эксперимент, восточная мудрость или парапсихология» (Хиллман 1980). Как заметил Шварц-Салант (1995), «Возможно, Юнг в большей степени, чем любой другой современный исследователь алхимии, ответственен за возрождение этой отрасли знания в качестве достойной и уважаемой области исследований». Алхимическая работа, в ходе которой изначально неблагородные металлы приобретают способность превращаться в нечто более ценное, например, в серебро, золото или даже в Философский Камень – вполне может быть рассмотрена как своего рода метафора психологического развития или психологической трансформации. В классической аналитической психологии Карла Юнга выделяется 12 основных архетипов и архетипических мотивов, присутствие которых мы можем наблюдать в подавляющем количестве сказок и мифов, трудах философов-алхимиков, эзотериков и прочих герметических направлениях, на которые опирался в своих работах К.Г. Юнг и его последователи в аналитической психологи: Персона, Кора, Тень, Анима и Анимус, Великая Мать и Отец, Герой и Смерть (Трансформация-Возрождение), архетипический мотив эдипового конфликта, архетипический мотив Священный Брак и Самость. Соответственно в направленном алхимическом воображении двенадцать архетипов и архетипических мотивов персонифицируют двенадцать алхимических операций, которые, в свою очередь, соотносятся с двенадцатью знаками Зодиака. И поскольку Великое Делание алхимии являлось подражанием природным процессам, а двенадцать месяцев или зодиакальных знаков составляют полный годовой цикл, в течение которого Природа переходит от рождения и роста к распаду, смерти и новому рождению, таким образом, метафорически выражается сама концептуальная основа направленного алхимического воображения. Помимо двенадцати архетипов, ещё три архетипа выделяются особо. Используя традицию алхимиков, архетипы Пуэра, Трикстера и Мудрого Старца необходимо выделить отдельно; так как очевидна связь данных архетипов и их характеристик с субстанциями, входящими в состав «алхимической троицы» (лат. Tria Prima: Сера, Ртуть и Соль), используемыми алхимиками древности для получения Философского Камня. По своей сути, три алхимических начала есть не что иное, как отвлеченные понятия (философско-психологические категории), используемые алхимиками для описания устойчивости и изменчивости различных веществ (психических состояний) в ходе алхимической работы. В 1933 году Карл Юнг упоминает о Таро на семинаре по активному воображению: «Ещё одна странная область оккультного знания, где появляется образ гермафродита — Таро. Эти карты являются прародителем наших современных игральных карт, в которых красное и чёрное символизирует противоположности, а разделение на четыре масти — черви, трефы, пики, бубны, — также принадлежит к области символизма индивидуации. Это психологические образы, символы, с которыми играет человек, так же, как бессознательное играет со своим содержимым. Они образуют определённые комбинации, и различные комбинации соответствуют игривому развитию событий в истории человечества. Карты Таро состоят из обычных карт — король, королева, туз и т.д., — только изображения слегка отличались, кроме того, есть ещё 21 карта, на которых изображены символы или символические ситуации. Например, символ солнца, человека, подвешенного за ноги, башни, разрушенной молнией, колеса Фортуны и т.д. Они представляют собой некие архетипические идеи различной природы, смешивающиеся с обычным содержимым потока бессознательного, таким образом, их вполне можно использовать в интуитивном методе понимания потока жизни, возможно, даже для предсказания будущих событий, так как всё будущее основывается на событиях настоящего...». (Из Visions: Notes of the Seminar given in 1930—1934 by C. G. Jung, под редакцией Клэр Дуглас, том. 2 (Princeton NJ, Princeton University Press, Bollingen Series XCIX, 1997)) Как алхимическую Mutus Liber («Немая книга» - один из самых известных алхимических трактатов, состоящий из 15 гравюр без текста), Старшие Арканы Таро можно рассматривать как рисованный символический текст, представляющий собой типичные переживания, виды жизненного опыта, с которым человек сталкивается на извечном пути к самореализации. И если рассматривать Таро не с точки зрения оккультизма, а как уникальный в своем роде продукт коллективного творчества, а также как универсальную символическую систему, способную служить инструментом для изучения закономерностей общественного и индивидуального психического развития, мы сможем обеспечить себе доступ к ещё более целостному восприятию такого сложного явления как бессознательное. Итак, метод Направленного алхимического воображения для более глубокого восприятия лучше представить в виде параллели между этапами алхимического процесса, Старшими Арканами Таро и этапами прихокоррекционной работы в Направленном алхимическом воображении: Нигредо.
Нигредо. (лат. Nigredo), буквально «чернота» — алхимический термин, обозначающий полное разложение, либо первый этап Великого делания (создания философского камня). Аллегорией нигредо в алхимической символике обычно являлся ворон или черное солнце. В алхимии чаще всего Нигредо определялось как этап полного разложения (почернения) исходного первовещества. Считалось, что, как тьма содержит в себе возможность света, так и в этой массе кроется возможность получения Философского Камня. С психологической точки зрения целью данного этапа является изъятие проекций «Я» воображающего из «внешнего» мира и формирование психологически устойчивой позиции «Я» для возможности в дальнейшем выхода за пределы собственных психологических ограничений. Нигредо является начальной стадией любого процесса, в котором происходит трансформация, превращение форм. Алхимические превращения обоснованы взаимодействием двух составляющих первого этапа алхимической работы первоматерии или Меркурия и первоначальных элементов. Первоматерия (Меркурий) алхимиков - это всеобщие качественные принципы мужского (Сера) и женского (Ртуть-Меркурий) начал. В XV веке, благодаря работам известнейшего врача и алхимика Парацельса, к ним добавилась третье начало — «Соль» (движение). Следующим условием, обеспечивающим успех Великого Деланья, является присутствие в работе первоначальных элементов (Огнь, Вода, Земля и Воздух) Первоначальные элементы — это состояния, качества, свойства первоэлементов: Земля (твёрдое состояние тела), Огонь (лучистое состояние), Вода (жидкое состояние), Воздух (газообразное состояние). (О психологической роли первоначальных элементов в направленном алхимическом воображении более подробно можно ознакомиться в моей статье «Волшебные дары бессознательного»). Итак, по мнению алхимиков в начале алхимической работы все должно основательно перегнить, как компост, распасться на разрозненные частицы — исходный материал для свободного творчества созидательной силы. Всякий процесс превращения сначала ведет к распаду или начинается с него. В нигредо человеку кажется, что на его глазах мир разваливается на части, особенно болезненно он переживает кажущуюся нескончаемость нигредо. В рамках данного этапа в направленном алхимическом воображении, как и в алхимии в целом, чаще всего используются следующие алхимические операции: 0. кальцинация ("прокаливание")
Первоматерия и Плерома. Первоматерия - это исходный материал для создания Философского Камня. Первоматерия в алхимии выражена в виде трёх принципов - Соль, Ртуть и Сера. Алхимическую триаду «Соль, Ртуть и Сера» в своей работе "Психология и алхимия" К.Юнг идентифицирует как архетипическую Троицу, где Сера представляет мужской принцип, Соль — женский, а Ртуть — андрогинный, объединяющий противоположности воедино. Алхимические характеристики этих принципов олицетворяются в аналитической психологии в виде трёх архетипов - Пуэр, Трикстер, Мудрый Старец. Взяв за основу таблицу известного исследователя алхимии А. Пуассона, несколько изменив подход, учитывая интересующие нас архетипы, мы получаем следующую схему: Итак, объединение трёх архетипических фигур: Пуэра, Трикстера и Мудрого Старца символизирует алхимическую Tria Prima, которая в объединении формирует архетипическую фигуру Меркурия, главного героя алхимического процесса (Великого Деланья). В Таро Аркан Дурак (Глупец) связан с архетипом Пуэр (Божественное Дитя), и с ним миф о божественном ниспослании ребенка для просвещения человечества. Образ вечно юного бога чрезвычайно распространён в различных мифологических системах, он отождествлялся с Адонисом, Вишну, Митрой, Осирисом, Эротом и.т.д. Однако наиболее яркой иллюстрацией архетипа Пуэр в мифологии, безусловно, является античный бог Дионис. Дионис (Бахус, Вакх) в греческой мифологии бог плодоносящих сил земли, растительности, виноградарства, виноделия. Дионис, персонифицированный в таро арканом Дурак, выражает всю многомерность человеческого потенциала. Это начало с нуля, новый шанс, новые впечатления, новый способ восприятия мира, новые возможности. Также Дурак символизирует начало приключения, время перемен. Дурак - это всегда оригинальность, открытый к новому разум, оптимизм, умение удивляться, быть свободным от предрассудков. В широком смысле Дурак выступает символом нового жизненного этапа человека. Архетип Пуэр связан с одной из субстанций «первоматерии» алхимиков – Солью. В алхимии связь Вечного Дитя с Великой Матерью мы можем обнаружить уже через материнскую символику и её производные (порождения): земля и вода - морская соль и соль земли. В философской алхимии Соль является космическим принципом. В силу своего положения в тройке, она связана с женской, лунной стороной, её верхней, светлой половиной. Поэтому нет ничего удивительного в том, что Соль является одной из трёх составляющих таинственной субстанции, которую алхимики называли Первоматерией. Основная миссия Пуэра в направленном алхимическом воображении – это детерминирование психического развития фантазирующего и стимулирование "вечного" движения в развитии вперёд, характеристика, полностью совпадающая с характеристикой алхимической Соли, заключающейся в её динамичности. Поэтому в направленном архетипическом воображении Пуэр выступает в качестве фактора концентрации на будущих событиях в жизни фантазирующего, также Пуэр выступает в качестве мотива оживления, одушевления, очарования и обновления составляющих фантазийных переживаний и опыта. Следующий архетип - Трикстер, плут-озорник, "сниженный" двойник Бога Творца и культурного героя. Аркан Маг, персонифицирующий Трикстера в Таро, представляет собой алхимического и мифологического персонажа - Меркурия (мировой творческий дух). Архетип возмужавшего сына, способного добиваться своей цели, через постоянные изменения с помощью силы воли. Маг - вечный "экспериментатор", который познаёт мир методом проб и ошибок, он постоянно движим желанием освоить что-то новое. Маг - Трикстер актуализирует у окружающих способности к использованию творческих сил. Маг обладает зачастую чрезмерной уверенностью в себе и проворностью, он всегда стремится быть на виду, и легко приспосабливается к переменам. В широком смысле символизм Мага - это указание на жизненный путь, следуя по которому вы должны наблюдать, экспериментировать, оставаться восприимчивым, совершенствовать свои навыки и учиться управлять окружающим вас миром. Трикстер - демонически-комический дублер культурного героя, наделенный чертами плута, озорника. Образ Трикстера универсален и находит своё отражение во всех мифологических системах: в античных мифах это Гермес (Меркурий), у кельтов Луг, у индийцев Хануман, в индуизме черты Трикстера мы можем обнаружить в верховном божестве Шиве, у египтян бог Тот, который отождествлялся с античным Гермесом. Результатом взаимного воздействия египетской и эллинистической культур стало возникновение мифологического образа Гермеса Трисмегиста («Гермеса Триждывеличайшего») - центральной фигуры герметизма и легендарного основателя алхимии. В некоторых мифах один и тот же герой дублирует свои деяния демиурга неудачным подражанием, обманом и т.п. (у североамериканских народов Ворон и Койот, селькупский Ича, Хувеапе у банту и др.). В других демиург и Трикстер — близнецы, один создает все полезное, другой, подражая брату, — вредное (Кабинана и Карвуву, Прометей и Эпиметей, Осирис и Сет и т.п.). Демонические (вредоносные) черты Трикстера очевидны в образах противников демиургов в дуалистических мифах, у скандинавского Локи и славянского чёрта (одно из его эвфемистических названий — шут), а также сказочных (Эква-Пыгрись и др.), карнавальных и т. п. персонажей. Связь архетипа Трикстера с алхимической субстанцией первоматерии Ртутью обнаруживается уже в названии (вторым названием алхимической Ртути является Меркурий - античная персонификация Трикстера) и далее, по ходу знакомства с характеристиками Ртути, эта связь только усиливается. Подробно связь Трикстера - Меркурия в алхимии описана работе К. Юнга "Дух Меркурий". Для средневековья Ртуть была выразителем Меркурия — высшего и низшего Бога одновременно. Ртуть для алхимиков — это воплощённый парадокс: она одновременно ведёт себя, как металл и как вода. Кроме того, способность ртути самостоятельно испаряться делала её в глазах адепта материальным воплощением духа. Для современного сознания подобные аналогии выглядят несколько странно, но средневековый человек не обладал научными знаниями, а потому металлы, будучи чем-то совершенно непостижимым, были и идеальным экраном для любых психологических проекций. Аспект Ртути Меркурия очень противоречив и часто проявляется в любом металле. Это создаёт немалую путаницу для интерпретирующего, однако, говоря непосредственно о ртути, чаще всего акцентируется парадоксальность, противоречивость, творческая иррациональность самого бессознательного. Ртуть начинает заливать рекой наши сновидения и включает особое воображение, когда от нас требуется отказаться от своего рационализма, и открыть душу для целительного преобразования. Помимо того, Меркурий обладает андрогинной природой и в мужской психике, как правило, проявляет себя с фемининной стороны, как Анима, а в женской является носителем мужского (маскулинного) начала в качестве Анимуса. Таким образом, основной миссией Трикстера в направленном алхимическом воображении является побуждение фантазирующего к действию в случае ситуации "застревания", а также деятельность, способствующая формированию гармонии (гармоничной связи) между сознанием и бессознательным. В направленном алхимическом воображении для обретении фантазирующим баланса между высокой мудростью архетипического содержания фантазий и простотой обыденной, окружающей фантазирующего, жизни помощь Трикстера становится просто незаменима. Мудрый Старец - это образ смысла и мудрости, как и Сера алхимиков, которая представляет активную субстанцию Солнца. Аркан Отшельник олицетворяет Мудрого Старца в Таро. Отшельник, как и Мудрый Старец, символизирует человеческую мудрость, в которой происходит переоценка полученного в течение жизни опыта, которая при спокойном её изучении может привести и к новым открытиям. Удалившись от общества, отстраняясь от ежедневной рутины, проводя своё время в одиночестве, обладая терпением, осмотрительностью и вниманием к деталям, Отшельник в процессе поиска глубинной истины постигает тайну человеческой жизни. В общем смысле Отшельник символизирует весь опыт и мудрость, что были обретены человеком в течение всей жизни. Образ Мудрого Старца вслед за Пуэром и Трикстером также получил широкое распространение в различных мифологических системах. Так, в германо-скандинавской мифологии мудрость олицетворяет охраняющий источник мудрости древний великан Мимир, в аккадской мифологии - бог мудрости Набу, в индуизме - Брахма, одной из персонификаций Мудрого Старца в египетской мифологии является ранее уже упоминавшийся Тот. Однако, на наш взгляд, наиболее яркую и имеющую непосредственную связь с алхимией иллюстрацию образа Мудрого Старца в мифологии мы можем обнаружить в античной мифологии в виде бога Сатурна. Сатурн отождествлялся с греческим Кроносом (пожирающим своих детей), что дало повод интерпретировать его как неумолимое время, поглощающее то, что породило, или как семя, возвращающееся в породившую его землю. Сопоставив характеристики архетипа Мудрого Старца с характеристиками античного бога Сатурна и приняв во внимание метафорические аналогии в алхимии, мы получаем возможность удостовериться в их полном или частичном совпадении с характеристиками третьего компонента Tria Prima - Серы. Сера (как и Меркурий) является одним из бесчисленных синонимов prima materia. Она — это "дух металлов", вместе с Ртутью, другим "духом природы", образующая два принципа и материю металлов, поскольку эти два принципа сами являются металлами. Эта таинственная субстанция предоставила возможность для множества общих рассуждений в алхимической литературе, в которых не раз звучала мысль о том, что Сера представляет активную субстанцию солнца, или, если говорить языком психологии, фактор мотива в сознании, что, очевидно, указывает на схожесть характеристик Серы и архетипической структуры, получившей своё воплощение в образе Мудрого Старца. В аналитической психологии архетип Мудрого Старца, как уже нами ранее упоминалось – это, прежде всего, образ смысла и мудрости. В юнговской терминологии Мудрый Старец есть персонификация мужского Духа. Фигура Мудрого Старца часто проявляется в образах духовного учителя, гуру, волшебника, доктора, священника, т.е. лица, обладающего авторитетом. Когда необходимо понимание, самоанализ, добрый совет, планирование, но своих ресурсов на это человеку не хватает, то архетип духа может появиться в образе человека, карлика, гнома или животного. В некоторых сказках первобытных народов просветляющая природа архетипа Мудрого Старца выражается в том, что старец идентифицируется с Солнцем (что вновь роднит архетип Мудрого Старца с алхимической Серой, которая олицетворяла в первоматерии мужской «солнечный» принцип). В одной североамериканской сказке старец — это лекарь, который владеет огнем. В духе есть аспект огня, как мы знаем по языку Ветхого Завета и по легенде о Троицыном чуде. Итак, Мудрый Старец выступает в направленном алхимическом воображении в качестве фактора мотива в сознании — с одной стороны, волю, которую лучше всего рассматривать, как подчиненный сознанию динамизм, а с другой стороны — непреодолимое влечение, невольную мотивацию или импульс (интуиция), начиная с простого интереса и заканчивая настоящей одержимостью в познании сути вещей, ведущей к осознанию, а через осознание и к последующему разрешению внутриличностных конфликтов фантазирующего. Все три архетипа, после установления надёжной связи с фантазирующим, способны к выполнению следующих архетипических функций: помощники, провожатые, спасители, дарители, указатели, провокаторы (провокация используется с целью выведения из тупика) и т.д. Разнообразие этих функций и частота проявления в фантазиях архетипических фигур Пуэра, Трикстера и Мудрого Старца полностью зависят от потребностей внутреннего бессознательного (воображаемого) мира фантазирующего. Этап работы с архетипами Пуэра, Трикстера и Мудрого Старца связан с алхимическим процессом кальцинации ("прокаливание"). Кальцинация - это прокаливание на открытом воздухе неблагородного металла или другого исходного вещества. Это операция подготовки материла к будущим алхимическим трансформациям. И на первом этапе направленного алхимического воображения происходит знакомство (подготовка) фантазирующего с его внутренним архетипическим миром. Это знакомство осуществляется, прежде всего, через взаимодействие с архетипическими фигурами (помощниками): Пуэра, Трикстера и Мудрого Старца, с целью подготовки фантазирующего к взаимодействию с архетипической средой и обретения в лице этих трёх архетипов надёжных помощников в его будущих архетипических путешествиях. Реализация метода направленного алхимического воображения на практике показала, что на этом этапе фантазирующий демонстрирует психологический материал, способный дать психологу достаточно обширное представление об основных внутриличностных проблемах, переживаемых фантазирующим. В связи с этим, первый этап работы в направленном алхимическом воображении, помимо прочих, несёт и диагностическую функцию. И, следуя традиции герметистов, процесс кальцинации определяется как нулевой (внепорядковый), в силу того, что он выступает, по аналогии с арканом Дурак в Таро или Змееносец в астрологии, как начальный процесс, предваряющий алхимическую работу, так и процесс, завершающий его. В случае необходимости (если какой-либо из архетипов демонстрирует наличие проблемы), на данном этапе алхимического воображения производится "излечение" внутреннего помощника (или помощников) и обретение от них даров, которые могут пригодиться фантазирующему в его дальнейшем внутреннем путешествии. Сама работа в направленном алхимическом воображении на постоянной основе осуществляется в плероме. «Плерома (Pleroma) — термин, введенный гностиками, использовался Юнгом для обозначения «места» за пределами пространственно-временных представлений, в котором угасают или разрешаются все напряжения между противоположностями. В отличие от целостности или индивидуации, плерома оказывается изначальной данностью, а не достижением». В направленном алхимическом воображении Плерома выступает как архетипическая персонификация психологической ориентации в Мире Воображения (Mundus Imaginalis), то есть олицетворяет первоначальные элементы алхимиков, что в рамках направленного алхимического воображения выражается в виде четырёх психологических функций ( Мышление, Чувство, Интуиция и Ощущение). Персона - Кора. Следующими операциями первого этапа направленного алхимического воображения выступает работа с архетипами Персона и Кора, где фантазирующим осуществляется выход на границы внутреннего и социального «Я» (выявление экстравертированной - интровертированной установки личности фантазирующего). В Таро архетип Персона символизирует Аркан Иерофант (Папа). Это не карта индивидуального пути, а карта примыкания к существовавшей до тебя традиции, её ритуалам и устоявшейся системе воззрений. Этот Аркан часто интерпретируют как безоговорочное доверие к авторитетам, учителям, старшим членам семьи. Он указывает путь к духовной цели – именно на этом пути, ему дана власть решать, что именно надо делать для успешного прогресса, он несет толкование закона в терминах поведения. В древности Жреца называли Понтифик, что обозначает «наводящий мосты». И его задачей было налаживание контакта между людьми и богами. Толкование Божьего закона в терминах личного и общественного кодексов поведения. Иерофант открывает людям священное знание, облекая его в доступную для простого понимания форму. В Таро Иерофант реализует экстравертированную позицию по отношению к внешним объектам. Он отвечает за процесс "самоидентификации", привыкание к социальной маске. В мифологии Персона наиболее ярко представлена образом римского бога неба, дневного света и грозы Юпитера, и не случайно средневековые рисовальщики карт Таро нередко изображали вместо Жреца (Папы) -Юпитера, а вместо Жрицы (Папессы) - Юнону. Именно Юпитер, который персонифицировал в Римской империи высшую власть, совершенствование моральных качеств, обряды, которые служили символической нитью, соединяющей отдельного человека с традициями, сложившимися в римском обществе, наиболее полно отражает архетипическое содержание Персоны в мифологии. В алхимии Персона представлена в виде одного из семи основных металлов - Олово и символизирует процесс, следующий за кальцинацией - коагуляция ("закрепление"), акт или процесс перехода к твердому состоянию. Именно коагуляция как принцип защиты от хаотического воздействия коллективного бессознательного на жизнь каждого человека наиболее полно раскрывает архитепическую миссию Персоны и её место в архетипическом пантеоне. Верховная жрица в Таро представляет архетип Коры. Верховная жрица олицетворяет как интровертированную позицию личности, так и бессознательное как таковое. Верховная жрица Кора побуждает человека к стремлению проникновения вглубь вещей, его окружающих, и погружает в исследование невидимых (бессознательных) аспектов Вселенной, пониманию высших истин, нераскрытых тайн. Верховная Жрица олицетворяет мудрость женского существа в физическом, психологическом, мистическом, и метафизическом смысле. Это способность видеть насквозь, читать мысли и угадывать прошлое и будущее. Это вечная женщина-богиня древнего мира, несущая знание и духовную мудрость самой Природы, символизирующий женский принцип, и, как минимум, равная мужчине. В мифологии Верховная жрица представлена в виде божественной триады Деметра - Персефона - Геката. Хотя подобных триад было множество например Норны (Урд, Верданди, Скульд), Парки (Клото, Лахесис, Атропос), тройная богиня доисламской традиции: Аллат, Аль-Узза и Манат и т.д. Триединая богиня - женское божество, почитавшееся многими народами Европы. Триединая богиня почиталась в формах «девы», «матери» и «старухи», которые соответствуют трем стадиям женской жизни и трем фазам Луны: молодой месяц, полная луна и убывающий месяц. В алхимии Кора представлена в виде Чёрной Луны и символизирует процесс солюции ("растворение"). Солюция - это процесс глубокого самоанализа и состояние столь же глубокого отвращения к себе. Прокаленная, затвердевшая пудра, символизирующая более устойчивые внутренние характеристики человека, растворяется в ртутной жидкости. Глубинные установки, предрассудки, пристрастия алхимика, вся структура его эмоций и реакций растворяется под действием «ртути» то есть проницательного взора бессознательного, устремленного в глубины его души. Самая трудная задача этого процесса состояла в том, чтобы найти истинную философскую Ртуть, или иными словами погрузиться в наибольшие глубины бессознательного и таким образом обрести истинную проницательность (получить более полное представление о своём внутреннем мире). В работе с архетипами Персона и Кора фантазирующим осуществляется выход на границы внутреннего и социального «Я». По сути, Персона и Кора персонифицируют экстравертированную - интровертированную установки личности фантазирующего. Персона, как коллективный фрагмент (архетип) психического, выстраивает свою форму и функцию из своего отношения с внешней коллективной реальностью. Архетип Персона, наиболее откровенно довлеющий над сознанием человека и одновременно наиболее поверхностный и доступный разумной оценке, относится к социальному образу человека. Персона персонифицирует экстернальный принцип психологической ориентации, в котором движение психической энергии осуществляется по направлению к внешнему миру. Кора (вмещающая в своём архетипическом образе женскую триаду Персефона -Деметра - Геката) как коллективный фрагмент (архетип) психического выстраивает свою форму и функцию из своего отношения с внутренней коллективной реальностью. Кора представляет архетипическую силу женского начала многими способами, прежде всего, саму женственность в ее преобразующем и посредническом аспектах. Архетип Кора, в отличие от Персоны характеризуется наивысшим уровнем отдаления (глубины) от рационального сознания и, вследствие чего, минимальной доступностью рациональной оценки этого архетипа. Архетип Коры персонифицирует интровертированный принцип психологической ориентации, в котором движение психической энергии осуществляется по направлению к внутреннему миру человека. Тень. Наконец, заключительной операцией первого этапа направленного алхимического воображения выступает сталкивание с подавляемыми личностными характеристиками фантазирующего, персонификацией которых в мире бессознательного является архетип Тень. В Таро Тень представлена Арканом Дьявол, который своей фигурой выражает саму концепцию Тени. Дьявол - это подавленные страхи, весь спектр наших разнообразных слабостей. Дьявол - это и пессимизм, и отказ искать выход из затруднительного положения, и любая чрезмерная личностная зависимость, и столь, порой, деструктивное чувство вины. Дьявол также является сосредоточием всего отвергаемого в себе – и чрезмерная привязанность к материальному, и тщеславие, и эгоизм, и жадность, и сильные сексуальные желания и страхи. В алхимии Тень представлена в виде Черного Ворона или Черного Солнца и символизирует процесс путрефакции ("гниение"). Путрефакция - заключительная операция на первом этапе Великого Делания. Алхимики называли её "Черной Вороной", "Головой Вороны", "Головой Ворона" и "Черным Солнцем", а символами ее часто выступали гниющий труп, черная птица, черный человек, царь, убиваемый воинами, и мертвый царь, пожираемый волком. Путрефакция - это обязательная операция Великого Делания, так как гниение считалось непременной предпосылкой жизни. Алхимики проводили аналогию с природными процессами, полагая, что зерно, упавшее в землю, умирает и сгнивает, благодаря чему высвобождается искра жизни и появляется новое растение. Как исследователь своего внутреннего пространства, алхимик, находясь на стадии нигредо, оказывался как бы "в материнской утробе" и был полностью замкнут на себе. Он претерпевал мистическую "смерть", которую адепты отождествляли с меланхолией - состоянием беспомощности и отверженности, духовного гниения, в ходе которого искра жизни покидает тело и душу. Цель его смерти - необходимое условие возрождения новой жизни. Его смерть – важное условие этапа путрефакции. Соответственно, основной задачей работы с Тенью – является осознание Тени. Если мы признаем ее реальность, то можем освободиться от ее влияния. Подойти к переживанию Тени необычайно трудно, т.к. на первом плане оказывается уже не человек в его цельности, а Тень постоянно напоминает фантазирующему о его беспомощности и бессилии. Признание фантазирующим своей Тени, через осознание отвергаемой части своего личного бессознательного – путь к разрешению внутриличностных конфликтов, а интеграция Тени в целостную систему индивидуальной психики является необходимым условием для обретения и поддержания человеком своего психологического здоровья. Работа с Тенью является заключительной операцией первого этапа направленного алхимического воображения, который, вслед за алхимиками в направленном алхимическом воображении, назван Нигредо. Основной целью Нигредо в направленном алхимическом воображении является изъятие проекций (в аналитической психологии проекция определена как автоматический процесс, посредством которого содержания бессознательного у индивида воспринимаются им как наличествующие у других людей) из внешнего мира с целью её последующей трансформации, и достижение первого, малого, предварительного состояния соединения. Это еще не «Великое соединение», но уже важный прорыв за пределы собственных ограничений человека. Продолжение следует…. Литература
Вирт О. Таро магов. – С.-Пб.: ООО ЭТО «Экслибрис», 2002. Зеленский В.В. Базовый курс аналитической психологии, или Юнгианский бревиарий. – М.: «Когито-Центр», 2004. Книга алхимии: История, символы, практика. – СПб.: Амфора. ТИД Амфора, 2008. Мария-Луиза фон Франц Алхимическое активное воображение. – М.: Клуб Касталия. 2016. Мифологический словарь/Гл. ред. Е.М. Мелетинский. - М.: Сов. Энциклопедия, 1991. Рафф Д. Юнг и алхимическое воображение. М.: Клуб Касталия. 2013. Эвола Ю. Герметическая традиция. – Воронеж: TERRA FOLIATA, 2015. Эдингер Э. Анатомия души. Алхимический символизм в психотерапии. М.: Клуб Касталия. 2011. Энциклопедия символов, знаков, эмблем. – М.: ООО «Издательство Астрель»: МИФ: ООО «Издательство АСТ», 2002. Юнг К.Г. AION.-М.; Киев, 1997. Юнг К.Г. Бог и бессознательное: М.: Олимп, ООО «Издательство АСТ-ЛТД», 1998. Юнг К.Г. Собрание сочинений. Дух Меркурий. – М.: Канон, 1996.
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|