Границы виктимности (поведение жертвы)

Границы виктимности (поведение жертвы).
Виктимность (от лат. Victima - жертва) - тема достаточно исследована разными областями. У нее есть место в юридической сфере, социальной службе и конечно психотерапии. Достаточно известен "Треугольник Карпмана" с его жертвой, агрессором и спасателем. Много статей описывают виктимное поведение и указывают как не быть жертвой. Не будь жертвой!!! Текст прост и понятен, но к сожалению, он не работает. В этой статье, опираясь на свой практический опыт работы с данной тематикой, я опишу одну из граней виктимного поведения. Важным будет описать виктимность с точки зрения личностных границ, учитывая ранние этапы развития ребенка и процессы формирования взаимоотношений с миром. У каждого из нас есть свои физические границы в виде нашей кожи, и психические границы, которые определяют наше взаимодействие с другими людьми. В этом контексте, виктимность является фактическим нарушением границ. Т.е. психологические границы жертвы нарушаются агрессором за счет своей неустойчивости, "рыхлости" и смещения. Ключевым моментом в работе с виктимностью для меня не будет вопрос: "Почему жертва позволяет не только нарушить свои границы, но и часто бессознательно транслирует возможность нападения на нее"? Основной вопрос: "Для чего"? Т.е. что жертве дает такого рода сознательное или бессознательное, поведение и мышление? Какую потребность обеспечивает такое поведение? Защитой от чего оно является?Понимание своих психологических границ происходит еще в раннем возрасте. Ребенок ощущает свои границы, через ощущения границ взрослого, находящегося рядом. Исследования М.Малер (венгерский психиатр, психоаналитик) в области сепарации-индивидуации ребенка, указывают на несколько важных этапов развития в возрасте до трех лет. Этапы: аутистический, симбиотический, сепарационно-индивидуационный (включает в себя четыре подфазы). Получив достаточно привязанности на этапе симбиоза и свободы на этапе сепарации-индивидуации, (на обоих этапах для ребенка важно постоянство взрослого объекта) ребенок получает достаточно опор и формирует свои границы "здоровым образом". При дисфункциональных отношениях в этом периоде, далее может сформироваться созависимая система, в которой нет четкости, есть вина и стыд. Соответственно, уже происходит вторжение в личностное пространство. Одной из составляющей виктимного поведения, может быть мазохистический паттерн, который так же формируется при созависимых отношениях. Нэнси Мак-Вильямс в книге "Психоаналитическая диагностика" пишет: "Термин "мазохизм" используемый психоаналитиками, не подразумевает любви к боли или страданиям. Человек, ведущий себя мазохистично, выдерживает боль в надежде (сознательной или бессознательной) на высшее благо". Т.е. есть некая цель, ради которой человек терпит и страдает. Например: для ребенка жизненно необходимой целью является поддержание отношений с родителями. Если родитель обращает внимание на ребенка только когда ему "плохо", то этот механизм плотно усваивается. Или ребенок терпит что-то, чтоб не быть изгнанником в семье, не быть наказанным и отвергнутым. Далее такой способ распространяется на все сферы жизни, и становится поддержкой иллюзии, что если вести себя как жертва, тебя заметят, или не будут "трогать". Для чего же в отдельных случаях жертва подает бессознательный сигнал агрессору? У нас есть скрытое желание всегда контролировать ситуацию или других людей, так понятно, не вызывает тревоги и неопределенности. Т.е. в детстве ребенок часто пытается угадать намерения родителей, и часто специально вызывает агрессию, для предсказуемости. Он часто может ожидать наказания (сопровождаемого чувством вины), и может первым провоцировать его. Но во взрослом возрасте, этот паттерн сохраняется, и жертва часто бессознательно "думает" что лучше проконтролировать "нападение", чем постоянно ожидать его в тревоге. Так возникает сигнал агрессору. И он постоянно подкрепляется повторением. По этой причине, многие социальные службы удивляются как жертва постоянно возвращается к агрессору (допустим жена к бьющему ее мужу-алкоголику). Для нее это единственный известный способ сохранить привязанность и отношения, который плотно закреплен нейронными связями. Поэтому текст про "не будь жертвой" не работает. Психотерапевтическая работа с виктимным поведением длительная, и включает в себя много аспектов: постоянство встреч клиента и психолога; проживание детского или более позднего опыта клиента; формирование ясных и комфортным границ личности; работа по восстановлению ощущение своей "хорошести" и независимости в отношениях; понимание своих ограничений и опор; формирование новых нейронных связей посредством переживаний в терапевтической работе.
                                                                                                                                                                                                                                                             психотерапевт                                                                                                              Валерий Вовченко



Просмотров: 395
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • В каком возрасте ребенок может всегда вести себя в соответствии с "хорошо","плохо" ?
  • Пока есть родитель "страх", всегда будет ребенок "ложь"
  • Выйти из замкнутого круга "жертва" - "агрессор" - "жертва"
  • Любовный треугольник. Роли "родитель","ребенок", "взрослый".
  • Разница между "Любить себя", "Быть эгоистом", "Быть альтруистом"
  • "Мой 2-х летний ребенок меня бьет". Из цикла "Агрессия ребенка"
  • "Визуализация границы" - техника диагностики актуального состояния личных границ
  • Сказка-упражнение "про зАмок". Метафорично про свои границы и отношения с другими.
  • Кто ты: "пассажир" или "творец своей жизни". Анализ фильма "Пассажиры"
  • Что делать, если поведение ребенка "ни в какие рамки", а наказание не работает?
  • Эмоциональная зависимость (Ваш партнёр-"мученик", "жертва")
  • Дверь в спальню."Охотники"и"жертвы"как способ существования партнеров в браке.Часть1
  • Баланс "Хочу", "Могу" и "Надо": с чего начать?
  • Дверь в спальню. "Охотники" и "жертвы" как способ существования в браке. Часть 2.
  • Метафорические карты"Персона", "Хабитат", "Роботы" в работе с эмоциями.
  • Правильные отношения? Может "да", а может "нет", у каждого свой взгляд.
  • Большая разница в возрасте - "плюс" или "минус" в отношениях?
  • Как НАСЛАДИТЬСЯ формирует "иметь" и "быть сытым". Пятое движение любви.
  • Может ли страдание быть "нормальным" и "патологическим"?
  • Быть счастливым в отношениях. "Золотое" и "алмазное" правила этики
  • Цена выбора в токсичных отношениях: Быть "хорошей" или "плохой"
  • Как "плохая мама" превращается в "достаточно хорошую маму"
  • Как научиться говорить "Нет" и выстроить свои личные границы!
  • Как научиться отстаивать свои границы. Или как сказать хаму "ша".
  • Авторская техника "Синематограф" ("Соре", "Персона","Он")
  • Поведение людей в критической ситуации: почему не "сама хотела" и "сама виновата"
  • "Как не потерять себя в отношениях?" Или: "Немного эгоизма не повредит"
  • Возьмите свою жизнь в свои руки! Как правильно выстроить личные границы, учимся слову "нет"!
  • "ЧТО ВЫ ЧУВСТВУЕТЕ?"-почему психолог часто задает этот вопрос
  • Возможно ли вытащить себя из "болота болезненных эмоций"? Да, если "созрел".



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь