|
Зависть в тениАвтор статьи: марина мацкевич
Зависть в тени. Тень (в психологическом значении) имеет, как светлую, так и темную стороны. Тень может быть низменной или подлой. В ней чаще всего звучит мотив базового инстинкта, инстинкта выживания или продолжение рода. Но глупо слепо следовать ему. Иначе есть вероятность уподобиться клещу, который реагирует только на запах животного пота и ждет этот сигнал годами, сидя на ветке или травинке, чтобы вкусить теплой крови для своего размножения. Она же, тень, может подталкивать нас к росту вверх по спирали эволюции. Тут важно быть с открытыми глазами и держать ухо востро. Спасибо снам, столько нового начинаю понимать благодаря им. Вот и на этот раз. Стала разбираться с приснившимся мне подлецом, который написал и опубликовал в газете (!) грязный пасквиль обо мне. Решилась стать я этим богомерзким человеком и узнать, что за личности гуляют в тени моего эго. По-честному примерила на себя эту неблаговидную роль, тут же почувствовала самую черную зависть и ядовитую злость. Внутри зашевелились мысли, как змеи: «Они там..! А я – тут..! Но почему им такое счастье!!! Они придурки и неумехи, а я умна (хотя об этом никто не знает). Я выполняю требования и правила начальства, правительства, родителей, друзей … (список можно продолжить). А они все нарушили, наплевали на всех! Ату их! Пусть пострадают. Ничего, в следующий раз умнее будут». Яростное желание – уничтожить, чтобы не видеть, настойчиво требовало своего исполнения. За этими чувствами и мыслями стояло дитя, чьими интересами в свое время пренебрегали родные и близкие. Ему тогда не хватило смелости открыто отстаивать свои интересы, ведь так и одному можно остаться! А это так страшно. Поэтому он задвинул свои потребности и интересы подальше, в самую глубину. Отставил свои желания в сторону, приучил себя выполнять пожелания других людей, стремясь к чуждым для него целям, приноровился жить чужими интересами. При этом глубокое, экзистенциональное чувство одиночества отошло, как бы поблекло, может даже растворилось в суматохе всяких дел и забот, приключений и развлечений. Но стоит остановиться, остаться одному без гаджетов, «друзей» и компульсивной деятельности, как, тут же это одиночество проявляется, уплотняется и становится угрожающе реальным. Оно накрывает с головой, сердце при этом щемит неясной тоской, мысли скачут в панике и накатывает страх, необъяснимый, все подавляющий. Нет! Скорее включить телевизор, позвонить подруге, початиться. А про это нехорошое, неприличное чувство, про зависть, забыть и никому не говорить. Воспитанные, самодостаточные люди не завидуют. Ну разве что немного "белой завистью". (различие см. в примечании 2). Это не я завидую, а они ведут себя неправильно. Если же я принимаю это непопулярное, осуждаемое всеми чувство как мое. Говорю себе: это я чувствую, это моя теневая завистливая фигура. Она прикрывает мою робость, мою зависимость от других, мое предательство собственных интересов, мою несостоятельность. И тогда я могу внимательно рассмотреть - чему же я завидую. Пойму и увижу, в какой области я отвернулась от самой себя.
На теневой стороне скрываются устрашающие и завораживающие открытия. Черная зависть – одна из них. Она, как въехавшая во двор короля Артура на хромом муле омерзительная женщина, обвинившая прекрасного, всеми признанного рыцаря Парсифаля в том, что из-за него плачут вдовы и сироты и поля стоят необработанными. Это учит смирению и юмору. А как же без него примерить на себя грязную, презренную личину Зависти? Еще древние римляне точно знали, как выглядит Зависть: «Бледность в лице разлита, худоба истощила все тело, Прямо не смотрят глаза, чернеются зубы гнилые; Желчь в груди у нее, и ядом язык ее облит. Смеха не знает, – подчас лишь смеется, увидев страданья. Нет ей и сна, оттого что ее возбуждают заботы. Видит немилые ей достиженья людские и, видя, Чахнет; мучит других, сама одновременно мучась, – Пытка сама для себя». (Овидий, Метаморфозы). В Средневековье, в аллегориях ее обычно изображали худой, костлявой старухой с отвисшей грудью, часто — косоглазой: «с терниями на голове и змеями в руках». Она гложет собственное сердце или внутренности; с раздвоенным языком или змеёй, выходящей изо рта; со змеями в волосах, подобно горгоне Медузе.
Примечание 1. В греческой мифологии богом соперничества, ревности и зависти был Зел, сын титанов: Стикс, олицетворение первобытного ужаса, и Палланта, А его сестрой была богиня победы Нике, так же богиня Бия, персонификация насилия . Примечание 2. И. Кант делил зависть на черную зависть (когда у завидующего имеется стремление лишить блага другого) и просто недоброжелательность (белую). Выделяют и другие виды зависти. Говорят, например, о «незлобной» зависти, когда человек хочет иметь то, что имеет другой, но при этом не испытывает к другому враждебного чувства. Как в «злобной», так и в «незлобной» зависти присутствует желание завидующего устранить неравенство. Но, как отмечает Дж. Нью (Neu, 1980) в первом случае человек говорит: «Я хочу, чтобы Вы не имели того, что имеете», - а во втором: «Я хочу иметь то, что Вы имеете». Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|