Социальные мифы об эффективности

Вчера мы установили, что мифологическое понятие эффективной деятельности опирается на обоснование управления нижестоящими, но для каждого из нас эффективна будет та деятельность, которая приближает нас к нашей цели. А в этом  могут помешать внешние мифы и их воздействие.  Именно мифы в любом их виде заставляют нас выбирать тот или иной путь достижения цели.

В этой статье я связываю понятие эффективности с личным восприятием клиента специалиста ДО и ПОСЛЕ выполненной им работы, в конце упомяну и про оценку специалистом самого себя.

Начать разговор хочется с описания того, какие присутствуют вокруг нас коллективные представления. Социальные мифы довольно легко заметить, они четко передаются из уст в уста, также их используют в рекламе, но об этом позже.

Вообще, социальные мифы как основа манипулирования - вещь вполне доказанная, на этом я не буду оставливаться, скажу лишь, что чаще всего с этим мы сталкиваемся в рекламе через различные СМИ.

1. Пока вы еще не выбрали

Мне представляется полезным увидеть каждый из этих мифов в форме критерия выбора. Сайты, предоставляющие различные услуги, в описаниях специалистов используют примерно одинаковый набор характеристик, по которым потенциальные клиенты могут признать для себя того или иного специалиста заведомо эффективным (то есть, соответствующего их цели).

 Если рассматривать эффективность рабочей деятельности и задаться вопросом «Как сделать свою работу эффективной?»,  можно сразу выделить несколько убеждений, лежащих на поверхности, начинаются они со слов «Хороший специалист – это тот, кто:

  • Имеет соответствующее образование (этот факт подтверждается лишь документом)
  • Имеет соответствующие навыки (оценить почти невозможно, если сам не знаешь тонкостей этого дела, однако, иногда для этого спрашивают, сколько лет человек в профессии)
  • Оказал благоприятное впечатление на кого-то (феномен доверия отзывам и рекомендациям знакомым, кому-то помогло, может и мне поможет, хотя это не даёт стопроцентной гарантии положительного результата)
  • Оказывает благоприятное впечатление на нас лично (у нас уже построен в голове желаемый образ, который хочется воплотить в жизнь)
  • Имеет множество регалий или занимает уважаемую вами должность (этого специалиста признали такие-то инстанции, значит, и я ему могу доверять)
  • Я просто много слышал об этом специалисте, его имя, образ мне привычен. Ему я больше доверяю.
  • Может я что-то ещё упустил? Напишите в комментариях.

При анализе данных мифов, сразу хочу отметить, что ни один из них не дает исчерпывающего ответа на вопрос будет ли для вас этот человек эффективен, они призваны помочь вам нащупать свой профессиональный путь или найти компетентного специалиста, но могут даже ввести в заблуждение.  

Например, получить по гуманитарной дисциплине диплом, к сожалению, можно практически ничего не понимая в этом деле; регалии отражают хорошие отношения в профессиональной среде, а не профессионализм; привлекательный образ является следствием хорошей маркетинговой кампании. Да и бывают просто нечестные люди, склонные к манипуляциям.

Тем не менее, обращать внимание на данные пункты все-таки нужно, но не принимать их за железную гарантию именно из-за их свойства "образности". Особенно полезно, если каждый из этих пунктов будет воспринят, но в соответствии именно с вашей системой ценностей.

В разные периоды, каждый из этих мифов был более или менее «модным», сейчас каждый из них в той или иной степени присутствует в обществе, но наиболее часто реклама идёт через создание образов в интернете (Пункт 4). Мы настолько привыкли оценивать что-либо исходя из образа, что иногда он неотличим от реальности.

Для этой цели крупные кампании нанимают тех, кто пишет благоприятные отзывы, выстраивают психологически выверенный план рекламной кампании, сетевой маркетинг создает пирамиды. После открытия феноменов бессознательного, коммерция пустила в ход давление на примитивные инстинкты человека: до сих пор в явном и скрытом виде, сексуальные мотивы присутствуют в большей половине рекламных продуктов. Реклама идёт туда, где у нас больше доверия, и она еще не приелась, где она может вызвать сильные эмоции. Главная цель – вызвать доверие к бренду или конкретному специалисту.

Рекомендации.

Для потенциальных клиентов я бы рекомендовал основное: не торопиться. Отдавайте себе отчет, что в вашем сознании реклама строит определенный образ, который является результатом воздействия извне. Является ли этот образ достаточно реальным или полностью смонтирован из фантазий? Согласуется ли этот образ с вашей целью? Полезно строить образ не столько по рекламному баннеру и самопрезентации, сколько из личного впечатления от общения с конкретным человеком: понимает ли он вас, слышит ли, хочет ли вообще помочь?

Также полезно самому себе искренне ответить на вопрос: «Чего я хочу достигнуть?», «Что хочу получить?» ещё до того, когда вы начали что-либо искать, это может помочь уклониться от навязчивого и скрытого давления.

Для примера, в психологической работе я стремлюсь удлинить ту стадию общения, которая предшествует непосредственной работе: я выясняю желаемую цель клиента, его состояние, ожидания от сегодняшнего дня, почему он выбрал именно меня и прочие вопросы, которые очень важны для закладывания фундамента нашей работы. Кроме того, я говорю и о самом процессе: как все организовано, на что можно и нельзя рассчитывать, как все будет проходить. Таким образом, я устраняю нереалистические ожидания, представления обо мне и психологической практике, да и самому клиенту приятно, когда его поняли правильно, и мы оба теперь будем идти в нужном направлении, а не «хаотично болтаться» или «висеть в воздухе».

2. После того, как вы выбрали.

После проведения работы ваш клиент всегда, осознанно или бессознательно, будет сравнивать желаемый образ достигнутой цели с тем, что получил на выходе. Кстати говоря, эти образы могут совсем не совпадать и тут уместно вспомнить поговорку «клиент всегда прав». Она не о том, что клиенту необходимо подчиняться, она о том, что его желаемый образ видения цели должен быть взять за основу работы, а не ваш, пускай вы и могли бы предложить ему что-то более стоящее. Иначе клиент просто будет недоволен.

Исходя из этого, основная рекомендация специалистам для того, чтобы клиент вас признал эффективным: особое значение уделяйте желаемому образу достигнутой цели вашего клиента, соизмеряйте её со своими возможностями как специалиста и честно говорите об ограничениях.

Также уместно упомянуть феномен восприятия самого себя с точки зрения оценки эффективности собственной деятельности. Молодому или новому специалисту (а подобные вопросы чаще всего присутствуют у них) всегда очень трудно оценить свою деятельность, так как его профессиональные ориентиры находятся еще в стадии формирования и на первый план выходит его самооценка как компас для дальнейшего продвижения.

Для лиц с неустойчивой самооценкой характерно искажение своих достижений в меньшую или большую сторону (депрессивное или нарциссическое защитное реагирование), для лиц с адекватной самооценкой – фоновая тревога и ощущение пустоты, которое обычно заполняют через обращение к старшим, авторитетным коллегам, запрашивая мнение клиентов или читая специализированную литературу.

                Что ж, я надеюсь, мы смогли глубже проникнуть в тему эффективности нашей работы, которая на деле оказалась не столь страшной и тяжелой, как это представляют нам требовательные родители и школьные учителя, которые хотят, чтоб их ребенок добился гораздо большего, чем они сами.



Просмотров: 255
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Все, что нужно для изменений в психотерапии, это принять факт того, что они уже произошли
  • Как понять, для чего нам послан этот человек - только для опыта или все же для счастья и любви
  • Как найти свой образ или познать себя (для женщин)
  • Ведомый или ведущий? Или что для нас важно: высказаться или услышать?
  • Мысли материальны! Я всегда знала, что именно так все и будет. Мне это снилось!
  • Психоанализ предназначен для тех, кто этого хочет, нуждается в этом и может его принять
  • Что для русского хорошо, то немцу - смерть. Или что подходит именно вам.
  • Про цели, или Визуализируй - и забудь о том, что это может быть в твоей жизни.
  • Она не делает для меня того что я хочу!
  • Границы и место. Или как я ощущаю себя, когда другие не признают, что для меня это важно
  • Зачем подростку здоровый образ тела, на что обращать внимание, и как его выстроить.
  • Как заработать на том, что просто для вас (но сложно для других)
  • Бесплатные консультации — для кого они важны? Для клиента или для терапевта?
  • Как понять, что ваш ребенок будет счастлив в жизни, если ему, всего, 5 лет
  • Если каждый ответ у доски для ребенка пытка: что не хватает ему для уверенности
  • Как что-то захотеть или что делать, когда клиент не знает, что хочет?
  • Что именно является лечебным элексиром для души клиента?
  • «Делай, что должно и будь, что будет» Или «Как вести себя в трудных жизненных ситуациях».
  • Что делать, если наша мама не является для нас опорой и поддержкой?
  • Что такое цели и для чего они нужны?
  • Кто для кого, деньги для нас или мы для денег?
  • «У меня никогда не будет той любви, которая мне нужна», или что такое схема* эмоциональной депривации.
  • После нас. Что будет с психически особым человеком, когда о нем уже не смогут заботиться близкие.
  • Я хочу лучшего психолога для себя, или Как выбрать психолога. Как понять, что терапевт вам подходит?
  • Мама, которая ещё есть! Что делать после того, как ты начал прощать …
  • Схематерапия или что хочет услышать каждый Уязвимый Ребенок внутри нас
  • Что такое буллинг или как помочь ребенку, если его обижают сверстники
  • Почему мы откладываем важную для нас деятельность и что с этим делать?
  • Для чего каждый из нас родился? Или миссия жизни.
  • Образ жизни, который убивает или дает здоровье, каждый выбирает сам.



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь