|
Социальные мифы об эффективностиАвтор статьи: Александр Владимирович Смолянский
Вчера мы установили, что мифологическое понятие эффективной деятельности опирается на обоснование управления нижестоящими, но для каждого из нас эффективна будет та деятельность, которая приближает нас к нашей цели. А в этом могут помешать внешние мифы и их воздействие. Именно мифы в любом их виде заставляют нас выбирать тот или иной путь достижения цели. В этой статье я связываю понятие эффективности с личным восприятием клиента специалиста ДО и ПОСЛЕ выполненной им работы, в конце упомяну и про оценку специалистом самого себя. Начать разговор хочется с описания того, какие присутствуют вокруг нас коллективные представления. Социальные мифы довольно легко заметить, они четко передаются из уст в уста, также их используют в рекламе, но об этом позже. Вообще, социальные мифы как основа манипулирования - вещь вполне доказанная, на этом я не буду оставливаться, скажу лишь, что чаще всего с этим мы сталкиваемся в рекламе через различные СМИ. 1. Пока вы еще не выбрали Мне представляется полезным увидеть каждый из этих мифов в форме критерия выбора. Сайты, предоставляющие различные услуги, в описаниях специалистов используют примерно одинаковый набор характеристик, по которым потенциальные клиенты могут признать для себя того или иного специалиста заведомо эффективным (то есть, соответствующего их цели). Если рассматривать эффективность рабочей деятельности и задаться вопросом «Как сделать свою работу эффективной?», можно сразу выделить несколько убеждений, лежащих на поверхности, начинаются они со слов «Хороший специалист – это тот, кто:
При анализе данных мифов, сразу хочу отметить, что ни один из них не дает исчерпывающего ответа на вопрос будет ли для вас этот человек эффективен, они призваны помочь вам нащупать свой профессиональный путь или найти компетентного специалиста, но могут даже ввести в заблуждение. Например, получить по гуманитарной дисциплине диплом, к сожалению, можно практически ничего не понимая в этом деле; регалии отражают хорошие отношения в профессиональной среде, а не профессионализм; привлекательный образ является следствием хорошей маркетинговой кампании. Да и бывают просто нечестные люди, склонные к манипуляциям. Тем не менее, обращать внимание на данные пункты все-таки нужно, но не принимать их за железную гарантию именно из-за их свойства "образности". Особенно полезно, если каждый из этих пунктов будет воспринят, но в соответствии именно с вашей системой ценностей. В разные периоды, каждый из этих мифов был более или менее «модным», сейчас каждый из них в той или иной степени присутствует в обществе, но наиболее часто реклама идёт через создание образов в интернете (Пункт 4). Мы настолько привыкли оценивать что-либо исходя из образа, что иногда он неотличим от реальности. Для этой цели крупные кампании нанимают тех, кто пишет благоприятные отзывы, выстраивают психологически выверенный план рекламной кампании, сетевой маркетинг создает пирамиды. После открытия феноменов бессознательного, коммерция пустила в ход давление на примитивные инстинкты человека: до сих пор в явном и скрытом виде, сексуальные мотивы присутствуют в большей половине рекламных продуктов. Реклама идёт туда, где у нас больше доверия, и она еще не приелась, где она может вызвать сильные эмоции. Главная цель – вызвать доверие к бренду или конкретному специалисту. Рекомендации. Для потенциальных клиентов я бы рекомендовал основное: не торопиться. Отдавайте себе отчет, что в вашем сознании реклама строит определенный образ, который является результатом воздействия извне. Является ли этот образ достаточно реальным или полностью смонтирован из фантазий? Согласуется ли этот образ с вашей целью? Полезно строить образ не столько по рекламному баннеру и самопрезентации, сколько из личного впечатления от общения с конкретным человеком: понимает ли он вас, слышит ли, хочет ли вообще помочь? Также полезно самому себе искренне ответить на вопрос: «Чего я хочу достигнуть?», «Что хочу получить?» ещё до того, когда вы начали что-либо искать, это может помочь уклониться от навязчивого и скрытого давления. Для примера, в психологической работе я стремлюсь удлинить ту стадию общения, которая предшествует непосредственной работе: я выясняю желаемую цель клиента, его состояние, ожидания от сегодняшнего дня, почему он выбрал именно меня и прочие вопросы, которые очень важны для закладывания фундамента нашей работы. Кроме того, я говорю и о самом процессе: как все организовано, на что можно и нельзя рассчитывать, как все будет проходить. Таким образом, я устраняю нереалистические ожидания, представления обо мне и психологической практике, да и самому клиенту приятно, когда его поняли правильно, и мы оба теперь будем идти в нужном направлении, а не «хаотично болтаться» или «висеть в воздухе». 2. После того, как вы выбрали. После проведения работы ваш клиент всегда, осознанно или бессознательно, будет сравнивать желаемый образ достигнутой цели с тем, что получил на выходе. Кстати говоря, эти образы могут совсем не совпадать и тут уместно вспомнить поговорку «клиент всегда прав». Она не о том, что клиенту необходимо подчиняться, она о том, что его желаемый образ видения цели должен быть взять за основу работы, а не ваш, пускай вы и могли бы предложить ему что-то более стоящее. Иначе клиент просто будет недоволен. Исходя из этого, основная рекомендация специалистам для того, чтобы клиент вас признал эффективным: особое значение уделяйте желаемому образу достигнутой цели вашего клиента, соизмеряйте её со своими возможностями как специалиста и честно говорите об ограничениях. Также уместно упомянуть феномен восприятия самого себя с точки зрения оценки эффективности собственной деятельности. Молодому или новому специалисту (а подобные вопросы чаще всего присутствуют у них) всегда очень трудно оценить свою деятельность, так как его профессиональные ориентиры находятся еще в стадии формирования и на первый план выходит его самооценка как компас для дальнейшего продвижения. Для лиц с неустойчивой самооценкой характерно искажение своих достижений в меньшую или большую сторону (депрессивное или нарциссическое защитное реагирование), для лиц с адекватной самооценкой – фоновая тревога и ощущение пустоты, которое обычно заполняют через обращение к старшим, авторитетным коллегам, запрашивая мнение клиентов или читая специализированную литературу. Что ж, я надеюсь, мы смогли глубже проникнуть в тему эффективности нашей работы, которая на деле оказалась не столь страшной и тяжелой, как это представляют нам требовательные родители и школьные учителя, которые хотят, чтоб их ребенок добился гораздо большего, чем они сами. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|