1. Родители создают дома такую же атмосферу как в школе.
Часто родители думают, что дома должна быть такая же строгая дисциплина как в школе. Вот тогда можно и результат ожидать: и успеваемость, и поведение будут соответствующими. Это заблуждение. Занятия в школе для детей начальных классов – это большой стресс, к которому еще необходимо адаптироваться. Среди учеников начальной школы отмечается значительное напряжение даже при условии хорошей успеваемости и налаженном контакте с учителем и одноклассниками. Поэтому дома создаем отличную от школы атмосферу: любви, дружбы, принятия ребенка и его ошибок. Дома разрешается не знать, не уметь, не понять с первого раза, ошибаться. А мама для ребенка остается всегда мамой – добрым, любящим, понимающим другом и помощником. При таком подходе ребенок чувствует свободу, спокойствие, безопасность, интерес к новому. Он чувствует в себе силу начинать новое, пробовать, ошибаться и снова пробовать, т к знает, что он не одинок, что рядом с ним есть любящий и принимающий взрослый, с которым ничего не страшно. Только в такой атмосфере ребенок расскажет о том, что не получается в школе, чего он боится или стесняется.
2. Сейчас хорошо позанимаемся, а вот потом отдохнем.
В школе нет возможности организовывать так необходимые детям перерывы для восстановления нервной системы. А дома Вы всегда можете устраивать индивидуальный режим обучения. Вы сразу заметите характерные признаки утомления: ребенок зевает, отвлекается, задает вопросы не по теме домашнего задания, перебирает какие-то предметы. Позвольте ребенку отвлечься от занятий на 5-10 минут, например, устроив физкультминутку. Особенно это полезно для слишком тревожных и гиперактивных детей.
3. Родители выполняют «домашку» не вместе с ребенком, а вместо него, тем самым экономя время и снимая ответственность с ребенка. При этом ребенок не участвует в процессе выполнения задания, а получает лишь конечный результат: «Учись, старайся! Видишь, как у меня красиво/хорошо/правильно получилось. Надо именно так». В развитии самостоятельности своего ребенка родители должны помнить, что ответственны за выполнение домашних заданий именно дети, а не родители. Ваша необходимость наблюдать, помогать, направлять. Да, это сложнее, чем сделать самому, но крайне важно для ребенка. Четко определите рамки совместной с ребенком работы, определите, где именно нужна Ваша помощь, а где ребенок может справиться самостоятельно. Помните, что дети очень любят то, что у них хорошо получается. Поэтому отмечайте любой успех своего ребенка. Родительское одобрение всегда окрыляет, разжигает интерес, рождает новые, более смелые желания.
4. Сделать больше, чем задавали или разобрать тему вперед.
Не перегружайте школьника заданиями сверх заданного. Ребенок РАБОТАЕТ в школе достаточное количество времени, а возвращаясь из школы, продолжает работу на дому и зачастую без должного отдыха, потому что еще надо успеть в «кружок», на секцию и т д. Ребенок – целостное существо, и для его гармоничного развития кроме умственной деятельности важны также отдых, общение, движение и совместные с родителями приятные занятия.
5. Выдергивание листов из тетрадей и бесконечные переписывания с примесью критики.
«Переписывай, некрасиво написал! Будешь переписывать до тех пор, пока букву к букве не напишешь! Куда цифры завалились?! Если так и в школе будешь отвечать, все будут смеяться! Ты же девочка, ты должна быть аккуратной!» и т д и т п. Подобные высказывания не только не стимулируют умственную деятельность, но и ухудшают эмоциональное состояние ребенка, рождают неуверенность и сомнения, что он вообще когда-либо с чем-либо справится. Исключите из своего лексикона все негативные высказывания, т к они действуют как прямое внушение: «Ты не справляешься. Ты достоин насмешек. Ты не оправдываешь ожиданий. А значит ТЫ ПЛОХОЙ». Всегда помните, что перед вами – Ваш ребенок, родной и любимый, а учеба – это не ВСЁ, это только часть его жизни.
Поясню по поводу письма: письмо – весьма трудоемкий процесс для младших школьников, связанный с непрерывным напряжением. Поэтому бесконечная «писанина» вызывает утомление и отвержение от самого процесса письма.
Чтобы у ребенка сформировалась аккуратность и улучшился почерк, родителям необходимо замечать красиво и ровно написанные буквы и строчки каждый раз, когда они заглядывают в тетрадь ученика. Если видите, что ребенку сложно писать непрерывно, не заставляйте его это делать. Пусть отдыхает каждый раз, как почувствует в этом необходимость. Сконцентрировать внимание на правильном написании букв ребенку помогут прописи.
6. Родители ставят перед ребенком разноплановые задачи: «Сиди ровно!», «Быстрее соображай!», «Не качайся на стуле!», «Не дергайся!», которые ведут к противоположному результату: ребенок теряется, отвлекается, ему сложно сконцентрироваться и выделить, что же главное, что важнее. Пример: если позвать малыша, который только учится ходить, то он упадет, т к еще недостаточно развиты центры, ответственные за движение и речь, они еще плохо согласованы. Точно так же и у школьника продолжают дозревать центры согласования действий. Поэтому не ставьте перед ним несколько задач одновременно. Сами выделите главную задачу, а затем уже все остальные.
Важным условием гармоничного развития личности ребенка и его школьной успеваемости является атмосфера в доме. Обеспечьте дома комфорт, безопасность и покой, тогда и учеба для ребенка будет в радость.
С уважением и любовью, Екатерина Поколева