|
Агрессор или исследователь?Автор статьи: Бердникова Анна Геннадьевна
Добрый день! С моим ребенком начались проблемы. Я не могу справиться с его агрессией. Сыну еще нет года, а я уже теряюсь, не знаю, что делать. У него сейчас такой возраст, что он лезет везде и всюду. Например, добирается до розетки и сует туда пальцы, я вижу и говорю: нельзя! Он начинает сразу же истерично кричать, будто я бью его. Кулаки сожмет, кричит на меня, слезы - фонтаном. Розетка - это опасно, как уберечь ребенка от этой опасности и других, если он на запрет реагирует так бурно? Чтобы не теряться в воспитательных ситуациях с маленьким ребенком, необходимо утвердиться в правильности своих действий. Вы твердо уверены, что запрещаете то, что не можете разрешить? Значит, спокойно и уверенно запрещаете. Ребенок будет реагировать на Вашу твердость и спокойствие - для него это сигнал: мама знает, что делает, нужно подчиниться. Другое дело ,что в Вашем примере с розеткой не все так однозначно. Манипуляции с розеткой опасны. Однако засунуть в розетку палец даже маленькому ребенку довольно проблематично. Другое дело, если в руках ребенка длинный металлический предмет, вроде вязальной спицы, или проволока - вот тогда и замыкание можно устроить... Хотя, наверное, сложно представить себе ребенка, еще не достигшего года, с этими предметами в руках - это нарушение техники безопасности. К тому же, если розетка опасна, почему на ней нет заглушки, если она находится в месте досягаемости ребенка? Эти размышления ставят перед нами множество вопросов, касающихся организации безопасного пространства для ребенка соответствующего возраста. Тогда в Вашем "нельзя!" звучит не столько и не столько запрет, адресованный непосредственно ребенку, сколько досада на себя или окружающих, которые не позаботились о безопасности. Ребенок реагирует на происходящее возмущением: кто-то не подготовился, а я должен ограничивать свою жажду познания! Самым простым в Вашей ситуации будет пройти по помещению с ревизией и убрать ценныеопасные вещи примерно на высоту 130 сантиметров. "Вертикальный образ жизни" - это наиболее легкий и доступный способ решить сразу несколько задач, встающих перед семьей почти годовалого малыша. Ребенку для развития его познавательного интереса необходимо заниматься исследованием окружающего мира, родители призваны обеспечить безопасность этого процесса. С ребенком этого возраста пока довольно проблематично договориться - остается либо агрессивный запрет, либо постоянное переключение внимания, и то, и другое требует постоянного и неотступного контроля со стороны кого-то из взрослых. Создание безопасного пространства позволяет и ребенку развиваться в соответствии со своими потребностями, и не держит взрослого в постоянном напряжении: что опасного может попасть в руки к ребенку - ничего опасного, только интересное... Исчезает почва для конфликта - в демонстрации агрессии нет нужды. При таком подходе, если нет причин, поддерживающих истеричное поведение ребенка, истерики уйдут довольно быстро. Когда звучит: "Нет причин", имеется в виду следующее:
Тогда ничем не подкрепляемая модель поведения сойдет на нет. Ребенок экспериментирует со своим арсеналом поведенческих моделей - напротив истерики у него появится большой минус - не работает! Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|