«В поисках душевного равновесия»

«В поисках душевного равновесия»

В поисках душевного равновесия

Я помню, когда я приняла решение поступать на факультет психологии то, все что мне хотелось, это стать счастливее, чем я была. Именно жить в радости и полной жизнью было сильным мотиватором, параллельно с желанием выучиться и иметь интересную работу. Позднее это стремление завуалировалось умственной деятельностью, увлечением научными психотерапевтическими подходами и всем процессом обучения. Это было здорово и захватывающе, но после многих лет я стала вспоминать о моем изначальном намерении, обнаружив, как далека я от него.  В этой точке произошла встреча ищущего душевного равновесия человека и исследователя, увлеченного своим делом.

Позднее меня заинтересовали исследования в области нейрологического здоровья, нейропластичности головного мозга и другие новейшие открытия в этой тематике. А вместе с тем буддийская философия и психология. Как оказалось в двух этих дисциплинах можно заметить немало общего.

Открываясь новым знаниям, менялся и мой взгляд на психотерапевтическую практику. Для начала я предложила себе попробовать такие методы как телесные техники снятия стресса, медитация, визуализация, телесное осознавание. И заодно понаблюдать, как они будут сказываться на мне. Это укладывалось в задачу моей личной психотерапии, где основным фактором, мешающим мне продвигаться к более аутентичной жизни, была выраженная самокритика и непринятие условий своей жизни. Не дружественное самоотношение и сражение с окружением демонстрировали и мои клиенты. Это дало мне повод хорошенько задуматься и начать искать дальше методы работы с человеком.

Тема отсутствия доброты к себе и не принятия действительности стала мне открываться со всех сторон. Все было теоретически ясно, но не хватало опыта, как все это так хорошо усвоенное перенести  непосредственно в действие, в план проживания каждого дня. В целом этого рационального топлива хватало, но мне как чувствительному человеку необходимо было что-то еще…

И я решила более внимательно обратиться к практике медитации и телесного осознавания.  Они позволили, как бы зайти с другой стороны. Иначе подступиться к себе, не на личностном уровне с его себялюбием, а на языке форм, образов, ощущений с твердым намерением утвердиться в доброжелательном восприятии всего происходящего со мной и миром в целом.

Процесс понимания и доступ к проживанию понимаемого открывается не сразу. Работа с мыслями и идеями как метод когнитивной переоценки происходит на уровне ума. Практика медитации и телесного осознавания переводит человека на другой уровень работы нервной системы. Что выражается  в прямом переживании опыта как то, что есть и  в отступлении от привычной аналитической умственной активности. Это дает возможность больше погрузиться на уровень души, или сердца, где мы встречаемся со своими истинными чувствами, со своей аутентичностью.

Это больше похоже на то, как актер захваченный проживанием роли своего персонажа, отличается от ее обдумывания и копирования штампов.

В общем и целом в мои планы  самотерапии входило овладеть методами эмоциональной устойчивости или саморегуляции. Это слово вертелось на языке, но все-таки было мало понятно, как к ней прийти. Йога и другие духовные практики представляли для меня слабый интерес. И я занялась поиском, который удовлетворит мой вопрос, договорившись с собой о некоем самостоятельном эксперименте, где самонаблюдение будет первым помощником.

Способы саморегуляции бывают функциональные и нравственные. В буддийской психологии существует древнейшее знание о природе любого вида страдания, основанного на цеплянии за образ «Я» как неизменного и стремящегося к отождествлению с желаемым. Образ «Я» основывается на ментальном сознании и ограничивает связь с целостным восприятием себя, событий, другого человека и отношений с ним.

Например, главной помехой для моего личного умиротворения было цепляние за свои переживания как за нечто реально существующее. Объяснение, понимание, называние переживаемых чувств лишь забивало гвозди страдания, уводя меня от реальности.

Эмоциональные реакции продолжали совершать свое дело. Привязанность к чему или кому-либо, например, к объекту любви влияет на способность ясно мыслить, действовать, внося искажения в восприятие. Требуется некий внутренний наблюдатель, который сможет успокоить, отвести внимание хотя бы на небольшое расстояние от себя страдающего. И мне представляется это прекрасным способом той самой желанной саморегуляции.

Добрым средством лично для меня является размышление в идеях философии буддизма об отсутствии объективного существования всего, что я переживаю, вижу или слышу. Учитывая и понимая то, как эмоции влияют на лимбическую систему (отдела головного мозга, отвечающего за эмоции) ясно как они способны внести искажение в восприятие. Принять то, что все меняется, чувства  и мои выводы не статичны и существуют относительно, было не просто. В этом я нахожу различие западного и восточного мышления в целом. Ученые утверждают, что когда человек делает выводы захваченный эмоциями, например, чувством гнева, его восприятие искажается примерно на 90 процентов.

Принцип взаимозависимости из буддийской философии, как связи между причиной и следствием и теми условиями, которые мы сами создаем, очень импонирует мне.

Все явления взаимозависимы – причина и следствие влияют друг на друга. Когда мы осознаем эту связь и то, как она повлияла на нашу жизнь, помогает нам не впадать в крайности. Например, перестать искать объяснение неудовлетворенности в условиях жизни и других людях, обвиняя их в своих неудачах. Также стрессовым фактором и ослаблению активности лобных долей является привычка многих людей думать о себе в идеях обделенности, будто всегда чего-то не хватает для полноценной жизни. И дальнейшей погоней в попытке восполнить эту нехватку. Это тоже можно считать оптической иллюзией, всего лишь мыслью, объективно не существующей.

Все это явно не приближает к главной цели – жить в радости и благополучии. Желание смотреть на себя мягко и с любовью – доброжелательная альтернатива сражению и внутреннему расколу.

Ученые из разных стран проводят не мало исследований по поводу работы головного мозга и сознания. Но почти никто из них не может описать, каким образом человеку становятся доступны чувства сострадания, глубокой любви, способность прощать и принимать людей и события такими, какие они есть. Просто потому, что эти качества довольно сложно измерить эмпирическим путем. В чем их выводы схожи, так это в том, что нам всем от рождения присуща способность к радости и сорадованию, эмпатии, состраданию и оказанию помощи.

Позволю себе немного обратиться для объемного понимания к нейробиологии. В головном мозге, отдел, отвечающий за вырабатывание эмоциональной реакции – миндалевидное тело, участвует в обнаружении угрозы и страдания из всего поступающего информационного потока, включая мысли человека о себе, как о самом плохом человеке на свете. Миндалевидное тело или амигдалу, зачастую связывают с переживанием боли и страдания. Это перекрывает человеку возможность быть доброжелательно настроенным и альтруистичным как к другим людям, так и к себе самому.

Стык височной и теменной долей головного мозга, эта область необыкновенно важна для восприятия, чтобы понимать точку зрения другого. Данный отдел мозга помогает нам оставаться сострадательными по отношению к окружающим нас людям.

Эти знания помогают нам заметить, отчего мы прибегаем к заученным способам справляться с жизненными невзгодами, как забываем оттормозить себя, прежде чем приступить к действию. Или же включить того самого пресловутого внутреннего критика.

Дело в том, что чем выше уровень тревоги в миндалевидном теле, тем человеку сложнее смотреть на себя и свои проблемы по-доброму, с принятием и сочувствием. Сколько не объясняй ситуацию, этого все равно не достаточно и уровень тревоги не снижается. Потому как она живет в теле и в сформировавшихся привычным образом нейронных цепочках. Понимание и разумная оценка совершается в лобных долях.

Также обращаясь к открытию ученых о нейропластичности - свойства мозга изменяться под воздействием любой повторяющейся деятельности, можно обратить это знание в практику. Например, выстраивать новые нейронные связи и обучаться этому, предлагая  себе иначе обходиться с собой и окружающими людьми. Влиять на нежелательные личностные особенности и привычки, без попытки обвинить себя в них и впоследствии искоренить.

Чтобы развить в себе добродетельные качества и обучить свой мозг обращать внимание на позитивные события существуют достаточно методик и техник.

Для этого я предлагаю вновь обратиться к медитации, что я сама и сделала и практикую в настоящее время. Медитация одна из видов созерцательных практик, увеличивает масштабы сознательного опыта, благодаря чему укрепляет важные цепочки мозга. Она помогает сосредотачиваться лобным долям и становиться более организованными. В занятии медитацией, осознавая свои умственные процессы, мы учимся наблюдать за ними, не реагируя на них. Тем самым происходит порождение специфического внутреннего опыта, который и влияет на работу мозга и изменяет его структуру. Это явление называют «ясностью ума». Сознание лобных долей расширяется до такой степени, что происходит нейрологическое подавление эмоциональных цепочек мозга, т.е прекращению поведения, которое причиняет нам вред, приводит к страданию. Это способствует отступлению негативных состояний – раздражительности, тревоги и депрессии. И все это прекрасно сочетается с целями клинической психологии и других смежных дисциплин. Медитация развивает эмоциональное равновесие, а также способность любить и испытывать сострадание. Конечно, в связи с разноплановостью целей существуют и разные виды, каким образом ее практиковать. О чем я намереваюсь рассказать в последующих публикациях.

В рамках данной статьи могу лишь поделиться своим пониманием этого процесса. Вот тот самый внутренний наблюдатель, видящий и воспринимающий доступный опыт травматичных ситуаций, но не вовлекающийся в эмоциональные реакции является главным помощником и преобразователем опыта. Его основной задачей является позволить прожить, прочувствовать беспокоящий человека материал, не дав ему вновь утонуть в повторяющихся переживаниях. Встреча наблюдателя и переживающего «Я»  происходит где-то на рубеже настоящего времени, и его задача будет всегда напоминать и приводить практикующего к происходящему непосредственно здесь-и-сейчас. В этом помогает тело с его заземляющими процессами – дыханием, ощущениями, мышечными реакциями, телесными феноменами. Дело в том, что для психики нет разницы, когда произошло болезненное событие. Мы готовы переживать его вновь и вновь, как только обращаемся к нему. Тело и процессы, происходящие в нем, помогают создать условия, как бы оттоптать рубеж между прошлым и настоящим и дать возможность личности встретиться со своими переживаниями в медитативном состоянии. По моим впечатлениям, я бы охарактеризовала это пребывание в себе как надличностное.

Для моего личного опыта и в профессиональной практике можно так сказать, что я приобрела целый арсенал прекрасно дополняющих друг друга методик – аналитическая психологическая работа и ясный и конкретный доступ к истинным переживаниям и опыту человека, находящегося передо мной.

Екатерина Хлопцева,

август 2017г.



Просмотров: 461
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Гимнастика Мозга или активные действия по отношению к себе и своим проблемам
  • Чтобы научиться жить в этом мире, нужно всего лишь позволить себе иногда злиться
  • Ещё раз про Любовь. К себе. Потому что это труднее всего, и как на практике достигается, порой не ясно
  • Порнозависимость: МРТ исследования головного мозга
  • Об асимметрии головного мозга и сознания
  • Хочу, чтобы в моей жизни больше не было проблем. Вы уверены, что и правда этого хотите?
  • Практические упражнения для получения нового опыта на пути человека к себе.
  • Психофизиология здоровья. Дисимметрия и функциональная специализация отделов головного мозга
  • Смартфон головного мозга
  • Социальные сети головного мозга
  • 3 мозга человека, или Что мешает спокойно жить.
  • О связи психоанализа и работы мозга
  • Хочешь быть человеком, чувствовать биение Жизни – ври, и прежде всего, себе самому!
  • Право быть богатым.Психология денег и биологические механизмы мозга (исследования, выводы).
  • Мигрень: зависть разрушает сосуды головного мозга
  • Мигрень: зависть разрушает сосуды головного мозга
  • Психофизиология функциональной асимметрии головного мозга и межполушарное взаимодействие
  • Эффект «ореола» .ОКР (Обсессивно-компульсивное расстройство) - патология головного мозга?
  • Тайное золото тяжёлого опыта: как трагедии и разочарования помогают прийти к себе
  • Как забыть человека и перестать вспоминать все хорошее, что было между нами?
  • Больше всего мы врём самым дорогим нам людям и любимому себе!
  • Письмо себе 18 летнему (как присвоение личного опыта жизненных отношений)
  • Первые признаки деменции: как заметить, распознать, принять, чтобы помочь себе и близкому человеку
  • О доверии себе в материнстве. Из личного опыта.
  • Любовь и нелюбовь к себе и к людям. С чего можно начать работу?
  • Как быть, если в жизни ребенка не было отца или было "мало"
  • Эмоции и разум: как гармонизировать на уровне мозга?
  • У них было столько всего разного, и только любовь – всегда одна на двоих
  • Как напитки влияют на работу мозга. Эксперимент. (Ч.2)
  • ПУТЬ ОТ СЕБЯ И К САМОМУ СЕБЕ (статья о том, как выбрать для себя личного психолога)



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь