Жертва агрессора

Жертва агрессора

Обычно принято делить мир на "хорошо" и "плохо". 

Это деление привычно для нас с детства: то, что правильно делать - хорошо, или то, что доставляет удовольствие - хорошо. А то, что неправильно или неприятно - плохо. 

Это деление очень актуально для нас в период роста, взросление: оно дает ориентиры, позволяет отталкиваться от чего-то, чтоб определить свое место в мире, понять, кто ты, к кому ближе, как себя называть и с кем идентефицировать.

Позже, когда мы взрослеем, мы, по идее, раскрашиваем этот мир в разные цвета, но не всегда это получается. В стрессовой ситуации, как правило, не получается: мы возвращаемся на ступень назад (это естественный процесс) и мир приобретает опять только две градации: хорошо или плохо. 

Все то же самое касается и жертв и превледователей. 

Жертва - это тот, кого обижают. И это плохо для жертвы. Но хорошо для окружающих: жертва не может преследовать их, а потому она безобидна. 

С другой стороны жертва тоже может восприниматься со знаком "плохо" для окружающих, если они вынуждены стать спасателями для жертвы: они должны проявлять активность, даже если не очень этого хотят. Но может быть и "хорошо", для них же - спасателей, если без спасательства они не представляют себе другой жизни. 

Агрессор для окружающих - это "плохо": он не дает людям спокойно жить так или иначе заставляя их выходить из зоны комфорта. А может быть и "хорошо" - если он предлагает веселую вечеринку и все радостно на нее соглашаются, либо выполняет функцию агрессивной защиты населения...

И вот тут очень ярко проявляется отсутствие этой шкалы: "плохо" и "хорошо" относительно жертв и их преследователей - спасателей:

агрессивно защищать население можно ведь и от самого населения. И тогда кто - тот, кто нападает: агрессор, или спасатель, а, может быть, жертва, если его заставляют это делать?

 

Наличие такой неоднозначности - очень интересная сторона данной проблемы. 

Когда родители заботятся о подросшем ребенке, пуская его жить к себе (например, если дочь ушла от мужа к родителям), то они, конечно же, поступают так, как "хорошо" и "правильно": они заботятся о ребенке. Но при этом они могут диктовать свои условия пребывания у них в доме (это уже не детский дом), и тогда они  могут стать агрессорами в глазах ребенка и, шире, общества, если их требования покажутся кому-то слишком жесткими.

Однако, чем занимаются родители по отношению к себе? Они, по факту, идут на уступки, ухудшая свои жилищные условия: у них в доме, на их территории поселяется уже взрослое "дитя" со своими требованиями, которое часто ждет от них опеки, заботы, понимания, но при этом показывает уже совсем не детское поведение.

А если к этому добавить, что и родители посвятили уже энное количество лет воспитанию и выращиванию этого "дитя" и у них может просто не быть ресурсов для продолжения, то они могут оказаться в очень большой роли жертвы. 

Тогда "ребенок" становится агрессором, а они только защищаются. 

 

Это - очень частая ситуация, с которой обращаются на прием. Обычно в ней требуют однозначного решения относительно шкалы "хорошо"  и "плохо". Но решение будет зависеть от того, что мы поставим во главу угла, на чем сфокусируем внимание. 

В любом агрессорстве всегда есть жертва: условиями жизни, здоровьем, эмоциями. В любой жертвенности всегда есть много агрессивности. Как и в спасательстве, в прочем, все это есть. На чем мы фиксируемся, то и видим. 

А угол зрения на ситуацию может зависеть от многих факторов: воспитания, привычки, выгоды, социальных нормативов, ожиданий, установок и пр. пр. 

Здесь нет и не может быть объективность. Единственный вариант - понимать, из какой роли мы сейчас общаемся и зачем нам это надо. А также памятование о том, что мы вольны менять угол зрения. 

 

Ps.: мухомор - потому, что такой непонятный :)



Просмотров: 351
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • В каком возрасте ребенок может всегда вести себя в соответствии с "хорошо","плохо" ?
  • Быть мальчиком "хорошо" или "плохо"? Первая возможная травма маленького мальчика.
  • Мне то "хорошо", то "плохо" с ним. Что делать с обидами и негативом в семье.
  • Мне то "хорошо", то "плохо" с ним. Что делать с обидами и негативом в семье.
  • Самая сложная задача Родителя, что такое "плохо/хорошо" и как можно докатиться до ПРЛ или НРЛ
  • Любовники-любовницы: что такое "хорошо", что такое "плохо"?
  • Выйти из замкнутого круга "жертва" - "агрессор" - "жертва"
  • Когда кажется, что любовь нужно заслужить? А когда тебя любят, то это так хорошо, "аж плохо"
  • "NLPt-психотерапия. Практик". Шпаргалка через "Хорошо сформулированный результат"
  • Хватит говорить "у меня все хорошо", если на самом деле это совсем не так
  • Может ли страдание быть "нормальным" и "патологическим"?
  • "Мы хорошо покушали" или "Как воспитать из ребёнка невротика".
  • "Хорошо или Плохо"
  • "Если не можешь писать хорошо - не пиши"
  • Правильные отношения? Может "да", а может "нет", у каждого свой взгляд.
  • Пока есть родитель "страх", всегда будет ребенок "ложь"
  • Разница между "Любить себя", "Быть эгоистом", "Быть альтруистом"
  • Почему у тебя "всё плохо" и мир к тебе "несправедлив"?
  • Работа со страхом: "Что самого страшного может произойти, если..?"
  • Чувство вины и комплекс неудачницы: "Я хорошая, если у меня все плохо"
  • Отцы и дочери: скрытая безотцовщина или "Если б знал ты, папка, милый, как мне плохо без тебя"
  • "Хочешь хорошо жить - учись хорошо!"
  • Тайная цена жертвенности или почему плохо "быть хорошим"?
  • Хорошо ли быть упёртым? О моём участии в проекте "Сбрось лишнее".
  • Возможно ли вытащить себя из "болота болезненных эмоций"? Да, если "созрел".
  • Когда вы перестанете быть "удобной" для многих вы сразу станете "стервой"
  • Любовный треугольник. Роли "родитель","ребенок", "взрослый".
  • Важно научиться говорить "нет", даже если вы уже сказали "да"
  • "Если папа обвинил...", или "Давать ли родителям деньги-2"
  • "Мы были бы отличной парой, если бы не ТЫ" или "Почему моя жена стала Ведьмой"



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь