Универсальный метод психотерапии.

Гипотеза первая

Для начала посмотрим, зачем люди вообще обращаются к психологу. Предположу, что будет три основные категории обратившихся:

  1. Мне плохо, депрессия и прочее, в общем на грани психиатрии, но к психиатру я идти боюсь, а у вашей профессии название похожее, но вроде не такое страшное.
  2. Не справляюсь с чем-то важным, и все говорят, что с таким можно к психологу обратиться.
  3. Доктор, скажите, я нормальный(ая)? (Или как частный случай: "Скажите, кто-то другой нормальный?" Например, ребенок, родитель, супруг, итд. )
И еще предположу, что первая категория - это клиент обратившийся за лечением. Второй тип клиентов приходят за навыком - чему-то обучиться. И третьи за информацией - что-то узнать.

И сделаю еще одно предположение, что всё это некоторые уровни, на которые человек готов пойти сам, и пустить туда психолога. И что идут они в обратном описанному мной порядке:

  • Сначала человек готов просто что-то узнать, побеседовать об этом (вариант - "нормально ли это?").
  • Затем идет больше уровень доверия, и человек согласен, что надо в жизни что-то менять, новому обучаться, готов увидеть в психологе учителя, тренера, помощника.
  • И третий уровень, самый глубокий, и требующий наибольшей в приведенный примерах степени доверия - терапевтический. Когда психолог воспринимается не только как умный, знающий человек, с которым может быть интересно и полезно пообщаться, но как доктор.
Таким образом мы объединили всех клиентов психологических кабинетов в некое единое целое, но с разным уровнем доверия. С этим предположением можно спорить, утверждая, что далеко не каждому требуется помощь и интервенция психолога. Или подтверждать его, используя расхожий анекдот, что "нет людей здоровых, есть недообследованные".

Как бы то ни было, поговорим о тех, кто с полезностью психологов если не всем и каждому, но хотя бы про себя согласен.

Гипотеза вторая 

Теперь возьмём еще одну глобальную идею, которая звучит как "все проблемы из детства". С ней (этой идеей) можно точно также, спорить или соглашаться. Но привести доводы за неё легче, нежели опровергнуть. Кто ж не знает, что то, как проведёт человек первые годы своей жизни, скажется на практически на всём, что будет происходить с ним далее?

А теперь объединим две этих глобальных идеи. И получим предпосылку на терапию "всех" клиентских запросов, основываясь на том, что же в эти самые первые годы жизни человека происходило. Или, если говорить чуть более научно, то подход будет называться "Терапия нарушений привязанности".

Конечно, поскольку люди все всё-таки разные, и запросы их будут по-разному "окрашены", то терапевту-психологу необходимо будет владеть и специализацией. Например, на отношениях в паре. Или специалисты, успешно работающие и взаимодействующие с зависимостями, депрессивными состояниями, паническими и тревожными состояниями, другими личностными проблемами. И при этом у каждого специалиста будут клиенты из всех трёх описанных выше категорий: кто-то придет на посоветоваться, кто-то на поучиться и что-то новое узнать, кто-то на лечение.

Теория привязанности

Про саму теорию привязанности известно уже достаточно давно, авторство ее научного освещения принадлежит Джону Боулби, жившему в прошлом веке. А на сегодняшний день она уже достаточно сильно распространена, и нашла свое отражение или оказала влияние практически на все практикуемые школы и подходы. Мы же скажем несколько слов именно о самом "ядрышке проблемы". И приведем несколько примеров, иллюстрирующих как эта проблема может проявляться.

Для начала расскажем основные положения теории Привязанности.
Ребенок, появившийся на свет, имеет в общем-то две цели:

  1. Выжить в этом мире.
  2. Завоевать этот мир. Завоевать - в самом широком смысле этого слова.
Поскольку смысл и правда широк, то ограничимся такой всем известной ёмкой фразой - "На других посмотреть, и себя показать". То есть - проявиться в этом мире, занять своё место под Солнышком.

В качестве важного и необходимого ресурса для достижения этих целей, ребёнок получает родителей, обладающих мужским и женским началом, во всех психологических и непсихологических смыслах этих слов, будь то непосредственная мужественность и женственность, или же психологические проявления души и характера, обозначенные Юнгом как Анима и Анимус.

Активная помощь и поддержка родителей

Родители предоставляют следующее: поддержку, и принятие, питание, и тепло. Это активная позиция: накормить, одеть, пригреть, обнять.

Пассивно-активная помощь и поддержка родителей

И пассивно-активное - позволение двигаться, исследовать мир. Пассивность будет проявляться в позволении исследования. А активность - в наблюдении за границами, и активном ограничении свободы исследования в необходимом, в соответствии с возрастом ребёнка-исследователя, объеме. Потому что одно дело газету полистать, и может быть её порвать. И другое дело "поиграться" с паспортом или другим важным документом, который рвать или разрисовывать никак нельзя.

Одно дело по комнате ползать, рассматривая, что где находится, и другое дело - в розетку тыкаться.

По мере взросления и становления человека формы этого взаимодействия меняются. Иначе будет выражаться поддержка. Иначе будут определены границы исследования.

Выросший в такой семье ребёнок предположительно теорией привязанности, будет обладать необходимым для психологического здоровья, и целостной личности, ресурсом и устойчивостью, умением наслаждаться радостными ситуациями, и справляться со сложными и грустными событиями, преодолевать трудности, и грамотно обходиться с ресурсами, строить отношения, заботиться о себе и значимых других.

Проблемные же ситуации предположительно возникнут при нарушении этих двух базовых параметров: при нарушенной поддержке, и при нарушенных границах исследования.

  • Поддержка может быть отсутствующей - нет поддержки. И может быть удушающей.
  • Границы могут быть отсутствующими - можно вообще всё, и могут быть чересчур узкими и ограничивающими, не позволяющими ребенку познавать мир. Вернее, мир-то он познаёт, никуда не денется. Но при этом отношение к миру может выработаться негативное, что он (мир) слишком опасен, "следует держать ухо востро, иначе съедят".
  • Родительские фигуры могут отсутствовать совсем, или присутствовать фрагментарно, например по причине развода родителей, или еще по какой другой причине. 

Как это может проявиться?

Проявление в жизни нарушений привязанности

Итак, теоретическая база у нас, что в неблагополучных детских отношениях, зарождается база для будущих неблагополучных личных отношений. Тем или иным способом нарушенные поддержка, или свобода с родительскими фигурами будут о себе напоминать кризисами во взрослой жизни. Соответственно, кризис больше всего будет проявляться в ситуациях, где в той или иной форме будет появляться либо сложная жизненная ситуация, либо сложная родительская фигура. Сложная родительская фигура - это человек, или организация, или даже энергия, у которой будет ресурс, или на которую(ого) будет проецироваться ожидание ресурса. 

Примеры сложных ситуаций и родительских фигур (ролей)

Представитель дпс (гаишник)

Гаишник остановил на дороге, и идет в направлении машины с суровым видом. Или с доброжелательным видом. Водитель (или любой другой участник ситуации) может воспринимать гаишника как представителя власти, обладающего властью, и от которого многое зависит. Например, задержать на неопределенное время, или придраться к чему-нибудь. Или наоборот защитить, например от подрезающего хулигана, или "разрулить" создавшуюся на перекрестке пробку.

В такой ситуации человек вполне может регрессировать в детское состояние, почувствовав тревогу, или другую эмоцию, которая возникала в детстве вблизи с важным взрослым.

Работа

Сама по себе работа, как некое даже абстрактное, почти энергетическое понятие, может быть вполне тоже носителем родительской фигуры. Поскольку роль работы в жизни человека - заботиться о нём, предоставляя необходимый для жизни ресурс - деньги. А также контакты, еду (если кормят обедами), новые ощущения (командировки и проекты), итд итп.

При этом возможны и сложные отношения с родителями, проявляющиеся в отношениях с работой, или даже несколькими местами работы. Например, когда работа - как некая условность, а доход приходит из другого места. Вполне может оказаться параллелью с ситуацией, когда родитель как бы формальный, а заботится на самом деле бабушка или тётя (дедушка или дядя).

Также может быть и смена работ, как иллюстрация ненадежной связи с родительскими фигурами, которые то появлялись то бросали.
Причем в работе может быть и несколько значимых фигур. Например, сама работа - одна фигура (условно обозначим её как "мать"), и начальник как другая фигура (усл. "отец").

Деньги.

Деньги - это еще менее ощущаемая фигура, роль в жизни человека. Кто-то называет деньги "энергией", придавая им чрезвычайное значение. Другие обесценивают, говоря, что деньги ничего не значат, или даже называя их "презренными бумажками". При этом, деньги - вполне себе родительская фигура, которая может присутствовать в жизни человека в больших количествах, или наоборот, наведываться редко. У кого-то деньги свои, местные. Другого кормят иностранные - валютный заработок (некий аналог заботы других людей о ребёнке, не своей семьи).

В категорию таких фигур как Деньги, можно отнести и Здоровье. У кого-то оно всегда рядом, и заботливое. Других постоянно подводит. У третьих в какой-то момент уходит, оставляя их без себя, нездоровыми.

Кризисные Ситуации

Если в примерах про властные фигуры и родительские роли мы постарались показать перенос взаимодействия самих родителей во взрослую жизнь. То в Ситуациях человек сталкивается не с самими родительскими фигурами, а с потребностью в них.

Например, когда человек запутался, и не знает для чего он живет. Ведь это тот сложный вопрос, ответ на который не лежит под ногами, и навскидку неизвестен. И также как ребёнок обращается к родителю с вопросом "Папа (мама), как самолёт летает? Как дома строят? Почему шоколад тает?" То возникающий вопрос "Зачем я здесь?" - вполне может быть соответствующей проекцией и предъявлением потребности в родительской поддержке во взрослой жизни. Ведь он столь же сложен! Из этой же категории будут и вопросы "Выходить ли мне за него замуж? (Жениться ли на ней?)", "Где жить?", "Где работать?", и другие.

Что со всем этим делать. 

Терапия нарушений привязанности - не очень быстрый процесс. Процесс построения надежных, безопасных отношений - просто по определению не может быть "быстро и сразу". Если привести метафору, то одно дело - познакомиться с человеком, и поиграть с ним в карты у друзей на один вечер. И совсем другой процесс - узнать его и с неприглядных сторону тоже, и суметь с этим обойтись, остаться в отношениях. 



Просмотров: 387
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • В каком возрасте ребенок может всегда вести себя в соответствии с "хорошо","плохо" ?
  • Правильные отношения? Может "да", а может "нет", у каждого свой взгляд.
  • Может ли страдание быть "нормальным" и "патологическим"?
  • Пока есть родитель "страх", всегда будет ребенок "ложь"
  • Урок жизни № 1: "Завтра может и не быть..."
  • Когда женщина "звучит", она не может быть в одиночестве
  • Упражнения "Безусловная любовь к себе" и "Одно любимое дело для себя"
  • Разница между "Любить себя", "Быть эгоистом", "Быть альтруистом"
  • Может ли человек сам "вытащить" себя из депрессии?
  • Кто ты: "пассажир" или "творец своей жизни". Анализ фильма "Пассажиры"
  • Мороки в нашей жизни, или "Почему человек так сильно изменился? Он же был совсем другой."
  • "Мой ребёнок окончил школу". О том, как одно слово может изменить жизнь.
  • Фантазм "Одна жизнь на двоих" или "Все будет потом!"
  • Сколько стоит психолог (или как можно за "поболтать" такие деньги "отваливать")?
  • Почему в гештальт-терапии не может быть "сопротивления"
  • Когда вы перестанете быть "удобной" для многих вы сразу станете "стервой"
  • Где у человека находится "батарейка" энергии жизни и как она "заряжается"
  • Цена выбора в токсичных отношениях: Быть "хорошей" или "плохой"
  • Быть счастливым в отношениях. "Золотое" и "алмазное" правила этики
  • "Простите, мадам, но наш сын не может вести себя иначе!"
  • "Если папа обвинил...", или "Давать ли родителям деньги-2"
  • Быть мальчиком "хорошо" или "плохо"? Первая возможная травма маленького мальчика.
  • Как мне перестать быть "хорошей" и "удобной" для других?
  • "Хорошая жена может наскучить. Хороший муж может встать поперек горла". Это как?
  • Любовный треугольник. Роли "родитель","ребенок", "взрослый".
  • Работа со страхом: "Что самого страшного может произойти, если..?"
  • "Суть всех споров или "Мясные люди" vs "Шизотерики"
  • "Позволяйте себе быть счастливыми". О жизни и работе психолога, женщины и мамы.
  • Может ли ваш ребёнок ответить на вопрос: "Кто я?"
  • "Хочу быть счастливым человеком" или "я по другому не умею"



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь