|
Универсальный метод психотерапии.Автор статьи: Волохов Михаил Григорьевич
Гипотеза перваяДля начала посмотрим, зачем люди вообще обращаются к психологу. Предположу, что будет три основные категории обратившихся:
И еще предположу, что первая категория - это клиент обратившийся за лечением. Второй тип клиентов приходят за навыком - чему-то обучиться. И третьи за информацией - что-то узнать. И сделаю еще одно предположение, что всё это некоторые уровни, на которые человек готов пойти сам, и пустить туда психолога. И что идут они в обратном описанному мной порядке:
Таким образом мы объединили всех клиентов психологических кабинетов в некое единое целое, но с разным уровнем доверия. С этим предположением можно спорить, утверждая, что далеко не каждому требуется помощь и интервенция психолога. Или подтверждать его, используя расхожий анекдот, что "нет людей здоровых, есть недообследованные". Как бы то ни было, поговорим о тех, кто с полезностью психологов если не всем и каждому, но хотя бы про себя согласен. Гипотеза втораяТеперь возьмём еще одну глобальную идею, которая звучит как "все проблемы из детства". С ней (этой идеей) можно точно также, спорить или соглашаться. Но привести доводы за неё легче, нежели опровергнуть. Кто ж не знает, что то, как проведёт человек первые годы своей жизни, скажется на практически на всём, что будет происходить с ним далее? А теперь объединим две этих глобальных идеи. И получим предпосылку на терапию "всех" клиентских запросов, основываясь на том, что же в эти самые первые годы жизни человека происходило. Или, если говорить чуть более научно, то подход будет называться "Терапия нарушений привязанности". Конечно, поскольку люди все всё-таки разные, и запросы их будут по-разному "окрашены", то терапевту-психологу необходимо будет владеть и специализацией. Например, на отношениях в паре. Или специалисты, успешно работающие и взаимодействующие с зависимостями, депрессивными состояниями, паническими и тревожными состояниями, другими личностными проблемами. И при этом у каждого специалиста будут клиенты из всех трёх описанных выше категорий: кто-то придет на посоветоваться, кто-то на поучиться и что-то новое узнать, кто-то на лечение. Теория привязанностиПро саму теорию привязанности известно уже достаточно давно, авторство ее научного освещения принадлежит Джону Боулби, жившему в прошлом веке. А на сегодняшний день она уже достаточно сильно распространена, и нашла свое отражение или оказала влияние практически на все практикуемые школы и подходы. Мы же скажем несколько слов именно о самом "ядрышке проблемы". И приведем несколько примеров, иллюстрирующих как эта проблема может проявляться. Для начала расскажем основные положения теории Привязанности.
Поскольку смысл и правда широк, то ограничимся такой всем известной ёмкой фразой - "На других посмотреть, и себя показать". То есть - проявиться в этом мире, занять своё место под Солнышком. В качестве важного и необходимого ресурса для достижения этих целей, ребёнок получает родителей, обладающих мужским и женским началом, во всех психологических и непсихологических смыслах этих слов, будь то непосредственная мужественность и женственность, или же психологические проявления души и характера, обозначенные Юнгом как Анима и Анимус. Активная помощь и поддержка родителейРодители предоставляют следующее: поддержку, и принятие, питание, и тепло. Это активная позиция: накормить, одеть, пригреть, обнять. Пассивно-активная помощь и поддержка родителейИ пассивно-активное - позволение двигаться, исследовать мир. Пассивность будет проявляться в позволении исследования. А активность - в наблюдении за границами, и активном ограничении свободы исследования в необходимом, в соответствии с возрастом ребёнка-исследователя, объеме. Потому что одно дело газету полистать, и может быть её порвать. И другое дело "поиграться" с паспортом или другим важным документом, который рвать или разрисовывать никак нельзя. Одно дело по комнате ползать, рассматривая, что где находится, и другое дело - в розетку тыкаться. По мере взросления и становления человека формы этого взаимодействия меняются. Иначе будет выражаться поддержка. Иначе будут определены границы исследования. Выросший в такой семье ребёнок предположительно теорией привязанности, будет обладать необходимым для психологического здоровья, и целостной личности, ресурсом и устойчивостью, умением наслаждаться радостными ситуациями, и справляться со сложными и грустными событиями, преодолевать трудности, и грамотно обходиться с ресурсами, строить отношения, заботиться о себе и значимых других. Проблемные же ситуации предположительно возникнут при нарушении этих двух базовых параметров: при нарушенной поддержке, и при нарушенных границах исследования.
Как это может проявиться? Проявление в жизни нарушений привязанностиИтак, теоретическая база у нас, что в неблагополучных детских отношениях, зарождается база для будущих неблагополучных личных отношений. Тем или иным способом нарушенные поддержка, или свобода с родительскими фигурами будут о себе напоминать кризисами во взрослой жизни. Соответственно, кризис больше всего будет проявляться в ситуациях, где в той или иной форме будет появляться либо сложная жизненная ситуация, либо сложная родительская фигура. Сложная родительская фигура - это человек, или организация, или даже энергия, у которой будет ресурс, или на которую(ого) будет проецироваться ожидание ресурса. Примеры сложных ситуаций и родительских фигур (ролей)Представитель дпс (гаишник)Гаишник остановил на дороге, и идет в направлении машины с суровым видом. Или с доброжелательным видом. Водитель (или любой другой участник ситуации) может воспринимать гаишника как представителя власти, обладающего властью, и от которого многое зависит. Например, задержать на неопределенное время, или придраться к чему-нибудь. Или наоборот защитить, например от подрезающего хулигана, или "разрулить" создавшуюся на перекрестке пробку. В такой ситуации человек вполне может регрессировать в детское состояние, почувствовав тревогу, или другую эмоцию, которая возникала в детстве вблизи с важным взрослым. РаботаСама по себе работа, как некое даже абстрактное, почти энергетическое понятие, может быть вполне тоже носителем родительской фигуры. Поскольку роль работы в жизни человека - заботиться о нём, предоставляя необходимый для жизни ресурс - деньги. А также контакты, еду (если кормят обедами), новые ощущения (командировки и проекты), итд итп. При этом возможны и сложные отношения с родителями, проявляющиеся в отношениях с работой, или даже несколькими местами работы. Например, когда работа - как некая условность, а доход приходит из другого места. Вполне может оказаться параллелью с ситуацией, когда родитель как бы формальный, а заботится на самом деле бабушка или тётя (дедушка или дядя). Также может быть и смена работ, как иллюстрация ненадежной связи с родительскими фигурами, которые то появлялись то бросали. Деньги.Деньги - это еще менее ощущаемая фигура, роль в жизни человека. Кто-то называет деньги "энергией", придавая им чрезвычайное значение. Другие обесценивают, говоря, что деньги ничего не значат, или даже называя их "презренными бумажками". При этом, деньги - вполне себе родительская фигура, которая может присутствовать в жизни человека в больших количествах, или наоборот, наведываться редко. У кого-то деньги свои, местные. Другого кормят иностранные - валютный заработок (некий аналог заботы других людей о ребёнке, не своей семьи). В категорию таких фигур как Деньги, можно отнести и Здоровье. У кого-то оно всегда рядом, и заботливое. Других постоянно подводит. У третьих в какой-то момент уходит, оставляя их без себя, нездоровыми. Кризисные СитуацииЕсли в примерах про властные фигуры и родительские роли мы постарались показать перенос взаимодействия самих родителей во взрослую жизнь. То в Ситуациях человек сталкивается не с самими родительскими фигурами, а с потребностью в них. Например, когда человек запутался, и не знает для чего он живет. Ведь это тот сложный вопрос, ответ на который не лежит под ногами, и навскидку неизвестен. И также как ребёнок обращается к родителю с вопросом "Папа (мама), как самолёт летает? Как дома строят? Почему шоколад тает?" То возникающий вопрос "Зачем я здесь?" - вполне может быть соответствующей проекцией и предъявлением потребности в родительской поддержке во взрослой жизни. Ведь он столь же сложен! Из этой же категории будут и вопросы "Выходить ли мне за него замуж? (Жениться ли на ней?)", "Где жить?", "Где работать?", и другие. Что со всем этим делать.Терапия нарушений привязанности - не очень быстрый процесс. Процесс построения надежных, безопасных отношений - просто по определению не может быть "быстро и сразу". Если привести метафору, то одно дело - познакомиться с человеком, и поиграть с ним в карты у друзей на один вечер. И совсем другой процесс - узнать его и с неприглядных сторону тоже, и суметь с этим обойтись, остаться в отношениях. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|