|
В продолжение статьи "Неразделенная боль как дорога в тягостное материнство"Автор статьи: Сахарова Инна Сергеевна
О сопровождении детей в проживании психической боли На днях я получила несколько очных откликов на свою недавнюю статью "Неразделенная боль, как дорога в тягостное материнство". Звучали они примерно так: «Я вдруг задумалась, а что вообще-то это значит - разделять боль с ребёнком - как это лучше делать, а как не делать, может, ты дашь какие-то рекомендации на эту тему...» Что ж, можно и рекомендации соорудить, подумала я. Только оговорюсь, что ведь рекомендации эти не замысловаты, и не уникальны, найти их не сложно. Бери на видном месте в интернете короткий и ясный список проверенных правил и применяй. Вот только, чаще всего, затруднения, с которыми можем столкнуться мы, родители, находятся не в плоскости недостаточного знания, что именно и как делать в той или иной ситуации (хотя бывает и такое). Вот такое, например, распространено: «Если рядом со мной по всем признакам страдает существо, особенно, ребёнок, то я должен сделать все, что только могу, чтобы это страдание как можно скорее прекратить». Однако, при разделении чьей угодно боли нужно знать свою меру, чувствовать и замечать ее. Боли может быть больше или она может длиться дольше, чем вам позволяют участвовать в этом доступные ресурсы (время, терпение, сочувствие). Ну, например, вот так…
4 Ну что ты все-таки за нытик, и любые другие варианты из серии «намотай сопли на кулак, Люся» (регуляция стыдом) 5 . Так, ну-ка тихо! Щас дядя милиционер (Бабай, Кощей, Яга) заберет, вон уже в окошко заглядывает (регуляция страхом).
Боль - это страдательный компонент самых разных человеческих состояний: обида, зависть, ревность, горе, грусть, страх, стыд. Пожалуй, самая фундаментальная их составляющая. Суть боли - фрустрированное горячее желание, нужда. Есть, я думаю, некоторая разница в обращении с болью в зависимости от того, частью какого переживания она является. Но есть и универсальные особенности и рекомендации. Когда ситуация, которая вызвала страдания вашего ребенка, совсем свежая, с пылу с жару, то самым важным и, вероятно, достаточным будет ваше сердечное физическое присутствие. Посидите рядом, обнимите, погладьте, дайте проплакаться или помолчать, принесите воды или плед (уместная забота по ситуации), не требуйте немедленных объяснений. Если ребенок готов поговорить с вами, постарайтесь выслушать его рассказ о затронувшем событии, не оценивая. Уточняйте, проясняйте, но не спешите выносить суждения. Дайте знать, что вам понятны его переживания, помогите их назвать. Сообщите об их нормальности – да, то, что произошло, затрагивает и часто вызывает непростые чувства. Может, вам вспоминается сходная история из вашего опыта или опыта ваших друзей и вы готовы ей поделиться, а он готов послушать.
И будьте готовы, что он сделает это неоднократно)). Ребенок может несколько раз возвращаться к разговору о болезненной ситуации; проговаривание – один из действенных способов ассимиляции эмоционально нагруженного события. Попытайтесь проявить терпение. Если он выбрал неудачный момент для очередной порции жалоб, а острое состояние миновало, скажите о том, что вам сейчас трудно сосредоточиться на беседе, вы готовы поговорить с ним немного позже.
Помня о том, что суть боли - фрустрированная нужда, хорошо бы найти и назвать её. Разобраться, есть ли шансы на её удовлетворение. Какие способы возможны в принципе, а какие из них доступны вашему ребёнку. Можно пообсуждать, что могло двигать другими участниками злополучной ситуации, какие чувства и желания они, вероятно, испытывали ( наверное твоему другу интереснее покататься на новеньком велосипеде, чем играть с тобой в прятки. Он к нему еще не привык и очень радуется, об остальном ему просто сложно помнить). А можно о выводах применительно к отношениям (похоже, ты слишком доверял ей, не узнав ее достаточно. Похоже, ваши отношения для тебя важнее, чем для нее (по крайней мере, пока), такое бывает, люди могут быть интересны друг другу в разной степени. Это вовсе не обязательно означает, что ты сделал что-то не так или что ты какой-то не такой…) В общем, тут уже творческий процесс, главное в котором - случайно не потерять из виду то, что актуально для ребенка. Участвует ли он еще в разборе полетов или уже только делает вид)).
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|