В этой статье я не только опишу, но и проведу анализ онлайн-сессии с реальной клиенткой...
(конечно, с ее согласия, изменив имя и опуская некоторые детали биографии этой женщины)
В последнее время ко мне все чаще обращаются клиентки с различными запросами, но имеющие схожее состояние - они фактически теряют голос, когда приходится разговаривать с близкими людьми, особенно - если нужно сказать им о том, чего ты хочешь и что чувствуешь в эту минуту.
Буквально позавчера посмотрела запись вебинара замечательного московского психолога Николая Дмитриевича Линде, а сегодня мне уже пришлось на практике применять полученные знания.
И результат единственной сессии, проводимой онлайн, лишь по аудио-звонку скайпа, доказал, по-моему, эффективность краткосрочных техник эмоционально-образной терапии (ЭОТ).
Судите сами.
Вначале немного расскажу о клиентском запросе.
Молодая женщина-инвалид с детства, живущая сейчас за рубежом, хочет наладить отношения с мамой, общаясь с ней лишь по телефону и интернету. Точнее - желает перевести их общение на новый уровень, чтобы у нее (клиентки) во время диалога с матерью перестало "першить в горле", а почему-то слабеющий, при разговоре с той, голос обрел свою обычную для реальной жизни силу.
Как писал еще Райх, соматический симптом (при отсутствии патологии) могут вызывать "застрявшие" в теле прошлые негативные эмоции и чувства (страх, злость, обида и др.)
Эти эмоции мы можем "отрезать" (по Ковалеву)
"Выбросить из тела" (по Ермошину)
Или - "примириться" с обидчиком, принять его, как часть своей жизни (по Линде)
Третье, я думаю, особенно важно, если это - родной для нас человек...
Согласно ЭОТ, нам надо перевести, трансформировать негативное состояние клиента в позитивное через создание образа этой эмоции ("что сдавливает шею?", "как это - першит в горле?", "что ты чувствуешь при этом и видишь сейчас?" (если клиент-аудиал - "что ты слышишь, как это звучит?" (прим. авт.))
Терапия по Линде включает в себя 10 шагов.
1. Беседа.
2. Прояснение и усиление симптома с помощью представления негативной ситуации.
3. Создание образа чувства (на стуле или табуретке рядом).
4. Исследование этого образа (его характеристики, функции, отношение клиента к нему и наоборот).
5. Проверка на фиксацию (определение связи этого образа с клиентом (что почувствует последний, если образ изменит размеры или приблизится?).
6. Трансформация (разговор с образом, передача ему чувств или иное мысленное действие).
7. Интеграция (принятие уже позитивного образа как части личности клиента).
8. Ситуационная проверка (представление негативной ситуации и отслеживание появления эмоции - не осталась ли она негативной).
9. Проверка на экологичность для клиента.
10. Закрепление (поставить внутренний "якорь", чтобы полученное позитивное состояние смогло продержаться еще некоторое время).
Представлю в укороченном виде протокол сессии.
На предварительной консультации и расстановки с помощью МАК на генограмме клиента было выяснено, что для того, чтобы мама приняла взрослую дочь как равную себе, клиентке необходимо получить качества покойной бабушки по материнской линии - сильной, волевой женщины.
Кроме того, была поставлена предварительная гипотеза о необходимости работы с Внутренним ребенком клиентки и постановке контр-предписания.(вместо полученных в детстве: "Будь сильной! Стань примером для других (детей родственников)! Ты обязана всегда вести себя Правильно!"
Т: Представь ситуацию, что тебе нужно рассказать маме о чем-то неприятном, тяжелом, но важном для тебя.
Что чувствуешь сейчас?
К: Горло сдавило.
Т: Что именно сдавило? Где? В виде какого образа?
К: Мою шею сдавили чьи-то руки.
Т: Чьи это руки? Посмотри - кто их хозяин?
К: Сильные руки. Я не знаю кто - мужчина, наверное...
- Хотя...Эти руки могут принадлежать и сильной женщине.
-Бабушка???
- Но она не обижала меня! Она жила с нами, когда мне было 3 года. С ее помощью я перестала тогда ползать и начала ходить, хоть и на костылях.
-А после ее отъезда (мне было 6) - все улучшения здоровья исчезли. В 24 года я уже стала передвигаться лишь на инвалидном кресле. Но в то время бабушка уже умерла...
- И когда она уезжала (в 6), я сидела на крыльце и не могла понять, почему она уходит. Мне было так жаль с нею расставаться!
Т: Представь бабушку рядом с собой, на стуле.
К: Она пришла, недовольная и немного ругает меня, ворчит. Но не хочет сидеть и уходит на кухню.
Т: Как она ругает тебя?
К:"Ну вот, опять рассупонилась" (слышу старческий голос)
- Она не хочет сидеть и уходит на кухню...
Т: Как нам можно вернуть ее?
К: Попросить, чтобы она мне что-нибудь принесла...
Т: Позови ее. Громко.
Клиентка зовет и просит, чтобы бабушка принесла ей стакан воды.
Бабушка "приходит" и приносит стакан с водой...
Т: Как можно улучшить с ней отношения?
К: Бабушке нравилось, когда я просила у нее прощения и признавала свою вину.
Т: Ты, маленькая, чувствовала обиду на нее, когда та ушла и бросила тебя?
К: Да...
Т: Готова попросить прощения у нее за то, что долгие годы держала в себе обиду на нее?
К: Да, готова.
Т: Проси у бабушки прощения. И прощение за то, что твоя мама обидела ее. Скажи, что ты сама - ни в чем не виновата!
К: Она это любит! Я сейчас! (и проговаривает слова, рассказывая, что бабушка начинает плакать и утирать глаза платочком. С каждым словом ее (клиентки) голос становится все громче)
Т: А теперь попроси бабушку, чтобы она обняла тебя... Скажи ей, что это очень важно для тебя.
Но перед этим - представь себя - маленькой! Представила? Как зовут тебя в детстве (напр. Наташа)..Посади Наташу на колени, прижми к себе?
Посадила?
К: Да...
Т: Проси бабушку обнять тебя! Обнимает? А Наташу?
К: Обнимает нас обеих - и меня и Наташу. И у нее сейчас лицо такое доброе и мягкое стало...
Т: Что бабушка делает?
К: Она гладит меня по волосам. И целует в лоб, прижимая мою голову к себе..
Т: Что ты чувствуешь?
К: Мне приятно...
Т: Скажи бабушке, что ты ее очень сильно любишь, и , даже после своего ухода - она навсегда останется в твоем сердце. А потом отпусти ее...
Клиентка проговаривает слова любви и благодарности за все, что сделала для нее бабушка
- Бабушка плачет, но как-то по-другому...
Т: Ушла?
К: Она не очень хочет уходить. Идет - и оглядывается...
Т: Ну, пусть еще немного побудет рядом...
Т: А теперь слушай новую установку. С этого дня твоя задача - заботиться о Наташе (Внутреннем ребенке) и давать ей иногда поиграть (ведь в детстве она не наигралась). Порисовать!
С этого дня - вы будете рисовать картины вместе!
(Клиентка - очень талантливый художник)
Т: Ты поняла? Согласна?
К: Да...
Т: А теперь представь, что впереди тебя ожидает тяжелый разговор с мамой. Горло сдавило? Голос не пропал? Что чувствуешь?
К - громко. У меня сейчас нет никаких неприятных ощущений.
- Спасибо!
В качестве закрепления - клиентке было дано задание: нарисовать образ Наташи (своего Внутреннего Ребенка). Применить интуитивное рисование, так знакомое художнику, да еще практикующему арт-терапию.
Вот что у меня получилось, уважаемые коллеги и читатели.
Удивительно, что появился не какой-то абстрактный образ - а фигура человека.
И клиентка смогла передавать мне (онлайн (!)) все, что говорила покойная "бабушка" - копируя ее интонацию и употребляя старые фразеологические обороты русского языка... Это при том, что клиентке в момент отъезда бабушки было всего 6 лет! Ребенок не мог этого запомнить!
Но если у вас, коллеги - есть какие-то замечания (я ведь честно написала, что применяла ЭОТ первый раз) - напишите внизу, пожалуйста!
Мне очень важно знать ваше мнение!
С уважением - Елена Ольхович
P.S. В качестве благодарности Николаю Дмитриевичу Линде - не только великолепному специалисту, разработавшему метод эмоционально-образной терапии, но и замечательному человеку, который откликнулся на мою просьбу - "проверить, все ли я сделала правильно?"(см. комментарий внизу) - позвольте оставить ссылку на его вебинар: https://www.psyoffice.ru/media/17155/
Для просмотра этого видео - перейдите затем на YouTube. Посмотрите, очень интересно!!!!