Если тебе до боли тяжело разговаривать с близкими...

В этой статье я не только опишу, но и проведу  анализ онлайн-сессии с реальной клиенткой...
(конечно, с ее согласия, изменив имя и опуская некоторые детали биографии этой женщины)
Если тебе до боли тяжело разговаривать с близкими
    В последнее время ко мне все чаще обращаются клиентки с различными запросами, но имеющие схожее состояние - они фактически теряют голос, когда приходится разговаривать с близкими людьми, особенно - если нужно сказать им о том, чего ты хочешь и что чувствуешь в эту минуту.

     
      Буквально позавчера  посмотрела запись вебинара замечательного московского психолога Николая Дмитриевича Линде, а сегодня мне уже пришлось на практике применять полученные знания.
     И   результат единственной сессии, проводимой онлайн, лишь по аудио-звонку скайпа,  доказал, по-моему, эффективность краткосрочных техник эмоционально-образной терапии (ЭОТ).
     Судите сами.

     Вначале немного расскажу о клиентском запросе.
     Молодая женщина-инвалид  с детства, живущая сейчас за рубежом, хочет наладить отношения с мамой,  общаясь с ней лишь по телефону и интернету. Точнее - желает перевести их общение на новый уровень, чтобы у нее (клиентки) во время диалога с матерью  перестало "першить в горле", а почему-то слабеющий, при разговоре с той, голос обрел свою обычную для реальной жизни силу.
     
     
Как писал еще Райх, соматический симптом (при отсутствии патологии) могут вызывать  "застрявшие" в теле прошлые негативные эмоции и чувства (страх, злость, обида и др.)
      Эти эмоции мы можем "отрезать" (по Ковалеву)
      "Выбросить из тела" (по Ермошину)
       Или - "примириться" с обидчиком, принять его, как часть своей жизни  (по Линде)
       Третье, я думаю, особенно  важно, если это - родной для нас человек...


      Согласно ЭОТ, нам надо перевести, трансформировать негативное состояние клиента в позитивное через создание образа этой эмоции ("что  сдавливает шею?", "как это - першит в горле?", "что ты чувствуешь при этом и видишь сейчас?" (если клиент-аудиал - "что ты слышишь, как это звучит?" (прим. авт.))
     
       Терапия по Линде включает в себя 10 шагов.
       1. Беседа.
       2. Прояснение и усиление симптома с помощью представления негативной ситуации.
       3. Создание образа чувства (на стуле или табуретке рядом).
       4.  Исследование этого образа (его характеристики, функции, отношение клиента к нему и наоборот).
       5. Проверка на фиксацию (определение связи этого образа с клиентом (что почувствует последний, если образ изменит размеры или приблизится?).
        6. Трансформация (разговор с образом, передача ему чувств или иное мысленное действие).
        7. Интеграция (принятие  уже позитивного образа как части личности клиента).
        8. Ситуационная проверка (представление негативной ситуации и отслеживание появления эмоции - не осталась ли она негативной).
        9. Проверка на экологичность для клиента.
        10. Закрепление (поставить  внутренний "якорь", чтобы полученное позитивное состояние смогло продержаться еще некоторое время).
                               
        Представлю в укороченном виде протокол сессии.
        На предварительной консультации и расстановки с помощью МАК на генограмме клиента было выяснено, что для того, чтобы мама приняла взрослую дочь как равную себе, клиентке необходимо получить качества покойной бабушки по материнской линии - сильной, волевой женщины.
        Кроме того, была поставлена предварительная гипотеза о необходимости работы с Внутренним ребенком клиентки и постановке контр-предписания.(вместо полученных в детстве: "Будь сильной! Стань примером для других (детей родственников)! Ты обязана всегда вести себя Правильно!"

          Т: Представь ситуацию, что тебе нужно рассказать маме о чем-то неприятном, тяжелом, но важном для тебя.
          Что чувствуешь сейчас?
          К: Горло сдавило.

          Т: Что именно сдавило? Где? В виде какого образа?
          К: Мою шею сдавили чьи-то руки.

          Т: Чьи это руки? Посмотри - кто их хозяин?
          К: Сильные руки. Я не знаю кто - мужчина, наверное...
         - Хотя...Эти руки могут принадлежать и сильной женщине.
          -Бабушка???
          - Но она не обижала меня! Она жила с нами, когда мне было 3 года. С ее помощью я перестала тогда ползать и начала ходить, хоть и на костылях.
           -А после ее отъезда (мне было 6) - все улучшения здоровья исчезли. В 24 года я  уже стала передвигаться лишь на инвалидном кресле. Но в то время бабушка уже умерла...
          - И когда она уезжала (в 6), я сидела на крыльце и не могла понять, почему она уходит. Мне было так жаль с нею расставаться!
      
           Т: Представь бабушку рядом с собой, на стуле.
           К: Она пришла, недовольная и немного ругает меня, ворчит. Но не хочет сидеть и уходит на кухню.
           Т: Как она ругает тебя?
            К:"Ну вот, опять рассупонилась" (слышу старческий голос)
             - Она не хочет сидеть и уходит на кухню...

           Т: Как нам можно вернуть ее?
           К: Попросить, чтобы она мне что-нибудь принесла...

          Т: Позови ее. Громко.
          Клиентка зовет и просит, чтобы бабушка принесла ей стакан воды.
          Бабушка "приходит" и приносит стакан с водой...
        
         Т: Как можно  улучшить с ней отношения?
         К: Бабушке нравилось, когда я просила у нее прощения и признавала свою вину.

         Т: Ты, маленькая, чувствовала обиду на нее, когда та ушла и бросила тебя?
         К: Да...
         Т: Готова попросить прощения у нее за то, что долгие годы держала в себе обиду на нее?
         К: Да, готова.
         Т: Проси у бабушки прощения. И прощение за то, что твоя мама обидела ее. Скажи, что ты  сама - ни в чем не виновата!
         К: Она это любит! Я сейчас! (и проговаривает слова, рассказывая, что бабушка начинает плакать и утирать глаза платочком. С каждым словом ее (клиентки) голос становится все громче)

         Т: А теперь попроси бабушку, чтобы она обняла тебя... Скажи ей, что это очень важно для тебя.
Но перед этим - представь себя - маленькой! Представила? Как зовут тебя в детстве (напр. Наташа)..Посади  Наташу на колени, прижми к себе?
        Посадила?
        К: Да...

        Т: Проси бабушку обнять тебя! Обнимает? А Наташу?
        К: Обнимает нас обеих - и меня и Наташу. И у нее сейчас лицо такое доброе и мягкое стало...

        Т: Что бабушка делает?
        К: Она гладит меня по волосам. И целует в лоб, прижимая мою голову к себе..
        Т: Что ты чувствуешь?
        К: Мне приятно...

        Т: Скажи бабушке, что ты ее очень сильно любишь, и , даже после своего ухода - она навсегда останется в твоем сердце. А потом отпусти ее...
        Клиентка проговаривает слова любви и благодарности за все, что сделала для нее бабушка
         - Бабушка плачет, но как-то по-другому...

       Т: Ушла?
       К: Она не очень хочет уходить. Идет - и оглядывается...
       Т: Ну, пусть еще немного побудет рядом...

       Т: А теперь слушай новую установку. С этого дня твоя задача - заботиться о Наташе (Внутреннем ребенке) и давать ей иногда поиграть (ведь в детстве она не наигралась). Порисовать!
      С этого дня  - вы будете рисовать картины вместе!
       (Клиентка - очень талантливый художник)

       Т: Ты поняла? Согласна?
       К: Да...

       Т: А теперь представь, что впереди тебя ожидает тяжелый разговор с мамой. Горло сдавило? Голос не пропал? Что чувствуешь?
       К - громко. У меня сейчас нет никаких неприятных ощущений. 
       - Спасибо!

       В качестве закрепления - клиентке было дано задание: нарисовать образ Наташи (своего Внутреннего Ребенка). Применить интуитивное рисование, так знакомое художнику, да еще практикующему арт-терапию.

      Вот что у меня получилось, уважаемые коллеги и читатели. 
      Удивительно, что появился не какой-то абстрактный образ - а фигура человека.
      И клиентка  смогла  передавать мне (онлайн (!)) все, что говорила  покойная "бабушка" - копируя ее интонацию и употребляя старые фразеологические обороты русского языка... Это при том, что клиентке в момент отъезда бабушки было всего 6 лет! Ребенок не мог  этого запомнить!

      Но если у вас, коллеги - есть какие-то замечания (я ведь честно написала, что применяла ЭОТ первый раз) - напишите внизу, пожалуйста!
      Мне очень важно знать ваше мнение!

                                                                                                   С уважением - Елена Ольхович

P.S. В качестве благодарности Николаю Дмитриевичу Линде - не только великолепному специалисту,  разработавшему метод эмоционально-образной терапии, но и замечательному человеку,  который откликнулся на мою просьбу  - "проверить, все ли я сделала правильно?"(см. комментарий внизу) - позвольте оставить ссылку на его вебинар:  https://www.psyoffice.ru/media/17155/

      Для просмотра  этого видео - перейдите затем на YouTube.  Посмотрите, очень интересно!!!!



Просмотров: 433
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • "Сколько раз тебе повторять" или "как мне повезло, что ты такой сообразительный"
  • Если у тебя "плохие" мысли - это еще не значит что ты - плохой.
  • "Я хочу этого или мне это только кажется?" Как услышать голос сердца
  • "Все, что мне необходимо знать, открывается мне. Все, в чем я нуждаюсь, приходит ко мне".
  • Что на самом деле означают слова мужчины: "Ты слишком хороша для меня - я тебя не достоин"
  • Что на самом деле означают слова мужчины - "Ты слишком хороша для меня. Я тебя недостоин"
  • "Женщина на всю кровать"- но что она в ней делает?
  • "Как мой сын мог жениться на "этом"? Она еще и эксплуатирует моего мальчика!"
  • Когда кажется, что любовь нужно заслужить? А когда тебя любят, то это так хорошо, "аж плохо"
  • "Я тебя люблю..." Что люди "прячут" за этой фразой!?
  • Что бывает, когда девочке говорят, что у нее "кривые ноги"?
  • "Замедляться, чтобы чувствовать" или "Что у меня с лицом?"
  • "Работа с МАК". Расклад "Что лучше для меня".
  • "Мама, скажи, что я у тебя красавица" (нелюбовь к телу как результат нарушения идентификации)
  • "Ну за что мне все это?!!"
  • Что на самом деле означают слова мужчины: "Ты мне очень нравишься, но к отношениям я не готов"
  • "А что ты сделала, чтобы тебя не били?"
  • "Я на тебя злюсь" или "Что делать с детской агрессией?"
  • Где у человека находится "батарейка" энергии жизни и как она "заряжается"
  • "Я отказываюсь ждать от тебя то, что ты не можешь мне дать...."
  • "Когда для меня делают что-то после моей просьбы, я испытываю не радость, а разочарование..."
  • Хочу сказать маме о том, что мне нравится мальчик, но боюсь, что она меня не поймет
  • "А вдруг она подумает, что я сумасшедшая..."
  • Тест "Что мне необходимо для успеха"
  • "Ты виноват уж в том, что хочется мне кушать..."(еще раз об идентификации с агрессором)
  • Мне то "хорошо", то "плохо" с ним. Что делать с обидами и негативом в семье.
  • Мне то "хорошо", то "плохо" с ним. Что делать с обидами и негативом в семье.
  • Искать ли "своего" человека или "лепить из того, что есть"?
  • "Хочу, чтобы ребенок меня слышал"- что и как говорить?
  • "Как мне делать только то, что по итогу приносит радость и удовольствие?"



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь