|
Варианты социализации и ее антагонистическая составляющаяАвтор статьи: Архангельская Надежда Вячеславовна
Набитая до оскомины, слегка искаженная, но все же классическая фраза У. Шекспира "весь мир театр, а люди в нем актеры" из комедии английского драматурга и поэта стала своего рода рефреном социализации личности.
Социализация представляет собой сложный процесс интеграции, включения личности в общество, это формирование и развитие личности в определенных социальных условиях. Уже в раннем детстве ребенок усваивает определенные правила поведения и знания о своих ролях. Например, ребенок-дошкольник усваивает, где допустимо обращение ко взрослым людям на ты, а где исключительно на вы. С детства ребенок познает мир и учиться быть его социально активной частью или, наоборот, проявляет инертность по отношению к общественно значимым процессам. В большинстве случаев ребенок перенимает социальный опыт взрослых. Так, 9-летняя дочь моей приятельницы мечтает стать учительницей. В процессе игры девочка рассаживает игрушки по парам, заполняет журнал и приступает к "объяснению" материала, в процессе которого легко обнаруживается модель поведения учительницы: "Рты все закрыли быстро! Еще раз повернешься - по башке дам! Понял?!". Так, на основе взаимодействия с педагогом у ребенка складывается искаженная картина профессионально-этической компетенции преподавателя. Примеряя на себя образ учительницы, ребенок улавливает и копирует ее интонацию, манеры, речевые обороты, подходя к это некритично и с позиции силы, устрашения "наводит" свои порядки. Учитывая, что ребенок растет в семье педагогов, такая игровая картина изменяется посредством диалога и разъяснения о том, как учитель должен вести с детьми. Однако несмотря на то, что ребенок из интеллигентной семьи, чье дошкольное детство прошло именно в школе на бабушкиных и маминых уроках, а их методика преподавания отличается мягкостью и корректностью, девочка все же надевает маску антагониста и "включает" этакую злую классную даму. (Хотя это можно рассматривать как выплеск агрессии, накапливающейся в ребенке, но проявляется именно как реакция против общепринятых правил и моральных норм, принятых в семье). Овладение социальной ролью, ее принятие личностью, осознание ответственности за нее называется интернализацией. Молодой человек, сын также моих знакомых, уехал в другой город получать образование. Учитывая все этнокультурные нюансы традиционного воспитания в недрах национальной и религиозной культуры, молодой человек выделяется из среды своих однокурсников. Сдержанность, немногословность, твердость в своей позиции ("я сказал пить не буду, значит, не буду!"), - все это говорит нам о его социальной роли, обусловленной воспитанием и об осознании ее молодым человеком, а также об ответственности выполнять эту роль, несмотря на риск поддаться уговорам ровесников и сбиться с пути. Таким образом, родители юноши, предъявляя к нему соотвествующие ожидания, удовлетворены стилем жизни сына. При этом, несмотря на навязываемую со стороны родных и национальной общины модель поведения, молодой человек осознает принадлежность к своей этнической группе и стремится достичь высокого положения в ней. Вместе с этим, антагонистическая составляющая присутствует и в поведении юноши ("Я" - "Они"). Но в этом случае все же высока роль страха вызывать возмущение со стороны родителей и общины, в то время как страха перед большинством (студенты, молодежные группы) он практически не испытывает. Так, в приведенных примерах проявляется специфика социализации личности, поведение которой указывает на актуальный вопрос о соотношении свойств личности и ее поведения в рамках социальной роли. Оба случая демонстрируют нам сложность и вариативность социализации как процесса освоения и накопления социального опыта посредством коммуникации и разных видов деятельности. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|