Варианты социализации и ее антагонистическая составляющая

Набитая до оскомины, слегка искаженная, но все же классическая фраза У. Шекспира "весь мир театр, а люди в нем актеры"  из  комедии английского драматурга и поэта стала своего рода рефреном социализации личности.

Весь мир — театр.
В нем женщины, мужчины — все актеры.
У них есть выходы, уходы.
И каждый не одну играет роль.
Семь действий в пьесе той.
Младенец, школьник, юноша, любовник,
Солдат, судья, старик...

У.Шекспир «Как вам это понравится», 1599-1600гг.

Социализация представляет собой сложный процесс интеграции, включения личности в общество, это формирование и развитие личности в определенных социальных условиях.  Уже в раннем детстве ребенок усваивает определенные правила поведения и знания о своих ролях. Например, ребенок-дошкольник усваивает, где допустимо обращение ко взрослым людям на ты, а где исключительно на вы. С детства ребенок познает мир и учиться быть его социально активной частью или, наоборот, проявляет инертность по отношению к общественно значимым процессам. В большинстве случаев ребенок перенимает социальный опыт взрослых. 

Так, 9-летняя дочь моей приятельницы мечтает стать учительницей. В процессе игры девочка рассаживает игрушки по парам, заполняет журнал и приступает к "объяснению" материала, в процессе которого легко обнаруживается модель поведения учительницы: "Рты все  закрыли быстро! Еще раз повернешься - по башке дам! Понял?!". Так, на основе взаимодействия с педагогом у ребенка складывается искаженная картина профессионально-этической компетенции преподавателя. Примеряя на себя образ учительницы, ребенок улавливает и копирует ее интонацию, манеры, речевые обороты, подходя к это некритично и  с позиции силы, устрашения "наводит" свои порядки. Учитывая, что ребенок растет в семье педагогов, такая  игровая картина изменяется посредством диалога и разъяснения о том, как учитель должен вести с детьми. Однако несмотря на то, что ребенок из интеллигентной семьи, чье дошкольное детство прошло именно в школе на бабушкиных и маминых уроках, а их методика преподавания отличается мягкостью и корректностью, девочка все же надевает маску антагониста и "включает" этакую злую классную даму. (Хотя это можно рассматривать как выплеск агрессии, накапливающейся в ребенке, но проявляется именно как реакция против общепринятых правил и моральных норм, принятых в семье). 

Овладение социальной ролью, ее принятие личностью, осознание ответственности за нее называется интернализацией. Молодой человек, сын также моих знакомых, уехал в другой город получать образование. Учитывая все этнокультурные нюансы традиционного воспитания в недрах национальной и религиозной культуры, молодой человек выделяется из среды своих однокурсников. Сдержанность, немногословность, твердость в своей позиции ("я сказал пить не буду, значит, не буду!"), - все это говорит нам о его социальной роли, обусловленной воспитанием и об осознании ее молодым человеком, а также об ответственности выполнять эту роль, несмотря на риск поддаться уговорам ровесников и сбиться с пути. Таким образом, родители юноши, предъявляя к нему соотвествующие ожидания, удовлетворены стилем жизни сына. При этом, несмотря на навязываемую со стороны родных и национальной общины модель поведения, молодой человек осознает принадлежность к своей этнической группе и стремится достичь высокого положения в ней. Вместе с этим, антагонистическая составляющая присутствует и в поведении юноши ("Я" - "Они"). Но в этом случае все же высока роль страха вызывать возмущение со стороны родителей и общины, в то время как страха перед большинством (студенты, молодежные группы) он практически не испытывает. 

Так, в приведенных примерах проявляется специфика социализации личности, поведение которой указывает на актуальный вопрос о соотношении свойств личности и ее поведения в рамках социальной роли. Оба случая демонстрируют нам сложность и вариативность социализации как процесса освоения и накопления социального опыта посредством коммуникации и разных видов деятельности. 



Просмотров: 319
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Роль "нравственного иммунитета" в процессе конструктивной социализации личности
  • Любовный треугольник. Роли "родитель","ребенок", "взрослый".
  • "Сынок, не делай этого" - "Хочу и буду", чтобы ребенок сотрудничал нужно...
  • Проблемы молодой семьи после рождения ребенка или "Он+Она=Ребенок"
  • В каком возрасте ребенок может всегда вести себя в соответствии с "хорошо","плохо" ?
  • Пока есть родитель "страх", всегда будет ребенок "ложь"
  • "Мой 2-х летний ребенок меня бьет". Из цикла "Агрессия ребенка"
  • Ребенок: от "мимими" до уважаемой личности
  • Разведенная мама-"ребенок" и ее "взрослая" дочь
  • Ребенок не хочет учиться! "Кто виноват?" и "Что делать?"
  • Ребенок не понимает "Нет" и "Нельзя" Вопрос - ответ
  • Родители и дети. Где "взрослый"? Где "ребенок"?
  • Ребенок "связывает", но и "разъединяет" родителей.
  • Драматургия развода. Акт 5-й: "Роль отца в отношениях «ребенок-отчим»"
  • "Картина". Проективная методика исследования личности. Просто, ёмко, информативно.
  • Кто ты: "пассажир" или "творец своей жизни". Анализ фильма "Пассажиры"
  • Если родился "особенный" ребенок. 4 родительских позиции.
  • "А внутренний ребенок кричит вам:" Я есть!"
  • "Ты теперь большой!", или в семье родился младший ребенок
  • Взаимосвязь характеристик исполн. деятельности с "якорями карьеры" личности у педагогов
  • Старший ребенок после рождения младшего становится "взрослым"...
  • Программа группы психологического сопровождения замещающих семей "Мой особый ребенок"
  • Одиночество как ресурс или когда внутреннии ребенок говорит: "Привет".
  • "Мама, я тебя не люблю" - говорит вам ваш ребенок. Правда ли это?
  • Что делать, если ребенок говорит на "тарабарском" языке?
  • Размышление о чувствах. Скука. Ребенок говорит: "Мне скучно!"
  • "Мой ребенок будет таким, как я хочу!"
  • "Семейное захватничество": родители, которые "убивают" своих детей
  • Один ребенок против двух "Ребенков" мамы и папы
  • Хищение "смысла". [Введение в роль "слабого звена"]



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь