Давайте для начала разберёмся, что такое стресс? Различается ли он у детей?
Итак, стресс - состояние повышенного напряжения организма как защитная реакция на различные неблагоприятные факторы (голод, холод, физические или психические травмы и т. п.).
Есть два вида стресса.
Эустресс - стресс, вызванный положительными эмоциями и несильный стресс, мобилизующий организм. Вы наблюдали такую ситуацию – вы классно провели время в гостях, на отдыхе, но к вечеру поведение вашего ребёнка изменилось в негативную сторону – крики, плачь, истерики? Это результат больших впечатлений, эмоций, и ребёнок не имея опыта пережить данное, демонстрирует свою усталость именно таким способом. Если такая ситуация не повторяется из раза в раз, то скорее данный вид стресса будет полезным – ребёнок научиться адаптироваться к подобным прогулкам в гостях.
Ну в общем, эустресс - это тот стресс, который позволяет мобилизироваться внутренним силам организма, что бы сделать какой-то рывок в развитии, преодолеть какие-то неудобства, он позволяет психике, организму сделать шаг в перёд в своем развитии. Адаптироваться там, где ни разу не был, проявить новый качества, новое поведение, новый навык. Он способствует развитию.
Дистресс - негативный тип стресса, с которым ни психика, ни организм не в силах справиться. Он подрывает психическое и физическое здоровье человека. От такого типа стресса страдает иммунная система, нервная система.
Как распознать негативный тип стресса у дошкольника?
Если у ребёнка меняется привычное поведение. Для очень активного, непоседливого ребёнка, проявления необычного спокойствия с оттенками усталости и пассивности.
А для обычно спокойного ребёнка, покладистого, он вдруг становится как малыш – не слезает у мамы с рук, все время требует проводить время вместе и становиться очень плаксивым – по поводу и без.
Как правило, тело не врёт. И всегда при стрессе у ребёнка ухудшается аппетит или наоборот, появляется жор, может внезапно, при одинаковом питании, появиться понос, нарушается сон, могут появиться ночные страхи при засыпании, тревожный сон, энурез. Сосание рукава. Да, да, 6-ти летка ходит и сосёт рукав своей кофты.
При более сильном проявлении стресса может внезапно подняться температура, скрутить живот и при этом нет поноса, ребёнок может начать грызть ногти, заикаться и пр.
Если игры стали более агрессивными, драчливыми, ребёнок стал использовать обзывательные слова, проявляет агрессию к другим деткам – толкает, кусает, щипает.
В данной статье, мы будем рассматривать причины детского стресса, связанные именно с семейными процессам, семейными отношениями, т.к. в этом возрасте, дети большую часть времени проводят дома, и зависят эмоционально в большей степени от семьи.
Причины стресса, вызванные семейными отношениями:
Смена режима дня, переезд, новый садик.
Рождение нового ребёнка. Страх потерять мамино внимание, появляется тревога и чувство конкуренции.
Смерть, болезнь кого-то в семье. Если в частности, взрослые, не могут самостоятельно пережить эти утраты, то тогда ребёнок ещё больше включается в этот процесс. Пытаясь разделить нечто тяжёлое в семье, стараясь спасти маму – лишь бы она не болела, не плакала и пр.
Конфликты между мамой и папой. Даже если вы не ругаетесь при ребёнке, ваше эмоциональное состояние легко считать. То, как мама отвечает папе, как избегает его присутствия, либо наоборот, «пилит» по пустякам. Наше с вами поведение и интонации голоса говорят гораздо больше, чем слова.
Разные стили воспитания и разные требования, предъявляемые ребёнку. Мама больше разрешает, т.к. запрещая, она испытывает чувство вины, или ощущает себя плохой мамой. А папа в свою очередь, более категоричен, проявляет больше агрессии и жёсткости в воспитании. Не готов и вовсе сталкиваться с переживаниями ребёнка. Такие стили воспитания ещё больше дезориентируют ребёнка , что ещё более втягивает его в тревожные переживания.
Тоже относится к межпоколенным конфликтам. Мама с папой могут придерживаться одного стиля воспитания, но вот когда на пороге появляется бабушка…. с дедушкой….. то здесь начинаются «танцы без правил». И ребёнок прекрасно считывает, что власть поменялась, родительские запреты отходят на второй план, и маленький манипулятор становиться центром вселенной под овации прародителей.
Если мама имеет личные переживания, страхи, опасения, она их бессознательно транслирует ребёнку. Так, жалоба одной из клиентки на то, что её доча не может ходить в туалет по большому вне дома, приводит в процессе разговора к пониманию, что и сама клиентка испытывает те же сложности. Но этой связи она не отслеживала и, ни в коем случае, не могла представить, что её сложности с самоконтролем, так чётко считывает её дочь.
Если мама, как основной человек, проводящий большую часть времени с ребёнком, страдает перепадами настроения, неуправляемыми вспышками гнева, а за ним следуют слёзы и чувство вины, то говорить о стабильном, уравновешенном характере ребёнка не приходиться.
Частые или неожиданные и долгие разлуки с мамой. Страх потерять привязанность, потребность быть частью кого-то, быть в надёжном слиянии. Ведь в этом возрасте нет возможности быть автономным. И тогда потеря близкого человека даже временно, может повышать уровень тревожности.
Пьющие семьи, ведущие асоциальный стиль жизни, не имеющие образования, культурной составляющей. Семьи, для которых характерен авторитарный стиль воспитания. Семьи, в которых не уделяется должное внимание ребёнку, когда ребёнок предоставлен сам себе и часто испытывает чувство одиночества.
Как помочь ребёнку? Я буду располагать виды помощи от самых простых, но которые реально могут дать решение при незатянувшихся проблемах с поведением ребёнка, до более кропотливых, требующих большего внимания и включённости родителя.
Налаженный режим дня. Сон, питание, прогулки.
Отсутствие или минимизация телевизора, телефона и пр.
Поменьше чужих людей в доме и побольше совместно проведённого времени с родителями дома или на природе. Никаких торговых центров.
Совместные активные игры – прытки, догонялки, футбол, велосипеды.
Кричим, рычим, прыгаем, бегаем, поём, изображаем разных животных.
Рисуем красками, карандашами. И никакой критики, оценки, поучения. Все, что рисует ребёнок с целью снятия негативного настроения – мы всё это принимаем. Это все хорошо.
Лепим пластилином, глиной. Играем с водой. Из песка строим замки, тоннели, города.
Наиболее трепетный момент для родителей – начинаем разговаривать с ребёнком. Не только задаём вопросы, а самое главное пытаемся его услышать и понять. И только так мы создаём решение для ребёнка – когда мы готовы быть рядом с ребёнком и увидеть его переживания, принять их и посопереживать вместе с ним.
Спросите причину его плохого настроения? Что его волнует? Пугает? Обижает?
Задайте себе вопрос – а что же я, как родитель делаю или не делаю такого, что создаёт стресс у моего чада? Какими словами, интонациями, взглядами я его фрустрирую? Чего недополучает мой ребёнок, для того, что бы у него святились глаза от счастья, а не совый телефон в руках?
Говорите ему о свое любви и обнимайте просто так, когда он рядом. Погладьте по спинке, по голове. Посмотрите ему в глаза с любовью. Оставьте все требования и правила на потом.
Анализируйте себя и ваши семейные отношения. Там точно вы найдёте и причину, и решение.
Эти рекомендации работают вместе, пробуйте, исследуйте. Пройдите этот путь от непонимания со своим ребёнком к взаимной любви и принятию!
Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:
Код для вставки на сайт или в блог:
Код для вставки в форум (BBCode):
Прямая ссылка на эту публикацию:
Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц. Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта. Материал будет немедленно удален. Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях. Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.
На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.