Как изменились пути желания за последние тридцать лет

- Как изменились пути желания субъекта за последние тридцать лет ??? 
На мой взгляд за эти годы в общественном дискурсе укрепляется подмена понятия желания. "Наслаждайся" - теперь не просто императив бессознательного, это элемент культуры массмедиа, императив выдающий себя за желание, включаемый в представление о "счастливой жизни". И от того слишком сложный для сопротивления. Недавно увидела ссылку на высказывания С.Жижека, в которой он говорит, что кабинет аналитика становится единственным местом, где человек освобождается от этой обязанности "наслаждаться". 
Аналитически становится видно, что контур желания, который может проходить через сложную систему нехватки в человеческих взаимоотношениях, представлениях о жизни, размышлениях, пробах и ошибках - можно отбросить и получить легкий доступ к наслаждению от объекта, простого и доступного, воплощенного в предмете или чьем-то теле. Удовольствие от жизни (semblant), ранее частично сопутствующее желанию как побочный эффект, имеет тенденцию к разрастанию. Человек может обнаружить себя в непрекращающемся цикле воспроизводства одного и того же: те же люди, то же движение, алкоголь, химические удовольствия и т.д. Человек сам в какой то момент может заметить, что из субъекта желающего становится объектом потребления, объектом чьего-то желания получать прибыль, объектом, который глотают супермаркеты, центры развлечений, самолеты, офисы, социальные сети, чьи-то глаза, чьи-то пустые речи и так далее. Это лицо сегодняшнего этапа развития капитализма. 

- Какие координаты выстраивают субъекта и его объект в современном мире ??? 
Создается впечатление, что нет сейчас "невозможного". Субъект прошлого века неминуемо сталкивался с этой модальностью опыта. Причем эта граница устанавливалась Законом, моральным, человеческим... 
Сейчас удивляет доступность опыта. Можно самому себя именовать "#мыниколайвторой", вершить чьи-то судьбы... Есть сообщества, которые предлагают давать грудь ребенку до двадцати лет. Есть возможность зачать ребенка в пробирке, сообщества свингеров, бдсм, самоубийц и т.д. Т.е. те темы, которые были ограничены или табуированы ранее - сексуальность и смерть, тоже становятся миром доступного наслаждения, распахивают свои двери для любого, желающего знать и испытать все, но не говорят о плате за этот лигитимизированный переход границы "по ту сторону принципа удовольствия". 
В связи с этим миром "возможного" возникают два серьезных и различных вопроса: 
1. Как структурируется в этих новых условиях юный субъект. 
2. Как действуют новые условия на психику субъектов, структура которых имеет иные, иногда достаточно четкие координаты. 
Реальность "возможного" - является ли это только лишь иллюзией современного мира ? Все таки, если проявить внимание, можно заметить, что ограничения появляются и появляются с той стороны, с которой не ждали. Например, можно женщине ходить по улице голой в качестве перфомативной демонстрации свободы и наслаждаться тем, что раньше называли эксбиционизм, но станет ли она это делать в толпе мигрантов ??? 
Или, как пример, кредитные займы, которые расширяют поле возможностей до бесконечности - но при катаклизмах, вроде кризиса неплатежей, когда испрашивают долг, поле возможностей сужается в одночасье и упирается в "невозможное". Объяснение, что "мне тоже должны" не снимает ответственности перед кредиторами. Чем расплачиваться, если вопрос поставлен так, что расплачиваться необходимо ? Мы помним, как это было в девяностые, как это будет сейчас или возможность безнаказанно банкротиться и не расплачиваться еще кому-то мерещится ?) 

- Можно ворчать по стариковски "молодежь уже не та", но, что на Ваш взгляд определяет эту разницу поколений, например, поколения "сделанных в СССР" (40-50 летних); детей "смутного времени" (нынешних 30 летних) и современных подростков 15-18 летних. 
Да, в общем случае, это особенности обхождения с наслаждением. И мне кажется удобным рассуждать об общественных процессах в координатах "возможного" и "невозможного". Эти координаты позволяют сделать видимым еще одно важное на сегодняшний день измерение - измерение "лжи". Ложь не скрыта, она не по ту сторону, она сразу тут. Ничего не скрыто - все на поверхности. 
Закон, моральный закон, определявший границы допустимого 40-50 лет назад в годы перестройки перестал служить опорой. Для старшего поколения закон, даже когда преступался, служил маячком, сигнализируя чувством вины или страха о пересечении границ. 
Последние десятилетия учили как закон можно подмять, обмануть. Даже, если человек не делает обман сам, то хорошо понимает, как обход закона осуществляется в общественном порядке. На рубеже веков сама ложь стала неотъемлемой частью общественного порядка, затронула все частные процессы - устройство власти, бизнеса, семьи. Психически тридцатилетний чаще всего это не Эдип, с бесконечным чувством вины, и даже не меланхоличный Гамлет. Скорее это Остап Бендер, говорящий, что заработать можно только геморрой, а большие деньги можно только украсть. 
Нынешние подростки выходят в мир, полный излишества, им не всегда доступного и тем самым тоже обманывающего - возможности как бы есть, а средств к реализации возможностей чаще всего нет. Без участия в их судьбе взрослых - нет. Это не фрустрация желаний, которая происходит через временное откладывание желаний, труд для их осуществления - это другое, это лишение, вполне реальное. Молодой человек зачастую вынужден оставаться инфантильным ребенком своих родителей. 
И на последок, хочу привести примеры из опубликованных случаев - примеры переживания эффекта доступности "возможностей" двумя людьми старшего поколения : 
Мужчина, около пятидесяти, выстраивавший фасад, вписанного в социальную систему "хорошего семьянина", "добытчика" - охотника и рыболова, "крепкого хозяина", в сексуальной жизни оказывается вовлечен в те удовольствия, которые в предыдущем веке подходили под определение слегка "перверсивных" - групповой секс, генг-бенг. Социальные сети, в изобилии представленные в интернете поставляют возможности, с сексуального сняты все ранее для этого мужчины существовавшие запреты. Любовь, которая содержалась для предыдущих поколений, например, в слове "любовница", в таком опыте отсутствует. Это пространство чистого опыта и прямого наслаждения. Погоня за наслаждением приводит этого мужчину сначала к банкротству, а затем по нарастающей к другой "невозможности" - жить в соответствии с желанием, вписанным в социальное. Он испытывает сложности с поиском работы и организацией рабочего процесса, а также с системой семейных и любовных отношений. Кроме того, в определенный момент он обнаруживает у себя развившуюся алкогольную и сильнейшую тревожную (прикрытую никотиновой) зависимость, в которых раньше себе отчета не отдавал. Фактически происходит переполнение психического в том месте, где он ничего не хочет знать о том, как устроены сложные человеческие отношения, а хочет только наслаждаться. Предыдущие выходы из своих собственных тупиков - то что раньше было возможностью справиться с бессилием в различных ситуациях - для него все были связаны с сексуальной раскрепощенностью. И у него возникает новое увлечение - встречи со свингующими парами. Решение, за которое он пытается уцепиться, чтобы сохранить свою, до определенного времени существовавшую систему регулировки наслаждения, расколов свою жизнь на видимую и неявную стороны, избегая столкновения с "невозможным" в отношениях с партнером, не пересматривая сами эти координаты. Решение, которое, очевидно, на данный момент не может послужить ему надежной опорой, лишь усугубляя поле наслаждения. 
Понимание этого случая состоит в том, что "отказ" от наслаждения, невозможный на психическом уровне, возвращается в реальном и ведет к потерям в жизни. В анализе случая мы можем говорить об индивидуальных предпосылках, о субъективности, но при этом социальное играет существенную роль в опыте этого человека. 
Опыт состоящий в разной мере увлечения "возможностями" часто сопутствует старшему возрасту. В бытовой речи этот возраст принято называть кризисом средних лет. Новые "невозможности", формулируемые в этот возрастной период определяют пути желания в дальнейшей жизни. Однако большую сложность может вносить то, что присутствует в социальном контексте - иллюзия счастья от доступности слишком многого - вечной молодости, неограниченных ресурсов, безнаказанности действий. Большие возможности посредством реальности трансформируются в большие потери, депрессии, психосоматику. 
Второй пример, также мужчина, "сделанный в СССР", сложность которого заключалась в том, что имея бизнес-образование, построенное на психологии samself, и осознавая обилие "возможностей", он не мог приступить к действию. Называл он это для себя "ленью". Классический случай, когда человек запрещает себе всякий доступ к удовольствию, одновременно страшась и вожделея наслаждений "всем". Случившийся в психоанализе выход к желанию через некоторое время снова столкнул этого человека с проблемой "наслаждения", поскольку окружающая действительность в виде социальных сетей дала ему слишком избыточное наслаждение в моменте вторичного нарциссизма, то есть наслаждения собственным образом в глазах других. 
Как видно из примеров, помочь выстроить русло желания могла бы помочь идея "не все возможно, лишь кое-что". Идея отказа от чрезмерного "непотребного", по выражению Ж.Лакана, наслаждения. Но это идея прошлого века. Это так не современно - отказаться от наслаждений нынешнего. Как это сделать ? В кабинете психоаналитика, если прислушаться к С.Жижеку... Только ли... Вопрос сингулярности, субъективного решения. 
Действительно, каковы будут и возможны ли вообще более универсальные формулы для обуздания уничтожающего субъект "наслаждения" ??? Пока возможно видеть только индивидуальные варианты этих решений.



Просмотров: 387
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Кто ты: "пассажир" или "творец своей жизни". Анализ фильма "Пассажиры"
  • В каком возрасте ребенок может всегда вести себя в соответствии с "хорошо","плохо" ?
  • Авторская техника "Синематограф" ("Соре", "Персона","Он")
  • Термины психологии. Часть 2. "Фрустрация", "мания", "истеричка".
  • Как лечить болезни "жара"? Когда "жар" болеет "холодом".
  • Метафорические карты"Персона", "Хабитат", "Роботы" в работе с эмоциями.
  • "Штопор", "бочка" и "мертвая петля": осторожно, негативные состояния
  • Пока есть родитель "страх", всегда будет ребенок "ложь"
  • Баланс "Хочу", "Могу" и "Надо": с чего начать?
  • Что делать в психотерапии с "проклятиями", "сглазом" и "порчей"? часть 1
  • Что делать в психотерапии с "проклятиями", "сглазом" и "порчей"? часть 2
  • Возможно ли вытащить себя из "болота болезненных эмоций"? Да, если "созрел".
  • Когда мужчина просто "лечится" о Вас - вы чувствуете себя "помойной ямой"
  • Сколько стоит психолог (или как можно за "поболтать" такие деньги "отваливать")?
  • Любовный треугольник. Роли "родитель","ребенок", "взрослый".
  • От "больничной койки" и "луна-парка" до "теннисного корта"
  • "Сынок, не делай этого" - "Хочу и буду", чтобы ребенок сотрудничал нужно...
  • "Все мужчины хотят только секса" или "Мне просто нечего им больше предложить"
  • "Воспитание детей. О связи "ленивой" ментальности и родительского "надо"!
  • Искать ли "своего" человека или "лепить из того, что есть"?
  • "Мы были бы отличной парой, если бы не ТЫ" или "Почему моя жена стала Ведьмой"
  • Упражнения "Безусловная любовь к себе" и "Одно любимое дело для себя"
  • Комментарий для журнала "Солнечный круг" на тему "Дети, подростки и социальные сети"
  • "Я общаюсь только с высокопоставленными людьми" или "Мама, как ты меня достала".
  • Разница между "Любить себя", "Быть эгоистом", "Быть альтруистом"
  • Сайт Серьезных Знакомств: "плюсы" и "минусы" о которых обязательно надо знать
  • Важно научиться говорить "нет", даже если вы уже сказали "да"
  • О "сильных" и "слабых" или о том, как общаться с "сильным мужчиной"?
  • "ОН", "Persona", "Саgа" или Как выпускники профессии сМАКовали
  • "Что можно подарить девушке-еврейке?". " Газовую камеру!"



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь