В процессе мыслительной деятельности у ребенка вырабатываются определенные приемы или операции (анализ, синтез, сравнение, обобщение, конкретизация), которые делают его готовым к обучению в школе.
Предложенные игры способствует расширению кругозора и сообразительности ребенка.
Кто что любит?
Подбираются картинки с изображениями животных и пищи для этих животных. Перед ребенком раскладывают картинки с животными и отдельно картинки с изображением пищи, предлагают всех "накормить".
Назови одним словом.
Ребенку зачитывают слова и просят назвать их одним словом.
Например: лиса, заяц, медведь, волк (дикие животные);
лимон, яблоко, банан, слива (фрукты).
Классификация.
Ребенку дают набор картинок с изображением различных предметов. Взрослый просит рассмотреть их и разложить на группы, т.е. подходящие к подходящим.
Найди лишнюю картинку.
Подберите серию картинок, среди которых каждые три картинки можно объединить в группу по общему признаку, а четвертая - лишняя.
Разложите перед ребенком первые четыре картинки и предложите одну лишнюю убрать. Спросите: "Почему ты так думаешь? Чем похожи те картинки, которые ты оставил?"
Отметьте, выделяет ли ребенок существенные признаки, правильно ли группирует предметы). Если вы видите, что ребенку трудно дается эта операция, то продолжайте терпеливо заниматься с ним, подбирая другие серии подобных картинок. Помимо картинок можно использовать и предметы. Главное, заинтересовать ребенка игровой формой задания.
Найди лишнее слово:
Прочитайте ребенку серию слов. Предложите определить, какое слово является "лишним".
Примеры:
Старый, дряхлый, маленький, ветхий;
Храбрый, злой, смелый, отважный;
Яблоко, слива, огурец, груша;
Молоко, твогог, сметана, хлеб;
Час, минута, лето, секунда;
Ложка, тарелка, кастрюля, сумка;
Платье, свитер, шапка, рубашка;
Мыло, метла, зубная паста, шампунь;
Береза, дуб, сосна, земляника;
Книга, телевизор, радио, магнитофон.
Говори наоборот.
Выучите с ребенком стихотворение:
Скажу я слово "высоко",
А ты ответишь - ("низко"),
Скажу я слово "далеко",
А ты ответишь - ("близко"),
Скажу тебе я слово "трус",
Ответишь ты - ("храбрец"),
Теперь "начало" я скажу,
Ну, отвечай - ("конец").
Предложите ребенку игру: "Я буду говорить слово, ты тоже говори, но только наоборот, например: большой - маленький".
Можно использовать следующие пары слов:
веселый - грустный
быстрый - медленный
красивый - безобразный
пустой - полный
худой - толстый
умный - глупый
трудолюбивый - ленивый
тяжелый - легкий
трусливый - храбрый
белый - черный
твердый - мягкий
шершавый - гладкий
и т. д.
Бывает - не бывает.
Называете какую-нибудь ситуацию и бросаете ребенку мяч. Ребенок должен поймать мяч в том случае, если названная ситуация бывает, а если - нет, то мяч ловить не нужно.
Например, вы говорите: "Кошка варит кашу", и бросаете ребенку мяч. Он не ловит его. Затем сам ребенок придумывает что-нибудь и бросает мяч вам. И так далее.
Ситуации можно предлагать разные:
Папа ушел на работу.
Поезд летит по небу.
Кошка хочет есть.
Человек вьет гнездо.
Почтальон принес письмо.
Зайчик пошел в школу.
Яблоко соленое.
Бегемот залез на дерево.
Шапочка резиновая.
Дом пошел гулять.
Туфли стеклянные.
На березе выросли шишки.
Волк бродит по лесу.
Волк сидит на дереве.
В кастрюле варится чашка.
Кошка гуляет по крыше.
Собака гуляет по крыше.
Лодка плывет по небу.
Девочка рисует домик.
Домик рисует девочку.
Ночью светит солнце.
Зимой идет снег.
Зимой гремит гром.
Рыба поет песни.
Корова жует траву.
Мальчик виляет хвостом.
Хвост бежит за собакой.
Кошка бежит за мышкой.
Петух играет на скрипке.
Ветер качает деревья.
Деревья водят хоровод.
Писатели пишут книги.
Строитель строит дом.
Водитель ведет троллейбус.
Отвечай быстро.
Взрослый, бросая ребенку мяч, называет цвет, ребенок, возвращая мяч, должен быстро назвать предмет этого цвета. Можно называть не только цвет, но любое и качество (вкус, форму) предмета.
Что хочу сказать?
взрослый: "Отгадай, что я хочу сказать: ПО…..»
Ребенок: «Поезд, полка, пояс, потолок, пони, пост».
"Отгадай, что я хочу сказать: НА… ЗА… МИ… МУ… ДО… ЧЕ… ПРЫ… КУ… ЗО…»
Сравнения.
Чем похожи муха и бабочка?
А чем отличаются друг от друга?
Ребенок 6-7 лет должен правильно производить сравнение: выделять и черты сходства, и различия, причем по существенным признакам.
Пары слов для сравнения:
муха и бабочка; дом и избушка; стол и стул; книга и тетрадь; вода и молоко; топор и молоток; пианино и скрипка; шалость и драка; город и деревня.
Угадай по описанию.
Взрослый предлагает угадать, о чем (о каком овоще, животном, игрушке) он говорит и дает описание этого предмета. Например: Это овощ. Он красный, круглый, сочный (помидор). Если ребенок затрудняется с ответом, перед ним выкладывают картинки с различными овощами, и он находит нужный.
Кто кем будет?
Кем (чем) будет: яйцо (цыпленком),
Кем (чем) будет цыпленок (курицей)
Кем (чем) будет желудь, семечко, гусеница, икринка, мука, деревянная доска, железо, кирпичи, ткань, кожа, день, ученик, больной, слабый, лето и т.д.
Необходимо поощрять ребенка за несколько ответов на вопрос.
Небылицы (что не так?).
Взрослый рассказывает о чем-то, включая в свой рассказ несколько небылиц. Ребенок должен заметить и объяснить, почему так не бывает.
Пример:
«Я вот что хочу вам рассказать. Вот вчера - иду я по дороге, солнышко светит, темно, листочки синие под ногами шуршат. И вдруг из-за угла как выскочит собака, как зарычит на меня: "Ку-ка-ре-ку!" - и рога уже наставила. Я испугался и убежал.»
«Иду я однажды по лесу. Кругом машины ездят, светофоры мигают. Вдруг вижу - гриб. На веточке растет. Среди листочков зеленых спрятался. Я подпрыгнул и сорвал его.
Пришел я на речку. Смотрю - сидит на берегу рыба, ногу на ногу закинула и сосиску жует. Я подошел, а она прыг в воду - и ускакала».
Назови как можно больше слов.
1) Назови слова, обозначающие деревья (береза, сосна, ель, кедр, рябина...).
2) Назови слова, относящиеся к спорту (футбол, хоккей...).
3) Назови слова, обозначающие зверей.
4) Назови слова, обозначающие домашних животных.
5) Назови слова, обозначающие наземный транспорт.
6) Назови слова, обозначающие воздушный транспорт.
7) Назови слова, обозначающие водный транспорт.
8) Назови слова, обозначающие овощи.
9) Назови слова, обозначающие фрукты
Как это можно использовать?
Предложите ребенку игру: найти как можно большее число вариантов использования какого-либо предмета.
Например, вы называете слово "карандаш", а ребенок придумывает, как можно использовать этот предмет (рисовать, писать, использовать как палочку, указку, балку в строительстве, градусник для куклы, скалку для раскатывания теста, удочку и т. д.)
Загадки.
Днем спит,
ночью летает,
прохожих пугает.
Ответ: филин, сова
Ты возьми особый глаз,
Быстро взглянет он на вас,
И появится на свет
Самый точный ваш портрет.
Ответ: фотоаппарат
Хвостком виляет,
Зубаста, а не лает.
Ответ: щука
В нашей кухне целый год
Дед Мороз в шкафу живет.
Ответ: холодильник
В брюхе баня,
В носу - решето,
На голове - пуговица,
Одна рука,
Да и та на спине.
Ответ: чайник
Один пьет,
Другой льет,
Третий растёт.
Ответ: дождь, земля, растение