|
Проблема. Стратегия работыАвтор статьи: Марк Сухорученков
Некоторые психологи (я, например) очень любят мучить клиента просьбами описать свою проблему. Прямо вот изощренно и с садистическим удовольствием. Иногда клиент действительно мучается, иногда, будучи наученный опытом терапии, сам предъявляет проблему, что-то на вроде: «У меня проблема, в два года меня сильно обижала мама, кормила манной кашей вместо гречневой, поэтому у меня нет работы, семьи, денег, здоровья, я в депрессии, в постоянных стрессах…», и т.п. На самом деле проблема, действительно, может быть очень важной частью терапевтической работы, от которой зависит ее результат. В мире вещей и фактов проблемы не существует. Ее нельзя потрогать, ее нельзя увидеть. Есть факт: уволили с работы, или бросил муж. Но это не проблема. Некоторые люди с удовольствием отнесутся к тому, что оставили опостылевшую работу, некоторые вздохнут от облегчения, что этот гад, наконец, ушел. Проблема существует только в сознании конкретного человека, в этом сознании она создается, конструируется. Проблема – конструкт. Зачем же мы с таким упорством конструируем проблему на терапевтической сессии? Проблема содержит в себе видение цели и даже решения. Правильно сформулировав проблему, можно понять, куда надо двигаться, чтобы ее решить. Нелогично получается, проблемы нет, мы ее конструируем, зачем? Чтобы потом решить… Гхм…. Должно быть что-то еще, что мы реально в реальной жизни разрешаем. Именно для этого конструируется проблема. Иногда в терапии это как-то упускается, и проблема конструируется ради проблемы. В этом, мне кажется, одна из основных причин неудачной терапии. Что же есть в реальной жизни? В реальной жизни существуют потребности. Они удовлетворяются или не удовлетворяются. Неудовлетворенная потребность вызывает различные негативные чувства. Испытывая негативные чувства, человек может жаловаться. Жалоба – это гораздо более реально и ближе к жизни, чем проблема. Проблема должна опираться на реальную жалобу. Именно на работу с жалобой должна быть ориентирована изначально правильная терапия. Помните, в старые времена у докторов была прекрасная форма обращения: «На что жалуетесь?» Итак, жалоба. Из чего она состоит? Из недостатка чего-то нужного (неудовлетворенная потребность) и несостоятельности человека ее удовлетворить. Еще раз, полная исчерпывающая жалоба это неудовлетворенность и несостоятельность. «У меня нет семьи» - жалоба неполная. Правильно: «Я хочу свою семью, но у меня не получается довести отношения до брака». Желание, потребность завести семью – это факт, неумение довести отношение с другим человеком до брака – это тоже факт. Жалоба очень близка к реальности. Чем же от жалобы отличается проблема. Часть проблемы – это жалоба, все то же сочетание неудовлетворенности и несостоятельности. Вторая часть проблемы – это объяснение, объяснение человека того, почему это не получается. «Я хочу свою семью, но у меня не получается довести отношения до брака, потому что все мужчины, с которыми я знакомлюсь не хотят длительных отношений» - например. Объяснение уже фактом не является. Это некоторая картина в сознании человека и именно с этой картиной можно и нужно работать в терапии. Именно это – первая цель. Надо сказать, что можно работать и с фактами: а так ли надо создать семью? Не придуманная ли это потребность? А всегда-ли не удается доводить отношения до брака? Может уже было 5 браков и все они распались, и факт какой-то другой? Это тоже бывает перспективным, но самое перспективное с точки зрения терапии, это объяснение. От него зависит то, что можно изменить, чтобы человек смог удовлетворить свою потребность. В общем, правильная формулировка проблемы – половина, а то и больше всей терапии. Формулированию проблемы может быть посвящена не одна сессия. И если это удается сделать, то иногда и терапия заканчивается, потому что решение – очевидно. Какими чертами должна обладать «правильная» проблема, чтобы ее наиболее быстро и эффективно можно было решить? Проблема должна быть в формулировках настоящего и будущего, потому что машину времени не изобрели. Вернуться в прошлое, чтобы там что-то поменять затруднительно. Проблема должна содержать контекст, потому что смена контекста (а это часто в силах человека) может привести к исчезновению проблемы или ее смягчению. Проблема должна больше содержать действий самого человека, чем действий других людей, потому что свои действия человек может контролировать и менять, а действия других, как-то не очень. Вообще действия, лучше поддаются контролю, чем чувства. Чувства в проблеме тоже важны (жалоба), но как мотив действовать, как энергия для изменения, источник же самих изменений - действия. Какие же стратегии работы с проблемой в проблемно ориентированной терапии? Я очень люблю схемы и составил схему работы с проблемой:
Контекст. При работе с контекстом, мы выясняем условия, в которых проблема является проблемой. Мы собираем ту рамку, которую можно изменить, и проблема исчезнет. Естественно мы ищем объяснения, почему и как именно эти условия влияют на проблему, мы ищем исключения. Исключения. Проблема проявляется не всегда. В каких-то условиях она не проявляется. Это источник легкого решения. Естественно мы ищем объяснения, почему так происходит, мы ищем ресурсы, которые помогают (уже помогали) решить проблему. Объяснения. Это очень важная стратегия, потому что это легче всего управляется, а значит и разрешается в жизненной ситуации клиента. Люди вообще склонны объяснять себе все, что с ними происходит. У них есть, конечно же, готовое объяснение проблеме, но оно не работает, иначе бы клиент не дошел до терапевта. Т.е. объяснить надо как-то по-другому, найти такое объяснение, которое работает. Здесь все средства хороши. Если неработающее объяснение зациклено на собственных неустранимых недостатках, хорошо объяснение происходящего влиянием и кознями неких внешних сил. Тогда решение проблемы заключается в том, как от них защититься, что гораздо легче, чем исправлять свои часто природные особенности. Парадоксальное объяснение, объяснение при помощи метафор способно расширить горизонт внимания, сделать очевидным какой-то ресурс, который скрыт, но который под рукой, близко, и его можно легко задействовать. Влияние. Эта стратегия близка к контексту и к исключениям и связана с ними. Можно найти те аспекты жизни, в которых клиент управляет проблемой, следовательно, у него есть инструменты решения, можно найти условия, изменение которых решит проблему. Если проблема исчезнет. Это «золотой фонд» краткосрочной терапии направленной на решение. Здесь существует много техник: «Чудесный вопрос», «Волшебная палочка». Фокусирование на будущем, когда проблемы нет, чудесным образом притягивает к себе решение. Иногда даже, кажется, что что-то произошло само, и проблема через какое-то время исчезает. Для терапевта это не очень хорошо, ибо клиент убегает из терапии, не придавая особого значения работе терапевта, думая, что проблема действительно исчезла сама по себе. Но согласитесь, для клиента это очень хороший выход и это работает. Способы решения. Как правило, человек уже до терапии предпринимает попытки совладать с тяжёлой ситуацией. Но эти попытки либо слабо работают, либо не работают. Часто именно неудачные попытки решения поддерживают проблему. Иногда бывает достаточно прекратить использовать неудачные способы решения и проблема исчезает. Кроме того, среди сделанных попыток может оказаться что-то недооцененное, но на самом деле работающее. Эта стратегия связана со стратегией объяснения. Копинг (как человек сосуществует с проблемой). Эта стратегия – источник ресурсов, источник сильных качеств и навыков, которыми человек уже обладает, и которые он может использовать для избавления от проблемы. Проявления на сессии. Проблема может проявлять себя прямо на сессии определенными переживаниями и даже телесными ощущениями. Работа в этом направлении, работа с фокусированием на теле, на чувствах, на мыслях. Эта работа может через переживание момента «здесь и теперь» привести к переосмыслению всей проблемной ситуации, к очень сильным и видимым результатам прямо на сессии. Я подытожу эту статью тем, что еще раз подчеркну значимость работы с проблемой, но с «правильной» проблемой. Проблема должна быть поставлена так, чтобы она решалась, чтобы она отвечала при решении удовлетворению потребности, которая не удовлетворяется, неудовлетворение которой и привело клиента в терапию. В работе с проблемой происходит постоянный процесс ее создания, формулирования и изменения. Человек может это делать и сам, более того, это очень полезно, уметь ставить и формулировать перед собой проблему правильно. Но в диалоге с терапевтом – это происходит гораздо эффективнее. Терапевт дает иную точку зрения, взгляд со стороны, собеседника. Это важно. Если Вас что-то не удовлетворяет в жизни, у вас есть жалоба, приходите в терапию, чтобы найти путь удовлетворения и научиться проблемному подходу к конструированию своей жизни. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|