Психология Konz/Лагеря. Часть 2 - Сходства

Начало статьи можно посмотреть здесь.
Психология Konz Лагеря Часть 2  Сходства


Своей статьей я не хочу сравнивать советские и фашистские режимы. Не хочу ставить знак равенства между концлагерем и ГУЛАГом. Анализ и поиск общего у двух авторов, лишь подчеркивает схожесть личностных переживаний человека, попавшего в особо экстримальные условия.

Напомню, что для такого анализа я использовал книги Виктора Франкла "Сказать жизни Да: психолог в концлагере" и Ефросиньи Керсновской "Сколько стоит человек?". 
И что же нашлось откровенно схожего у узника концлагеря и заключенной советской системы лагерей? 

Сходство первое: Мировоззрение. Виктор Франкл происходил из интеллигентной семьи, получил достойное образование и к моменту заключения был уважаемым членом научно-профессионального сообщества. Ефросинья Керсновская происходила из дворянской семьи, получила разностороннее домашнее образование, окончила гимназию и ветеринарные курсы. Владела 8-ю иностранными языками, разбиралась в литературе, искусстве, философии. Во многом, образование и некая внутренняя интеллигентность позволили отразить пребывание в заключении схожим образом.

Сходство второе: Труд это не наказание. Труд, особенно осмысленный, с видением возможного результата помогает черпать силы внутри и поддерживать мотивацию к жизни. Оба автора указывают эпизоды тяжкого труда, но наибольшую урон для психики заключенного наносил «бесполезный и бессмысленный» труд. Франкл: «подобный труд подавляет волю, кидает тень на разумность этих действий». Франкл в качестве подобного труда упоминает о случае вскапывания земли зимой без особой цели. Керсновская же, описывает эпизод стирки фронтовой одежды без мыла, под проточной водой, находясь в трудовом поселении в Новосибирске. Только представьте - какие на самом деле преследовали цели это наказание? 



Сходство третье: Стремление помогать. Оба автора широко описывают эпизоды оказания помощи другим заключенным. Франкл оказывал консультационную помощь и поддержку новоприбывшим в концлагерь. Керсновская же описывает множество эпизодов, в которых ее помощь повлияла на жизнь и здоровье других заключенных: в тайне от конвоира принесла ведро воды, чтобы омыть новорожденного ребенка в этапе поезда (по некоторым данным, правнука адмирала Невельского), часто делилась скудным пайком, прятала еду в подоле и проносит в камеру для кормящей матери, много раз становилась донором крови, превыше установленных норм, для больных во время работы в госпитале, и многие другие эпизоды. В обоих случаях, стремление к помощи становится выше чувства собственной безопасности.

Сходство четвертое: Отношение к настоящему. Оба автора относятся к происходящим событиям с чувством принятия и непротивления. Франкл, во время заключения, избирает стратегию поведения «не испытывать судьбу и плыть по течению». Керсновская, похожим образом подчиняется советской оккупации Бессарабии в 1941 году, со смирением подчиняется высылке. Впоследствии, анализируя пережитый опыт, оба автора считают, что каждый поступок в их заключении принес положительные результаты: Франкл упоминает историю о 10-ти грузовиках, присланных в лагерь накануне поражения Германии. Колонна грузовиков должна была выехать на территорию Швейцарии, где должен был происходить обмен заключенных на военнопленных. Франкл, ждал последнего, 11-го грузовика, который так и не прибыл. Как оказалось, все 10 отправившихся грузовиков были уничтожены. Один из ярких моментов, озвученных Керсновской, заключается в следующем: «я получила второй срок – десять лет – и вторую судимость. Хорошо ли это? Нет. С двумя судимостями я «рецидивистка», значит, никакой надежды на амнистию, на скидку. Плохо! Меня, как «рецидив», отправили в Норильск. Там я «выбилась в люди», а в Новосибирске бы погибла... Так это же хорошо!».

Сходство пятое: Память о близких и надежда на встречу. Пребывание в заключении отяжеляется прерыванием связи с ближними и родственниками, отсутствием информации он них и их жизни. Для Франкла, желание снова увидеть жену – сильнейший мотив, позволяющий стерпеть ужасы заключения. Керсновская же, тешила надежду, что ее единственный близкий человек – мать, жива, однако информаторы убедили ее в обратном. Отчего и позволяла себе поступать смело и необдуманно: «Раньше об опасности я никогда не думала. Это не было ни геройством, ни фатализмом. Была уверенность, может быть, горькая, но помогающая сохранять спокойствие, что моя смерть никого не заставит страдать».



Сходство шестое и главное: Смысл жизни. Именно это, а не пребывание в заключении, является главным объектом рассуждений обоих авторов. Франкл: «как можно сохранять уверенность, не поддаваться отчаянию в самые трудные моменты, когда, казалось бы, подобное существование не имеет ни малейшего смысла?». Смысл жизни в подобных работах трактуется, не только как мотив к движению, продолжению существования, а еще и как как воля, которую не так просто сломать, как чувство гуманности, привитое обоим с самого детства. В их воспоминаниях, нередко упоминается, что заключение с дальнейшим голодом, холодом, насилием, физической болью лишь «подкашивают» волю к жизни. Однако, наибольшим ударом для психики человека остается потеря смысла существования – только тогда человек сдается, и «пассивно ожидает своей смерти» (Керсновская). 


Первая фотография Керсновской, сделанная после отбывания срока и получения паспорта в 1958 году. 

 

Полный текст опубликованной статьи вы можете посмотреть здесь - https://humanpsy.ru/books/integr2017-1.pdf



Просмотров: 397
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Виктор Франкл в моей жизни
  • "Человек в поисках смысла" (В. Франкл)
  • Смысл. (Виктор Франкл)
  • Учить тому, каков есть сам: Виктор Франкл – основатель концепции логотерапии
  • Маленький Сашка - Франкл.
  • Шоковая травма, Франкл и хокку
  • История 1. Франкл и личный выбор
  • Каким образом литературное произведение отражает структуру психики его автора?
  • Сходство созревания бабочки и личности человека.
  • Никогда никого не вините в своей жизни, себя тоже. Самые "виновные".
  • Основные теории эмоций. Эмоции и чувства, их сходство и различия
  • Отличия и сходство «солей» как наркотиков от других видов ВИС (веществ, изменяющих сознание)
  • Любовь и радуга в чем сходство.
  • РЭПТ и КПТ: в чем различие и сходство
  • Печаль и меланхолия: их сходство и различия ( по работе Фрейда " Печаль и меланхолия", 1917)
  • Ресурсы и помехи в отношениях. Сходство и различие
  • В чём сходство психолога и священника? Размышления на Рождество.
  • Близкий человек-"пожиратель" жизни.
  • Психоанализ, психотерапия, психологическое консультирование-сходство и различия
  • Как найти смысл жизни? Легко! "TOP 3" готовые программы предназначения человека. Выбери свою.
  • Кто ты: "пассажир" или "творец своей жизни". Анализ фильма "Пассажиры"
  • Как можно радоваться плохим событиям в своей жизни?
  • Притча "Воздушный шарик" (смысл жизни, внутренняя пустота)
  • Смысл в жизни и жизнь без смысла.
  • Первая помощь | Если близкий человек "говорит" о суициде
  • Как часто мы идем по дороге своей жизни на "автопилоте"
  • Как "проработанность в своей травме" помогает в жизни?
  • В какие моменты жизни человек задумывается о своем предназначении?
  • Шокирующая правда жизни!!! Только оставаясь в паре, Вы можете стать по-настоящему собой
  • Зачем мы думаем о смерти "во время жизни"?



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь