|
В чём сходство психолога и священника? Размышления на Рождество.Автор статьи: Молчанова Ирина Андреевна
Я родилась и выросла в эпоху атеизма. Мои родители крестили меня тайком от советской власти, но по-настоящему верующим христианином в нашей семье был только один человек – моя бабушка – папина мама. В моих детских воспоминаниях есть место двум иконам, висящим в святом углу её дома и, конечно же, её молитвам и ритуалам. К примеру, до Яблочного Спаса она не ела яблок, а на мои вопросы «почему?» отвечала кратко: «Потому, что детки мои умерли во время войны от голода. Только твой папа и выжил». Это сегодня я узнаю про ритуалы и их мифы больше, а тогда из своего невежества, даже с некоторым возвышением я смело заявляла: «Бабушка, что Вы всё молитесь? Бога нет! Люди уже в космосе побывали и никого там не встретили!». На что бабушка спокойно отвечала: «У вас нет, а у меня есть!» С тех пор прошло много лет. Я долго искала свою Веру повсюду: в психологии, в философии и в других науках. Никогда не думала, что оказавшись в католической стране, я так близко подойду к христианству. Год назад у меня появилось первое желание открыть Библию. Сотни раз я протирала её от пыли и снова возвращала на прикроватную тумбочку моего мужа. А недавно услышала от одного священника такую фразу: «Чтобы понять атеист ты или верующий надо хотя бы прочесть Священное Писание». И я начала читать. Читать и слушать проповеди игуменов, протоиреев и других настоятелей храмов. Удивилась, что некоторые из них доктора наук, а некоторые пришли к служению после прочтения трудов Фёдора Достоевского и Виктора Франкла. Мне открылся невероятно богатый мир и множество заложенных смыслов в каждом событии жизни. Я увидела как много общего между талантливыми священниками и психологами. И те, и другие содержат в себе всё то, что есть в каждом современном человеке: и свои особенности, и достоинства, и недостатки, и болезни. Они выросли в той же самой среде, на той же самой почве, что и другие люди, но степень их ответственности гораздо выше. И те, и другие всегда должны думать о том, как отзовётся их слово остальным. Одна из задач, которая стоит перед ними, а значит и перед нами – как можно чаще признавать свои слабости и недостатки. Чтобы иметь возможность их исправлять. Чтобы те, кто приходит за помощью смогли увидеть в них обычных людей, которые также подвержены искушениям и слабостям, и которые, возможно, лишь на шаг впереди в своей внутренней борьбе. Не в борьбе между добром и злом, а в борьбе со злом по-доброму. И психологу, и священнику важно уметь говорить: «Я не знаю. Давай искать ответ вместе». Не очаровывать людей своими знаниями, чтобы потом тем не пришлось разочаровываться. Ведь даже в Иисусе многие разочаровались, хотя Он никого и не пытался очаровать. Он являл собою Истину, но большинству она была не нужна. Люди хотели чудес, зрелищ, умножения хлебов, исцеления больных. Но чтобы познать Истину надо трудиться. Человек спасается Божией помощью, но и не без своих собственных усилий. Вот история, подтверждающая строки выше. Пришли как-то два странника к преподобному Антонию Великому и стали спрашивать о том, как им жить. Тот дал им ответы, но ни один из ответов путники не смогли принять. И тогда сказал Великий Антоний своему ученику: «Эти люди одного не могут, другого не хотят. Накорми их кашей и отпусти с Богом». Вот так и сегодня в церковь приходят люди, не желая признавать свои грехи. И в кабинете у психолога им трудно смотреть на свои недостатки. А чтобы ещё что-то с ними делать – для этого нужна воля и мужество! Пока мы честно не поставим себе диагноз, мы не сдвинемся с места и никогда не исцелимся. Царь Соломон говорил: «У богатого и друзей много, а у бедного – и родственники враги». Нужно иметь смелость, чтобы поставить себе диагноз «нелюбовь», чтобы признать: «Я не люблю таких-то людей». И перечислить весь список. Да и себя любить не очень-то получается. Любим ли мы действительно? Это легко проверить. Зацепи человека и посмотри, что из него польётся: мёд или дёготь? В современном мире человека обольщает его собственное Я. Посмотрите, на чём мы концентрируем своё внимание? Как мы носимся и ликуем от количества полученных лайков и подписчиков. Да и сами – то подписываемся, то отписываемся от всевозможных «гуру». А подписаться стоило бы на всю оставшуюся жизнь на Библию. Именно она и есть инструкция по тому, как научиться любить. И священника, и психолога в помощь себе важно выбирать, понимая, что ты доверяешься сформированной кем-то системе ценностей и убеждений. Осознанно или бессознательно помощник будет проповедовать что-то своё, исходя из своих жизненных ориентиров и координат. Кто-то из служителей сказал: «Если священник долго не болел и не имел скорбей, то лучше к нему за советом не идти. Сытый голодного не разумеет». Я думаю, это относится и к психологам. Специалист, потёртый жизнью, гораздо больше разумеет. Важно, чтобы тот, кто идёт немного впереди рассказал, что шёл он той же дорогой, что и с ним было то же самое, что в самой тупиковой ситуации всегда есть выход. Василий Великий – церковный писатель и богослов – говорил: «Если мы о чём-то говорим, давайте говорить об этом с двух сторон». У каждой ситуации есть две стороны. В оказании помощи есть два действующих лица – Бог и человек. Священник и психолог – это всего лишь посредники. И тому, и другому важно говорить правду. Но для этой правды важно найти такую форму, которая будет максимально бережной, чтобы не причинить человеку такой силы боль, которая воспрепятствует пониманию. То, что просящий помощи может обидеться, не должно останавливать их. Ведь и обидеться иногда очень приятно, не так ли? Это не я сказала, это пишет Достоевский в своём последнем романе «Братья Карамазовы»: «Ведь обидеться иногда очень приятно, не так ли? И ведь знает человек, что никто не обидел его, а что он сам себе обиду навыдумал и налгал для красы, сам преувеличил, чтобы картину создать. К слову привязался и из горошинки сделал гору. Знает сам это, а все-таки самый первый обижается, обижается до приятности, до ощущения большого удовольствия, а тем самым доходит и до вражды истинной». Закончу словами Георгия Чистякова: «Каждому из нас необходим личный опыт бед, горя и потерь, опыт, ввергающий нас в бездну настоящего отчаяния, тоски и слёз. Эта весть входит в наше сердце только через собственные потери. Как школьный урок её не усвоишь. Смею утверждать: тот, кто думает, что верит, не пережив этого опыта боли, ошибается. Это ещё не вера, а лишь прикосновение к вере других». Желаю нам всем Веры, Надежды и Любви! С Рождеством Христовым!
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|