В чём сходство психолога и священника? Размышления на Рождество.

Я родилась и выросла в эпоху атеизма. Мои родители крестили меня тайком от советской власти, но по-настоящему верующим христианином в нашей семье был только один человек – моя бабушка – папина мама. В моих детских воспоминаниях есть место двум иконам, висящим в святом углу её дома и, конечно же, её молитвам и ритуалам. К примеру, до Яблочного Спаса она не ела яблок, а на мои вопросы «почему?» отвечала кратко: «Потому, что детки мои умерли во время войны от голода. Только твой папа и выжил».

Это сегодня я узнаю про ритуалы и их мифы больше, а тогда из своего невежества, даже с некоторым возвышением я смело заявляла: «Бабушка, что Вы всё молитесь? Бога нет! Люди уже в космосе побывали и никого там не встретили!». На что бабушка спокойно отвечала: «У вас нет, а у меня есть!» С тех пор прошло много лет. Я долго искала свою Веру повсюду: в психологии, в философии и в других науках. Никогда не думала, что оказавшись в католической стране, я так близко подойду к христианству.

Год назад у меня появилось первое желание открыть Библию. Сотни раз я протирала её от пыли и снова возвращала на прикроватную тумбочку моего мужа. А недавно услышала от одного священника такую фразу: «Чтобы понять атеист ты или верующий надо хотя бы прочесть Священное Писание». И я начала читать. Читать и слушать проповеди игуменов, протоиреев и других настоятелей храмов. Удивилась, что некоторые из них доктора наук, а некоторые пришли к служению после прочтения трудов Фёдора Достоевского и Виктора Франкла.

Мне открылся невероятно богатый мир и множество заложенных смыслов в каждом событии жизни. Я увидела как много общего между талантливыми священниками и психологами. И те, и другие содержат в себе всё то, что есть в каждом современном человеке: и свои особенности, и достоинства, и недостатки, и болезни. Они выросли в той же самой среде, на той же самой почве, что и другие люди, но степень их ответственности гораздо выше. И те, и другие всегда должны думать о том, как отзовётся их слово остальным.

Одна из задач, которая стоит перед ними, а значит и перед нами – как можно чаще признавать свои слабости и недостатки. Чтобы иметь возможность их исправлять. Чтобы те, кто приходит за помощью смогли увидеть в них обычных людей, которые также подвержены искушениям и слабостям, и которые, возможно, лишь на шаг впереди в своей внутренней борьбе. Не в борьбе между добром и злом, а в борьбе со злом по-доброму.

И психологу, и священнику важно уметь говорить: «Я не знаю. Давай искать ответ вместе». Не очаровывать людей своими знаниями, чтобы потом тем не пришлось разочаровываться. Ведь даже в Иисусе многие разочаровались, хотя Он никого и не пытался очаровать. Он являл собою Истину, но большинству она была не нужна. Люди хотели чудес, зрелищ, умножения хлебов, исцеления больных. Но чтобы познать Истину надо трудиться. Человек спасается Божией помощью, но и не без своих собственных усилий.

Вот история, подтверждающая строки выше. Пришли как-то два странника к преподобному Антонию Великому и стали спрашивать о том, как им жить. Тот дал им ответы, но ни один из ответов путники не смогли принять. И тогда сказал Великий Антоний своему ученику: «Эти люди одного не могут, другого не хотят. Накорми их кашей и отпусти с Богом». Вот так и сегодня в церковь приходят люди, не желая признавать свои грехи. И в кабинете у психолога им трудно смотреть на свои недостатки. А чтобы ещё что-то с ними делать – для этого нужна воля и мужество! Пока мы честно не поставим себе диагноз, мы не сдвинемся с места и никогда не исцелимся.

Царь Соломон говорил: «У богатого и друзей много, а у бедного – и родственники враги». Нужно иметь смелость, чтобы поставить себе диагноз «нелюбовь», чтобы признать: «Я не люблю таких-то людей». И перечислить весь список. Да и себя любить не очень-то получается. Любим ли мы действительно? Это легко проверить. Зацепи человека и посмотри, что из него польётся: мёд или дёготь?

В современном мире человека обольщает его собственное Я. Посмотрите, на чём мы концентрируем своё внимание? Как мы носимся и ликуем от количества полученных лайков и подписчиков. Да и сами – то подписываемся, то отписываемся от всевозможных «гуру». А подписаться стоило бы на всю оставшуюся жизнь на Библию. Именно она и есть инструкция по тому, как научиться любить.

И священника, и психолога в помощь себе важно выбирать, понимая, что ты доверяешься сформированной кем-то системе ценностей и убеждений. Осознанно или бессознательно помощник будет проповедовать что-то своё, исходя из своих жизненных ориентиров и координат. Кто-то из служителей сказал: «Если священник долго не болел и не имел скорбей, то лучше к нему за советом не идти. Сытый голодного не разумеет». Я думаю, это относится и к психологам. Специалист, потёртый жизнью, гораздо больше разумеет. Важно, чтобы тот, кто идёт немного впереди рассказал, что шёл он той же дорогой, что и с ним было то же самое, что в самой тупиковой ситуации всегда есть выход.

Василий Великий – церковный писатель и богослов – говорил: «Если мы о чём-то говорим, давайте говорить об этом с двух сторон». У каждой ситуации есть две стороны. В оказании помощи есть два действующих лица – Бог и человек. Священник и психолог – это всего лишь посредники. И тому, и другому важно говорить правду. Но для этой правды важно найти такую форму, которая будет максимально бережной, чтобы не причинить человеку такой силы боль, которая воспрепятствует пониманию. То, что просящий помощи может обидеться, не должно останавливать их. Ведь и обидеться иногда очень приятно, не так ли?

Это не я сказала, это пишет Достоевский в своём последнем романе «Братья Карамазовы»: «Ведь обидеться иногда очень приятно, не так ли? И ведь знает человек, что никто не обидел его, а что он сам себе обиду навыдумал и налгал для красы, сам преувеличил, чтобы картину создать. К слову привязался и из горошинки сделал гору. Знает сам это, а все-таки самый первый обижается, обижается до приятности, до ощущения большого удовольствия, а тем самым доходит и до вражды истинной».

Закончу словами Георгия Чистякова: «Каждому из нас необходим личный опыт бед, горя и потерь, опыт, ввергающий нас в бездну настоящего отчаяния, тоски и слёз. Эта весть входит в наше сердце только через собственные потери. Как школьный урок её не усвоишь. Смею утверждать: тот, кто думает, что верит, не пережив этого опыта боли, ошибается. Это ещё не вера, а лишь прикосновение к вере других».

Желаю нам всем Веры, Надежды и Любви! С Рождеством Христовым!

В ч м сходство психолога и священника Размышления на Рождество
Фото автора текста



Просмотров: 251
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Чтобы научиться жить в этом мире, нужно всего лишь позволить себе иногда злиться
  • Хочу, чтобы меня любили такую, какая я есть.
  • Тело оно не только чтобы в него есть
  • Любовь нельзя заесть "Я ем, чтобы жить или живу, чтобы есть"
  • Почему люди не обращаются за помощью к психологам, даже если есть острая потребность?
  • Люди хотят, чтобы было по-ихнему. Но по-ихнему не будет, потому что нет такого слова!
  • Важно научиться терять время, чтобы потом его приобрести...
  • Почему взрослые люди хотят, чтобы их речь была лучше?
  • 3 привычки, которые вы должны развить в себе, чтобы всегда быть «при деньгах»
  • Жить, чтобы: Есть, Есть, Есть!!!?
  • Бегать, прыгать? Чтобы похудеть этого мало. Важно победить ЖОР!
  • «Я ем не для того, чтобы есть, я ем для того, чтобы выжить».
  • Относитесь к себе так, как вы хотите, чтобы к вам относились другие
  • Почему важно Переживать свою ЖИЗНЬ, чтобы быть здоровым?
  • Что надо сделать родителям, чтобы гарантировать себе ненависть своих детей?
  • Есть проблема? Вот что нужно, чтобы ее решить
  • Чтобы мужчина ценил, женщине важно не забывать о своих интересах и потребностях
  • Как понять, что перед вами лохотрон (чтобы не потерять там свои деньги)
  • 5 вопросов, которые полезно задавать себе перед сном, чтобы справиться с тревогой.
  • Рефракторная зона: что делать, чтобы поменять то, что есть
  • Есть ли жизнь после развода? (Заметки той, которая точно знает, что есть).
  • Как научиться доверять, чтобы иметь много душевного тепла и близости?
  • Хочу своё любимое дело, много денег и чтобы легко.
  • Что делать, чтобы нас слышали и учитывали? И чтобы было взаимопонимание?
  • Чтобы научиться говорить, нужно уметь слышать
  • Как есть, чтобы не набирать лишний вес?
  • Чтобы что-то понять, иногда надо принять, что не все можно понять
  • 3 вопроса, чтобы понять, а действительно ли вы любите этого человека
  • Что нужно сделать, чтобы всегда быть «при деньгах». Проверено на себе!
  • Как найти свои чувства (чтобы потом их осознавать)



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь