|
Интенсивная Систематическая Практика: "Гарантия Результатов"Автор статьи: Макс Ильин
Все остальные варианты - в лучшем случае дают краткосрочные эффекты, ну или чаще всего оказываются очередным надувательством, направленным на неуничтожимую веру большого сегмента аудитории в магию и халявные "чудеса", и также корыстное использование таких заблуждений. Впрочем, эта публика мои материалы практически не читает (по крайней мере, целиком), так что обращаться далее буду к своей основной "ЦА", у которой с оценкой реальности порядок. О чём хочу поведать в этот раз - именно что об Интенсивной Систематической Практике (ИСП); опираться буду не только на данные когнитивно-поведенческой терапии, а даже больше - на "психологию экспертности", одним из ведущих авторов в которой выступает Андерс Эрикссон (вот одна из его книг - к удаче читателей, в научно-популярном стиле; здоровенные научные работы иногда утомляют). Исследовал Эрикссон, помимо прочего, и высоко-эффективных спортсменов - в частности, конькобежцев. И именно в этих наблюдениях он впервые заметил критический факт - далеко НЕ любая практика "делает совершенным". А только особенно устроенная - названная "Осознанной/Намеренной" (Deliberate). Что именно было замечено у конькобежцев, которые проводили на катке одинаковое время (скажем, 3 часа):
Таких исследований можно много процитировать; основной факт - такая же система актуальна для абсолютно любого приобретаемого поведения, т.е. умения эти могут быть не только спортивными, но и творческими, и коммуникативными, и так далее. В простых словах - "занятость" не равняется "продуктивности"; критическое значение имеет не просто вложения времени (пресловутые "10 000 часов для мастерства"), но грамотное использование этого ресурса. * * * Ну да ладно, перейдём к самой практике. Точнее, к основным принципам и требованиям, которые сделают практику максимально эффективной для обучения новым навыкам. Их, после некоторого анализа - можно выделить 6, и они по отдельности вроде бы всем известны. А пользоваться необходимо именно в виде системы - и это будет оптимальный вариант. 1. Полный Фокус Внимания на Небольшом Промежутке Времени Или мы можем просто назвать это "Концентрацией на Деле". Однако, "секрет" в том - что концентрироваться необходимо на:
Кроме интуитивно понимаемого (чем больше внимания уделяется, тем больше "выхлоп") - подобный подбор задач позволяет установить так называемую "мгновенную обратную связь"; иначе говоря - возможно тут же узнать, насколько ты успешен, в сравнении с каким-либо выбранным эталоном. Конечно, далеко не всегда доступно это сделать - но как Андерс Эрикссон указывает, в развитии именно высокой квалификации это также критическая вещь: скажем, наиболее оперативно развивающиеся шахматисты около 3-4 часов в день посвящают сравнительному анализу своих игр с опубликованными ходами лучших игроков мира. Если свой ход и ход мастера различаются - делается пауза и осмысление, что такого гроссмейстер увидел и почему решил так. Соответственно - в отсутствие этого эталона развитие происходит гораздо медленее (если происходит вообще). 2. Конкретные и Требовательные (но не ошеломительно) Задачи с Низким Риском. Здесь все пункты важны: Конкретность - задачи должны быть специфичными и предметными, безо всяких там глупостей вроде "вести себя уверенно в ситуации общения". Как вести? Что такое "уверенно"? В какой ситуации, с кем общение, о чём? О чём речь вообще? Довольно понятно, что с такими "задачами" научиться ничему полезному практически не получится, разве только случайно, как оно часто и происходит. Требовательность - выбранные задачи являются для человека "вызовом" (challenge), как это называют. То есть они действительно требуют напряжения, вложения усилий, их достаточно трудно выполнить - но именно что "достаточно", без различного экстрима и крайностей. Хорошая символическая пропорция - "80% комфорта, 20% вызова". И прогресс пойдёт. То есть быть "уверенным" достаточно на 80% - или даже можно меньше; цель ведь именно в овладении этими оставшимися 20%-ю. Низкий риск - здесь получше выражения не нашёл, и можно войти в заблуждение и замешательство: ведь если задачи трудные, то у них по любому есть довольно серьёзная вероятность провала? Да, это так. Речь о другом риске - что при неисполнении поставленного задания человек ничем, кроме фантомной "самооценки" и чувства собственной исключительности, не рискует; то есть ничего серьёзного он в любом случае не потеряет. Даже более того - любой исход, как описывал ранее, предоставляет возможность использовать принцип "No-Lose" (Без Потерь); успех - можно себя похвалить, порадовать и переходить к следующим задачам потруднее, провал - можно исследовать его причины, и получить самый ценный опыт. Это, кстати, отдельный принцип - "F*ck-Up Forward" ("Лажи вперёд"): идея в том, что в начале обучения каким-то навыками не то что "нормально" и "можно" косячить - а именно что нужно. Это та самая "негативная обратная связь", которая позволяет развивать умение быстрее всего. 3. Цикличность: Регулярное Повторение Ну что тут добавишь - всем известная "мать учения" :) Однако всё же есть некоторые комментарии - касаются они того, что частота этих повторений тоже должна быть умеренной (для избегания пресыщения). В этом плане - хорошо поймут "фишку" бодибилдеры; тем известно, что мышцы растут как раз между тренировками, не во время подъёма тяжестей. Так и здесь - новое научение требует некоторой "автоматической обработки" со стороны мозга; просто так "гасить" по 10-100 раз упражнение, которое достаточно провести 1 раз в день - не имеет большого смысла на долгосрочной перспективе. Для этого, рекомендуется ещё один регулирующий принип - "Дисперсионный График", когда речь идёт о развитии каких-либо привычек. Задумка очень простая - начинаем с массивной практики (несколько раз в день), и затем постепенно снижаем частоту и насыщенность - не прекращая, естественно, совсем. Ну например, если мы возьмём популярные упражнения для прогрессивной релаксации, используемые в КПТ - то довольно логично расположить их во времени как-то так:
И так далее. Помимо предотвращения отвращения (само получилось!) к практикуемым упражнениям - это учитывает и естественную прогрессию; чем лучше мы овладеваем каким-либо действием (т.е. чем больше оно становится "машинальным"), тем реже становится необходимость его подкреплять. 4. Вариативность Задач Имеется в виду разнообразие условий контекста, но при сохранении ядерной функции - что и зачем необходимо сделать. Варьироваться могут и места, и конфигурация участников, и даже форма исполнения - это всё только в плюс; разнообразный и неодинаковый опыт усиливает скорость обучения целевым навыками. Опять же - это естественная вещь, эволюционно в нас "встроенная"; ведь ситуации в реальной деятельности вообще никогда не повторяются "точь-в-точь" друг за другом, постоянно какие-то отдельные и несущественные (а иногда и существенные) элементы изменяются. Что и обуславливает воздействие эффекта новизны и непривычности в качестве стимулятора для научения. В этом месте - можно сослаться на недавнюю публикацию о технологии оспаривания в РЭПТ: в частности, раздел о формате - содержит как раз пример возможных вариациях. Можно диспутировать в диалоге с другим лицом, а можно с собой в одиночку; можно на словах, а можно письменно; сидя на одном месте или перемещаясь в пространстве "меж двух стульев" и так далее. Вопрос "что из этого эффективнее" - ну, такой себе: всё по отдельности - а чем больше вариаций, тем круче. Процесс-то ведь, повторяясь - в базе один и тот же, только формы выражения различные. 5. Подкрепление Поведения Это тоже "классика" бихевиоризма - закрепляться будет только поведение, которое подкрепляется своими последствиями. Подкрепление может быть:
Впрочем, чаще всего речь в таких практиках - о подкреплении "синтетическом" и положительном; ещё сам Б. Ф. Скиннер разработал модель "жетонной экономики" - когда участникам некоего проекта за желательное поведение выдают некоторые символические награды, которые затем можно обменять (на деньги, сигареты, эротические фотки и т.п.). Ну и за проступки и нежелательные действия - штрафуют, на те же "жетоны". Сейчас это крайне популярно (ибо действенно) не только в тюрьмах и детских лагерях, но и в компьютерных играх. Основной ключевой момент - если мы развиваем именно какой-то навык, поведение, фокусироваться стоит на таких моментах: 1) Подкрепляется именно поведение, а не его результаты (естественно, чаще всего подкрепление и оказывается результатом успешного действия). 2) Менее желательное поведение - подкрепляется больше и стабильнее; ну а менее желательное - соответственно, слабее и менее явно (названа эта тактика "шейпингом", т.е. "лепкой" нужного навыка через последовательное приближение). Иногда имеет место и комбинация - так, те же упражнения на релаксацию сами по себе приятны, за счёт отрицательного подкрепления (снижения уровня стресса), но их можно и дополнительно вознаграждать, если видится какой-то смысл. Кроме этого - тот же Б. Скиннер со своими кроликами и попугаями открыл, что существует несколько вариантов режима подкрепления - а именно пять:
Таким образом, и здесь "метод дисперсии" применим - вначале внедрения каких-то навыков в привычку и автоматизм очень неплохо подкреплять массивно и "сплошняком"; затем можно переключиться на дробные режимы. 6. "Регистрация", Ведение Наблюдений и Измерений Помимо того, что может выступать и в качестве всё того же подкрепления - наглядный прогресс, как-никак - наблюдение и измерение позволяют очень объективно оценивать приближение к необходимому состоянию, к заданной цели. Конечно, цель для этого должна быть тоже предметно спроектирована - как Вы измерите "счастье" или "красоту" или "гармонию"? Здесь, из личной практики - оптимальным вариантом является ведение 2 минимальных документов:
При желании, можно себе устраивать и ежемесячные/ежеквартальные отчёты, но это по вкусу и в любом случае будет построено на указанных "реестрах". В конце концов, обычно речь о достижении какого-то целевого состояния - и его поддержании, а то и развитии; так что основная ориентация идёт на это - без конечной цели на ведение всех этих журналов никакой мотивации не будет. * * * За счёт кучи информации - выглядит страшно-сложно, но это как раз тот случай, когда "проще показать, чем рассказать". Так что рассказал как сумел, а дальше сами Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|