Билингвальный мозг

Билингвальный мозг


До относительно недавнего времени считалось, что билингвизм (и, тем более, мультилингвизм) вредит естественному развитию речи, провоцируя задержку ее развития.

Хочу показать вам очень интересный чек-лист от Dr. Fierro-Cobas и Dr. Chan об одновременном усвоении языков детьми (ранние одновременные билингвы) и обсудить его.
🔺От рождения до 2 мес. - мычание
🔺 2-6 мес - гуление. 
🔺 6-15 мес - первые лепетные слова (которые могут быть немного позже, чем у монолингва, но это не проблема). От себя добавлю, что словами считаем звукоподражания, устойчиво обозначающие конкретный предмет.
🔺 1-2 года - смешение языков (части слов в обоих языках могут быть соединены в одном слове). Следим, чтобы было не меньше 20 слов в сумме в обоих языках.
🔺 2-3 года - смешение языков, но уже целые слова оказываются в предложении, с учетом грамматики другого языка. Что должно настораживать? Если вы можете сосчитать количество слов ребенка к его 30 месяцам и если он не составляет комбинации из слов.
🔺 4 года - каждый язык представляет из себя самостоятельную систему.

То есть развитие речи билингв и монолингв отличается тем, что мы применяем нормы, но с поправкой на билингвизм. К примеру, хорошо, когда к 18 месяцам у ребенка 50 слов в обращении. Не важно, русском, английском или обоих в сумме. Точно также к двум годам желательны попытки соединять два слова, неважно, первое слово на иврите и второе на французском или все на русском. Таким образом, развитие билингва и монолингва идет по тем же маршрутам и с той же скоростью, что и у билингва.

Исследования  нейропсихолога Патриции Кул (Kuhl P.) с 9ти месячными детьми показывают, что даже такие малыши в состоянии начать понимать другой язык (в эксперименте принимали участие англоговорящие дети, иностранным был китайский язык), но лишь в том случае, если они воспринимают его от живого человека, а не через динамик, доказывая нам, что люди - существа социальные и для обучения необходимо общение. Согласно ее выводам, примерно к году у ребенка формируется четкое понимание того, какой язык является его родным и заметно явное предпочтение звуков родного языка другим. В общем у монолингвальных детей «окно» для максимально эффективного изучения иностранного языка открыто примерно до 3-4 лет, но у билингв это «окно» может оставаться открытым и дольше, вплоть до 8ми лет (A. Hernandez).

Важно то, что билингвизм дает детям преимущества уже к дошкольному возрасту: они показывают лучшие возможности фокусировки на задании, не обращая внимания на отвлекающие раздражители. То, что они могут лучше концентрироваться, является «симптомом» хорошо работающей кратковременной памяти (Bialystok E.). Такой эффект был обнаружен в исследованиях уже взрослых людей, являющихся ранними билингвами по классификации, которую мы с вами обсуждали несколько постов назад. Существует теория, согласно которой тот факт, что мозгу приходится справляться с двумя языками, оттачивает способности к фокусировке и игнорированию нерелевантной информации.

Отмечено, что билингвы (и мультилингвы, конечно) показывают задержку в проявлении симптомов таких заболеваний как болезнь Альцгеймера, причём примерно на 4 года (Bialystok E, Craik FI, Freedman M.).

Несмотря на то, что специалистам до сих пор до конца не известно, почему получается такой «когнитивный резерв», имеются предположения о том, что употребление двух и более языков улучшает снабжение мозга кровью и кислородом, таким образом оздаравливая нервные соединения и являясь профилактикой деменции.

Недавно было также обнаружено, что у взрослых-билингв более плотное серое вещество мозга особенно в левом полушарии мозга, которое контролирует большинство языковых навыков и навыков общения (Hernandez AE, Dapretto M, Mazziotta J). Максимальный эффект был обнаружен у людей, выучил второй язык до пятилетнего возраста и у тех, кто свободно владеет вторым языком - плюсик в копилочку сторонникам раннего языкового образования детей.

Эти данные подразумевают, что мозг ранних билингв значительно отличается от мозга монолингв.

Насчет точной стратегии, по которой мозг организует хранение и обработку языка, дебаты велись и ведутся уже долгие годы. По современным данным, за эти функции отвечают одни и те же зоны мозга, но, тем не менее, когда билингв перескакивает с одного языка на другой, у него обнаруживается более высокая активность в правом полушарии мозга, особенно во фронтальной части, в спинно-боковой (дорсолатеральной зоне) префронтальной коры головного мозга, ответственной за то самое преимущество билингв над монолингвами по части концентрации и кратковременной памяти.

Это отличие настолько хорошо и явно читается при сканировании мозга, что его еще называют «неврологической подписью» билингвизма (Kovelman I, Baker SA, Petitto LA).

Я думаю, что такие неоспоримые факты достаточно явно показывают преимущества билингвального воспитания детей.

Но если отвлечься от сухих данных о мозге и поговорить о практической стороне, о том, как дать ребенку возможность говорить во взрослом возрасте на двух и более языках на высоком академическом уровне, не имея возможности прямо сейчас создать ему билингвальную среду, то давайте обратимся к исследованию Юлии Фестман, вышедшему в 2016 году, показывающему, что музыканты намного лучше в изучении иностранных языков, нежели люди без музыкального опыта.
Ранние занятия музыкой с детьми даже в формате одного часа в неделю дают свои плоды даже во взрослом возрасте.

Видимо, лучший слух, позволяющий лучше различать звуки, даёт возможность для большей эффективности на поприще иностранных языков (Catherine Y. Wan & Gottfried Shlaug). Также замечено, что у музыкантов сильнее развиты межполушарные связи (Petitto LA, Kovelman), что способствует лучшему развитию высших психических функций (восприятие, воображение, память, мышление и речь - понятие ВПФ ввел Лев Выготский).

Что нам даёт эта информация?

Если у вас прямо сейчас нет возможности или желания заниматься с ребёнком изучением второго языка, но вы хотите создать ему посильные условия для того, чтобы он успешно овладел иностранным языком (языками) в будущем, поищите возможности организовать ему занятия музыкой хотя бы раз в неделю.

И если мы говорим о развитии межполушарных связей, то учтите, что не музыкой единой, развитие мелкой моторики (лепка, разрезание бумаги, раскрашивание, завязывание шнурков, застёгивание пуговиц и прочее) тоже отлично подстегнет развитие, а эффект будет наблюдаться во всех сферах.

Таким образом, мы можем с вами сделать следующие выводы:

1. Да, речевое развитие детей, растущих с несколькими языками, действительно идет субьективно медленнее за счет того, что слова "распределены" по нескольким языкам.

2. Уже к году дети отличают звуки родного языка и предпочитают их звукам других языков. К тому же такие малыши отлично усваивают все новое.

3. Мозг раннего билингва отличается от мозга могнолингва или позднего билингва, такие люди обладают лучшей кратковременной памятью и меньше страдают от заболеваний, поражающих мозг.

4. Развитие должно быть всесторонним. Впрочем, это и так прописная истина.



Просмотров: 251
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Панические атаки. Почему начинаются и как выйти? ⠀
  • Развитие мозга ребенка
  • Как запреты и полная свобода влияют на развитие мозга ребенка
  • Несколько слов о психопрактике. «Гимнастика мозга».
  • Гимнастика мозга, эффективные занятия для детей дошкольного и школьного возраста
  • Влияние мультфильма «Мойдодыр» на развитие детей раннего возраста (2 – 3 года)
  • В отношениях должно быть хорошо... А если нет, то зачем Вам такие отношения?
  • Гимнастика для мозга - эффективный инструмент для развития и обучения детей
  • Как стать эффективным? Образовательная кинезиология. Гимнастика мозга для детей и взрослых.
  • 121 совет как раскрыть возможности мозга
  • Самогипноз. Резервные возможности мозга
  • Мотивация и сила воли в изучении иностранных языков
  • Эффект «ореола» .ОКР (Обсессивно-компульсивное расстройство) - патология головного мозга?
  • Право быть богатым.Психология денег и биологические механизмы мозга (исследования, выводы).
  • Наивные люди: мыслим 5% мозга, видим 4% Вселенной, зато выводы обо всём глобальные и истинные
  • Миф о двух половинках. Половинка есть у мозга, таблетки...
  • Эффект Пигмалиона и пластичность мозга на службе успешному обучению.
  • Социальные сети головного мозга
  • Порнозависимость: МРТ исследования головного мозга
  • Психотерапевтический подход в обучении иностранным языка
  • Билингвизм-что это такое?Как вырастить билингва.Часть 1
  • О трудностях изучения иностранного языка
  • «Булимия» мозга, или что делать, когда информации слишком много?
  • Мотивация в изучении иностранного языка. Часть 1.
  • Как преодолеть трудности в изучении иностранного языка
  • Мотивация в изучении иностранного языка. Часть 2
  • Нейролингвистика. Архитектоника языка, как одного из субстратов психических процессов.
  • Зачем понимать другого, вместо того, чтобы говорить ему как должно быть и что хочу Я?
  • Смартфон головного мозга
  • Особенности изучения второго языка. Собственный опыт



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь